15 Июня Вторник
23 C, ясно

Бессмертное барокко: снова в Подмоклове

10 Июня 2021 4 минуты Автор: Дмитрий Котов 42
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклове Серпуховского городского округа - одна из самых необычных в Подмосковье. Пожалуй, её будет более естественно увидеть где-нибудь в окрестностях Римини, нежели на берегу Оки.
В начале XVIII века cподвижник царя Петра Первого князь Григорий Долгоруков решил построить в своей Тарусской вотчине необыкновенную церковь в италийском стиле. Тем самым он желал перещеголять заведённую князем Борисом Голицыным традицию строить барочные церкви в подмосковных имениях – прекрасный образчик голицынского барокко можно увидеть в Дубровицах близ Подольска.

Церковь же Рождества Богородицы в Подмоклове, которая представляет собой ротонду, богато украшенную скульптурами, предполагалась быть более европейской, нежели введённые в моду Голицыным постройки. Идею о строительстве подобного храма Долгоруков очевидно привёз из зарубежных командировок, которые совершал, сопровождая прогрессивного царя.
Историки архитектуры установили, что ближайшим аналогом подмокловской церкви является храм Темпьетто в Риме постройки начала XVI века.
Строительство храма началось летом 1714 года. "Церковь по церкюлю круглую" возводили по чертежу немецкого военнопленного Лоренцо фон Фикина. Однако осенью того же года вышел царский указ о запрете каменного строительства во всей стране кроме Петербурга – так царь рассчитывал нарастить темпы возведение города имени себя. Процесс возобновился лишь через три года, и близость Долгорукова к царю сыграла в этом не последнюю роль, потому что во всей стране каменное строительство разрешили лишь к 1741-му.

DJI_0802.jpg

После возобновления строительства Долгоруков "сменил руку" – нанял лучшего московского каменщика Ивана Куландина. Постройка возводилась из знаменитого подмосковного мячковского белого камня. Но в том, чтобы построить причудливую круглую ротонду, было лишь полдела. Основной упор делался на декоративную резьбу и скульптуры четырех евангелистов и двенадцати апостолов, украшающие церковь – их выполняли искусные резчики по камню под руководством Ивана Зимина.
В 1723-м году Григория Долгорукова не стало. Его сын прохладно отнёсся к продолжению строительства, а затем и весь род Долгоруковых попал в опалу. Достраивал церковь внук Долгорукова Николай Сергеевич. Храм был освящен только в 1754-м году.
Впоследствии Подмоклово многажды меняло хозяев. В конце XIX века на средства подмокловского церковного старосты Тимофея Каштанова храм был расписан. Сохранились фотографии фресок – их вам покажут при визите в церковь. На картине "Страшный суд" был изображен воспевший демона дуэлянт, русский поэт Михаил Лермонтов, который с точки зрения церкви был персоной нон грата, а еще и досадил чем-то местному помещику. Лишь в поздние годы его портрет с фрески убрали.

В годы безбожия храм использовался как зернохранилище. Максимального урона он достиг в 1980-х годах, когда вандалы сломали пять из шестнадцати статуй, стоявших по периметру ротонды. Впоследствии статуи были восстановлены специалистами реставрационного центр имени Грабаря. Некоторое время они хранились в Серпуховском музее, а сейчас возвращены на изначальные места.

GiRzpiuGCFk.jpg

Отец Дионисий Крюков, настоятель церкви в Подмоклове, отметил 25-летие пастырского служения. В миру он был профессиональным музыкантом, закончил "Гнесинку". Вместе с супругой и старшей дочерью Верой Воронежской с 2014 года он организует у стен церкви фестивали под открытым небом, посвященные барочной музыке. Мероприятия получились настолько душевные и искренние, что стали местом туристского притяжения всего Подмосковья.

26 июня здесь пройдёт шестой музыкальный фестиваль, который посвящен музыке барокко и необарокко. Вместе с музыкантами зрители и слушатели смогут дать ответ на вопрос, насколько актуальна эта музыка в наши дни, и насколько убедительны попытки исторической ее реконструкции.

Особенностью фестиваля каждый год является то, что вся музыка исполняется на аутентичных инструментах. В Подмоклове будут звучать лютни и виолы до гамба. Например, в коллективе "Musica ex Tempore", который приедет на фестиваль, есть траверс-флейты и барочные лютни. В этом году организаторы обещают привезти даже старинные клавишные инструменты.

nreaxMwlisQ.jpg

Мероприятие начнётся в 9 утра с литургии. На клиросе будут петь солисты вокального ансамбля "Интрада". С 12 часов стартуют камерные программы. В 19.00 на сцену выйдет хэдлайнер – проект русского этно-барокко NOVOSELIE. Этот коллектив занимается развитием и переосмысление музыки разных периодов отечественной истории. Свою новую программу NOVOSELIE назвали оригинально – "Две свадьбы 342 года назад". Музыканты исполнят две кантаты, написанные на светские переводы "Песни песней" царя Соломона. Кстати, одна из них создана родным дядей самого Иоганна Себастьяна Баха, а вторую написал современный композитор. В этом и есть перекличка времен, заявленная в названии нынешнего фестиваля.

DSC04106.jpg

Также 26 июня в Подмоклове прозвучит кантата написанная специально для этого мероприятия. Ее исполнит итальянский музыкант Паоло Пандольфо – один из самых известных в мире исполнителей на старшей сестре скрипки – многострунной, наполовину ладовой виоле да гамба.
В фестивале примет участие Андрей Решетин – скрипач "Аквариума", увлеченный барочной стилистикой. А генеральным партнером мероприятия стала Московская государственная консерватория имени Чайковского.
Музыканты выступают прямо на ступенях храма, а зрители сидят на скамьях и прямо на земле красивого холма, амфитеатром расположенного у церкви. Бесплатный вход – одно из непременных условий проведения фестиваля. Его организаторы считает своим долгом вести просветительскую работу и открывать классику самому широкому кругу слушателей. Это отличное решение в том числе для мамочек, которые хотят приучить детей к классике. Ведь здесь никто не будет шикать на малышей и велеть сидеть смирно, слушая музыку. Дети могут играть на открытом воздухе и даже поспать на травке – берите с собой пледы и раскладную мебель.

nXw__VqMqtE.jpg

Вера Воронежская, дочь отца Дионисия Крюкова - профессиональный музыкант, играет на пианино и клавесине. Она говорит, что цель фестиваля этого года – показать вневременной характер музыки барокко, раскрыть то, как старинные произведения согласуются с творениями более поздних композиторов, наших современников. Такие сопоставления позволяют задуматься – почему прошлое бывает созвучно нашему нынешнему состоянию? А единство барочной архитектуры и музыка в контексте храма помогут слушателям дать ответы на важнейшие для них вопросы.

Фото: podmoklovofest.ru

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее