30 Октября Пятница
3 C, облачно с прояснениями

Дарья Дарина: с Жизелью по жизни…

09 Октября 2020 6 минут Автор: Алексей Сокольский 65
В начале, говорят, было Слово… Но артисты балета потрясающе умеют обходиться и без слов. И при этом так тонко передавать чувства своих героев! Знакомьтесь: артистка театра "Русский балет" под руководством Вячеслава Гордеева Дарья Дарина.
- Дарья, позвольте поздравить вас с почетным званием "Заслуженный артист Московской области". Состоится ли отмененная из-за пандемии торжественная церемония награждения?

- Обязательно состоится! Это же праздник не только мой и моей семьи. Это праздник Московской области, ведь награждать будут не только меня и не только артистов балета. Это праздник и нашего театра, и, я считаю, праздник Вячеслава Гордеева, потому что как каждому родителю приятны заслуги его детей, так и руководителю приятно видеть успехи артиста, которого он взрастил. А Вячеслав Михайлович меня взял маленькой, "птенчиком". Он учил меня "летать".

- Для любого человека главная награда - заниматься любимым делом. Как вы выбрали этот путь и как добрались по нему до таких вершин?

- В моей семье были журналисты, юристы, инженеры, филологи - люди, с балетом никак не связанные, но когда меня спрашивают, когда я начала заниматься балетом, отвечаю: "Сколько себя помню, всегда танцевала". Сначала я занималась в ДК "Серп и молот", потом в школьном кружке, потом меня занесло в учреждение не совсем профессиональное, но все педагоги, которые со мной работали, дали мне очень много. С Людмилой Николаевной Синельниковой мы разговаривали на уроках не только о балете, но и об Айвазовском, например, и в целом об искусстве. И тогда я поняла, что балет, танец - это гораздо больше, чем просто движения. В танце должна быть какая-то наполненность, внутренний мир…

А в хореографическое училище я попала очень поздно, когда мне уже было 14 лет. Хотя обычно берут в девять-десять.

- Мне казалось, что в спорт и в балет — даже младше…

- В 10 лет в профессиональное училище дети приходят, как правило, уже подготовленными. Когда я поняла, что хочу быть только балериной, сказала об этом маме. Спасибо ей, что она поняла меня и поддержала. Сначала мы обратились в Московское училище, но там с нами даже разговаривать не стали, потому что - "ну, вы опоздали…" По этой же причине отказали в Академии имени Вагановой. Очередная моя надежда - Пермь, где я могла попасть к известному в балетном мире педагогу Людмиле Павловне Сахаровой, у нее был класс моего возраста. Она сказала: "Хорошо, приезжайте, посмотрим вашу девочку!" Я приехала, она меня посмотрела и… тоже сказала: "Извините, но я ничего не могу сделать - поздновато…" А я: "Мама! Все равно я хочу!"

86754.jpg
Второй акт балета "Жизель" А. Адана, партия Жизели.

Следующей была Уфа. Мы позвонили директору хореографического училища Алику Салиховичу Бикчурину, и оказалось, что он на следующий день будет в Москве. Он сказал: "Я сам к вам заеду" − и приехал к нам домой. Он посмотрел только на мою растяжку и стал со мной разговаривать. Он, наверное, почувствовал мое дикое желание учиться и сказал: "Хорошо, беру. Но ты должна будешь после окончания два года отработать в театре". И я согласилась.

Мой педагог Людмила Васильевна Шапкина реально "вбивала" в меня знания. Я помню, как приходила в класс, вставала за станок… Слезы льются: зима, Уфа,
на улице 30 градусов мороза, я живу в интернате, родители в Москве… Мама по телефону: "Давай я тебя заберу!" Я отвечаю: "Нет!" И так каждый день. Спасибо и ей большое, спасибо и уфимскому училищу, которое дало мне эту возможность - заниматься любимым делом. Я буду благодарна им до конца жизни!

Мы еще учились, когда художественный руководитель Башкирского театра оперы и балета Шамиль Ахмедович Терегулов решил сделать такой эксперимент: он взял с нашего курса трех мальчиков и трех девочек, в том числе меня, и стал с нами два раза в неделю работать. И мы танцевали "Лебединое озеро", "Жизель" и "Дон Кихот", то есть, будучи учениками, мы уже глобально погружались в театральную атмосферу. После окончания училища я, как и обещала, осталась на два года в Башкирском театре оперы и балета. Я танцевала и "Жизель", и "Лебединое озеро", и "Шопениану".

А потом случилось так, что в Уфу с гастролями приехали "Русский балет" и Вячеслав Михайлович Гордеев. Мне было так интересно: "Театр из Москвы! Оттуда, где мой дом!" Естественно, я приходила смотреть. А Гордеев приходил на наши спектакли. Позже он приехал, чтобы поставить в Башкирском театре оперы и балета свой спектакль "Золушка", где начал работать и со мной. А потом предложил: "Не хочешь ли ты в отпуске поработать с нами? Мы будем танцевать в РАМТ. Приезжай. Хотя… ты же все равно будешь в Москве, поэтому - приходи, поработаем!" Я обрадовалась: "Я буду работать! В Москве! И мне еще будут за это платить! Да и из формы в отпуске не выйду - красота!" Мне как-то сразу доверили танцевать в "Щелкунчике" и в других "корифейских" партиях.

8675432.jpg
Балет "Щелкунчик" П. Чайковского, партия Маши.

А потом я перешла в труппу "Русского балета" на постоянную работу. К тому же в Москве я живу рядом с театром. Шамилю Ахмедовичу сказала: "Я поехала домой". Он ответил: "Хорошо, Даша! Я согласен. Но - двери нашего театра для тебя открыты".

- С тех пор бывали в Уфе?

- Бывала и не раз. У нас был очень дружный класс в училище До сих пор мы сохранили очень теплые отношения. Недавно ездила в Петербург, где все мы встречались.

- А в новом театре, в "Русском балете, быстро стали "своей"?

- Этот театр - мой второй дом, потому что я себя здесь чувствую очень комфортно. Мне кажется, я не смогла бы где-то в другом месте. Здесь очень хороший коллектив. Мы очень много гастролируем, и мы дышим - одним! Я считаю, что это заслуга руководства - Вячеслава Михайловича и Ольги Васильевны - нашего педагога-репетитора. Именно они смогли это дыхание поставить…

- Говорят, что "нет Жизели лучше, чем Дарья Дарина…"

- Очень приятно, спасибо!..

- А какие из ролей, которые вы танцуете, особенно дороги и любимы именно вами?

- Что касается танца, я люблю все. Если тебе что-то доверили, ты это делаешь хорошо. Жизель, конечно, одна из любимых моих партий, но я люблю и Айшу из "Семи красавиц", настолько она многогранна! Мне нравится танцевать все, что связано с отношениями, с любовью. Айша - это и преданность, и какая-то восточная мудрость. Она сильная, как стрела, и в то же время трогательная. У этой героини столько граней - как ее можно не любить?!.. Или Мария в "Бахчисарайском фонтане" - очень сильный образ! Это и чистота, и гордость, это что-то воздушное и одухотворенное. "Лебединое озеро" - легенда русского балета, и здесь опять чистая, как бриллиант, любовь. "Павана мавра" - когда я в этом балете танцую, всегда перечитываю Шекспира: "Гамлет", "Отелло". Дездемона - ее тоже невозможно не любить! В ней то, чего не хватает сейчас нашим женщинам.

А Жизель - это эпоха романтизма. Это наивная девочка, такая чистая, где-то даже неземная. Она не выдерживает обмана и умирает. И второй акт - ее любовь: даже если ее предали, чувства не кончаются, и любимого человека она все равно спасает. Я люблю своих героинь, люблю все, что касается человеческих отношений, люблю драматизм. Балет - это все про любовь…

IMG_4999.JPG

- Если уж мы говорим про любовь, то вопрос не столько об искусстве, сколько о жизни… У вас три дочки! Вы разрушаете еще один стереотип: что рождение детей и балет - несовместимы.

- Я и сама никогда не думала, что у меня будет трое детей. Просто мне опять повезло, и я встретила такого человека, который дал мне понять, что дети не могут помешать моему любимому делу. С рождением детей я стала сильнее, я стала видеть шире. Ведь не только мы детей воспитываем, но и они нас. При этом мне кажется, что так реализоваться - и как балерина, и как мать, тем более, как мать троих детей, - я не смогла бы ни в каком другом театре. Спасибо Вячеславу Михайловичу за то, что он дал мне такую возможность. Когда я родила второго ребенка, думала: "Ну, все, наверное… Но - попробую выйду". Выхожу, а он мне говорит: "Ты через месяц танцуешь Жизель". - "Я не смогу!" - "Сможешь!" - "Я не справлюсь!" - "Справишься!" Знаете, как это окрыляет!

- Как была выстроена работа театра в месяцы пандемии?

- Честно говоря, было трудно. Для всего мира трудно. Но я в любой ситуации стараюсь находить что-то положительное, позитивное. Сколько всего можно было прочитать-перечитать. Классику, например. Естественно, заниматься надо было каждый день, чтобы не потерять форму, позвонили наши педагоги: "Давайте совместно позанимаемся, через ZOOM". Да, вместо станка кто-то использовал диван, кто-то - подоконник…

- Ждать ли в ближайшее время новых спектаклей?

- Думаю, что новые постановки будут обязательно! У Вячеслава Михайловича Гордеева, я уверена, много идей. Он хочет сделать, например, "Венецианский карнавал". Творчество - оно ведь не останавливается. Наш театр уже ездил на выездные спектакли в Подмосковье в августе. Сезон на сцене Губернского театра начался 30 сентября, было "Лебединое озеро". У меня в октябре будет "Павана мавра" и "Жизель". Надеюсь, что все это не отменится. Очень хочется выйти на сцену и поделиться любовью со зрителями.

- В каких городах Подмосковья вы чаще всего выступаете? Хватает ли залов, способных принять балетные спектакли?

- И залов, и городов таких много: это и Сергиев Посад, и Орехово-Зуево, Подольск, Ногинск, Жуковский, Королев… Я, честно, очень люблю Подмосковье. И Париж, и Милан, и Рим - они, конечно, прекрасны, но наше Подмосковье… Вы знаете, здесь есть какая-то особая энергетика и зритель очень теплый. Нигде больше не набираю я после спектаклей такие огромные охапки цветов. Здесь такие люди!..

IMG_4965.JPG

Однажды мы танцевали "Жизель", и после спектакля, на поклонах, одна пожилая, но очень красивая женщина, подходит ко мне, со слезами на глазах снимает с себя ожерелье, которое очень шло к ее платью, и вешает на меня… А ведь это - как символ, в спектакле "Жизель" есть центральная кульминационная сцена, когда героине дарят бусы, а она их с себя срывает, потому что в это момент в ее душе - трагедия. Этой женщине настолько было жалко героиню, настолько она хотела ей чем-то помочь, что сняла свои украшения и повесила на меня. Я тоже в слезы, говорю, не надо, а она, плача, шепчет: "По-мол-чи". И тут заплакали уже все вокруг…

— Что вы любите помимо балета?

- Я начала играть на гитаре, пошла в школу вокала… Есть у меня и еще одна мечта: я хочу отдавать, делиться. Всю ту любовь, которую дали мне мои учителя, все то, что я накопила, мне хочется отдавать детям. Преподавание - это задача на перспективу. Я закончила ГИТИС, педагогическое отделение хореографии.

Мне хочется передавать свой опыт и знания начинающим артистам балета, чтобы наша профессия развивалась, цвела, жила! Ведь профессия наша - самая лучшая профессия на Земле.

Фото: Максим Усков, Михаил Логвинов. Материал опубликован в №3 (67) журнала "Горизонты культуры" за 2020 год. На нашем сайте вы можете оформить подписку на этот и другие журналы, а также скачать уже вышедшие номера в электронном виде.

Читайте также

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее