16 Апреля Пятница
9 C, ясно

Архангельское: «Подмосковный Версаль»

14 Октября 2019 4 минуты Автор: Даниил Коломийчук 380
Музей-усадьба «Архангельское» отмечает 100-летний юбилей. «Как, всего сто лет?» — удивитесь вы и будете правы. История усадьбы гораздо старше, но отсчет ведется со дня открытия музея на территории: 1 мая 1919 года сюда пришли первые посетители. Давайте вместе перелистнём страницы прошлого, а заодно заглянем и в будущее Архангельского.
Усадьба, расположившаяся в 20 километрах на запад от Москвы, была известна еще в 30-е годы XVI века, правда, тогда она значилась в ведомостях как имение Уполозы — то ли по фамилии хозяина Алексея Ивановича Уполоцкого, то ли из-за оползней на крутом берегу Москвы-реки. Свое нынешнее название Архангельское получило после того, как здесь появилась церковь Архангела Михаила — сперва небольшой деревянный, а после — каменный храм, возвышающийся над старым руслом.

В череде владельцев Архангельского — люди сплошь именитые, государственные и важные. В разное время усадьбой владели князья Одоевские, Черкасские, Голицыны. Именно при Дмитрии Михайловиче Голицыне — сподвижнике Петра I и одном из образованнейших людей своего времени — усадьба начинает свое преображение. Здесь строится новый деревянный дворец и разбивается французский сад, сюда Голицын перевозит свою знаменитую библиотеку, здесь проходят балы и ассамблеи.

DSC_6671.jpg

Трудиться над созданием «Подмосковного Версаля» продолжили сын и внук Дмитрия Михайловича. При последнем, Николае Алексеевиче, в Архангельском разворачивается строительство, масштаб которого современники оценивали как грандиозный. Голицын-младший, человек просвещенный, три года путешествовавший о Европе и даже танцевавший на балу в Версале с самой Марией-Антуанеттой, подошел к делу основательно. Он заказал за 1200 ливров проект нового дворца французскому архитектору Жаку-Жакобу Герну.

Одновременно с постройкой дворца в Архангельском создается регулярный парк — его автором считается итальянец Джакомо Тромбара. По его проекту перед дворцом были устроены две террасы с мраморными балюстрадами, на которых расположились статуи и бюсты античных богов, героев и философов. Другой итальянский архитектор, Джованни Петонди, создал небольшой павильон «Каприз», рядом с которым расположились библиотека, манеж с каменными столбами в ограде и небольшой сад со скульптурой Амура.

DSC_6657-1.jpg

Однако подлинный расцвет усадьбы начался с приходом Юсуповых. У вдовы Николая Голицына не было возможности содержать несколько имений, и поэтому наибольшее из них — Архангельское — она выставила на продажу. Счастливая судьба усадьбы в том, что она не досталась случайным людям, — ее приобрел князь Николай Борисович Юсупов. Это был богатейший помещик, меценат, человек, занимавший в России высокие государственные посты и к тому же обладавший уникальным художественным вкусом. Именно Юсупов собрал в Архангельском крупнейшую частную коллекцию живописи и скульптуры. Сегодня все эти экспонаты находятся в Большом усадебном доме, который по праву, благодаря своей архитектуре, носит название дворца.

Род Юсуповых владел Архангельским вплоть до революции. Последним владельцем усадьбы была правнучка Николая Борисовича — Зинаида Николаевна Юсупова и ее младший сын Феликс. Последний дерзновенно намеревался превратить усадьбу в современный арт-кластер: «Хотел я превратить Архангельское в художественный центр, выстроив в окрестностях усадьбы жилища в едином стиле для художников, музыкантов, артистов, писателей…» — мечтал юный князь. Но планам не суждено было сбыться — в 1919 году семья Юсуповых покинула Россию.

DSC_6607.jpg

«В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами… завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества», — прозорливо написала в своем завещании Зинаида Николаевна еще в 1900 году.

Почему Архангельское не постигла судьба множества других знаменитых усадеб Подмосковья? «Охранную грамоту» усадьбе в январе 1918 года выписал нарком просвещения Луначарский. Дворец, «заключающий в себе художественные ценности, находится под покровительством рабочего и крестьянского правительства и никаким реквизициям и секвестрам… не подлежит», — говорилось в документе.

Тем не менее, рука пролетариата все-таки прошлась по здешним красотам — на месте оранжерей в 1930-е появились корпуса Центрального военного клинического санатория, безвозвратно изменив вид на долину Москвы-реки. Бывший французский парк зарос густым подлеском, а санаторную территорию огородили забором.

DSC_6709-1.jpg

К счастью, усадьба не только пережила непростые времена, но и вышла из них еще более прекрасной и обновленной. К своему столетию музей получил, как и полагается юбиляру, соответствующие подарки: 18 октября 2017 года президент Владимир Путин подписал указ, дающий Архангельскому статус особо ценного объекта культурного наследия России. К таким, на минуточку, также относятся Московский Кремль и Петергоф. Оргкомитет по подготовке и празднованию 100-летия возглавил зампред правительства Дмитрий Козак.

Архангельское долго и тщательно реставрировали: восстановили и подключили, кажется, впервые за сто лет, фонтаны, вернули на свои исторические места около 20 скульптур, восстановили дорожки, зеленые лабиринты и лесные гостиные. Описывать можно долго, но проще приехать и увидеть все самим!

DSC_6731.jpg

К столетию музея здесь прошел Фестиваль итальянской культуры Тьеполо-fest III, объединивший эстетов, любителей искусств и гурманов, открылся Парк усадебных затей, а также — впервые за пределами Москвы — состоялось вручение Первой театральной премии «Хрустальная Турандот». На церемонию, как и в золотые годы Архангельского, съехались высокие гости и те, чьи победы определили лицо нынешнего театрального сезона.

Неважно, стоит ли за окном летняя жара или метут вьюги — Архангельское прекрасно в любую погоду. Если вы собирались сюда приехать, но до сих пор откладывали
поездку, — теперь самое время для этого! Обновленная усадьба, прекрасная как никогда, ждет своих новых гостей!

Материал опубликован в №3 (63) журнала “Горизонты культуры” за 2019 год. Фото: Сергей Калугин.

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее