20 Января Понедельник
+ 1,5 C, Пасмурно

Нонна Гришаева: «Сейчас моя любимая роль — Аркадина в «Чайке»

29 Декабря 2019 6 минут Автор: Жанна Ованесова 160
Заслуженная артистка РФ Нонна Гришаева накануне премьеры мюзикла «Питер Пэн» в московском областном ТЮЗе подводит итоги пятилетней работы на посту художественного руководителя, а также делится своим педагогическим опытом в воспитании юных зрителей.
Нонна Валентиновна, 2019 год щедро одарил вас театральными премиями и наградами: «Хрустальный парус», «Лучшая женская роль в спектакле «Чайка» — премия газеты «МК», от губернатора Московской области Андрея Воробьева вы получили медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Что для вас представляет большую ценность — награда за вашу работу на сцене или за вашу деятельность в должности художественного руководителя областного ТЮЗа?

Сложный вопрос, поскольку я все-таки «играющий тренер». Как действующей актрисе, конечно, приятно получать награды за мои роли. Поэтому очень ценна награда газеты «Московский комсомолец» за нашу «Чайку». Причем наш спектакль получил сразу три награды, еще Людмила Мунирова за роль Маши и Максим Обрезков как лучший художник. На вручении премии «Хрустальная Турандот» было даже немного неловко получать награду — «Хрустальный парус» за мои достижения в качестве художественного руководителя, потому что я считаю, что это наши общие достижения. Одна бы я ничего не сделала. Это награда всего театра, всей команды, всех людей, которые работали со мной все пять лет, всех людей, которые нас поддерживали! Ничего бы не было без поддержки Андрея Юрьевича (А.Ю. Воробьев — губернатор Московской области, прим. ред.), ни одной постановки. Конечно же, было бы приятнее получить «Хрустальную Турандот» именно за нашу «Чайку» или за мою роль Аркадиной. А получить медаль от Андрея Юрьевича Воробьева было, безусловно, приятно. Это, кстати, уже вторая медаль от губернатора. Года три назад я получала орден Сергия Радонежского как раз в свой день рождения. Это была первая оценка моего труда на посту художественного руководителя областного ТЮЗа, она очень ценна для меня!

Андрей Юрьевич сыграл судьбоносную роль в вашей жизни?

Он пригласил меня на эту должность, он моя главная надежда и опора. И я стараюсь делать свою работу честно, а то, что мой труд получает такую оценку, конечно, радует.

PHOTO-2019-10-04-11-44-04.jpg
Губернатор Московской области Андрей Воробьев и Нонна Гришаева на торжественном мероприятии по случаю 90-летия Московской области

А что-то пришлось менять в театре, в репертуарной политике?

С моим приходом у театра появился музыкальный уклон. В первой постановке «Леди Совершенство» звучит много музыки и песен. Большое спасибо Максиму Исааковичу Дунаевскому. Он подарил нам право на изумительную музыку из кинофильма («Мэри Поппинс, до свидания!»— прим. ред.), в которой каждая песня — это хит. Спектакль получился замечательный. Как актриса, я настолько люблю этот жанр, чувствую себя в нем как рыба в воде, потому что много лет в нем работаю. За пять лет у нас появилось много новых музыкальных постановок: это и «Важная птица» — замечательный спектакль, «Почему бы нет», посвященный Году кино, «Ревизор». Вот сейчас мы работаем над мюзиклом «Питер Пэн». Мы замахнулись на большую постановку, с живым оркестром.

У вас в «Питере Пэне» большая роль?

Нет, небольшая, это роль мамы. А в финале я играю выросшую Венди. Мне эта постановка очень дорога. Дело в том, что, когда мне было 10 лет, я первый раз в жизни вышла на профессиональную сцену Одесского театра оперетты именно в этом спектакле в роли Венди. И для режиссера, моего друга Алексея Франдетти, эта история тоже особенная, у него даже наколка на руке «Питер Пэн». Мы с ним работали вместе в мюзикле Zorro. Потом он со мной ставил «Джуди». И мне удалось его уговорить на постановку в нашем МОГТЮЗе. При всей его занятости он согласился, потому что это тоже для него дорогая сердцу история. А ведь это режиссер, который ставит по всему миру, ему скоро улетать в Лондон, где будет премьера «Шанель», только что у него прошла премьера в Большом театре. Несмотря на такой плотный график своей работы, он согласился поставить у нас спектакль. Как видите, с моим приходом в театре постановочная планка все выше.

А как бы вам хотелось, чтобы в театре было столько же драматических спектаклей, сколько и музыкальных?

Мне бы хотелось, чтобы было все. У нас есть и замечательный драматический спектакль «Пять вечеров», и та же «Чайка», и «Первая любовь» — огромное количество не музыкальных спектаклей, но спектаклей очень высокого уровня. Я перфекционист. Если я что-то делаю, то это должно быть либо очень хорошо, либо никак. Что еще поменялось? Те спектакли, которые раньше шли под фонограмму, теперь по моему настоянию перевели на живое звучание.

Все ваши артисты с хорошим музыкальным слухом?

Вы знаете, когда Алексей Франдетти пришел к нам на кастинг, мне надо было показать ему всех поющих артистов. После кастинга он мне сказал такую вещь: «Я привык, что если я ставлю что-то в драматическом театре, то в нем ну два, три, ну максимум четыре поющих артиста. Гришаева, ты собрала в своем театре пятнадцать поющих артистов, спектаклю быть!» Могу сказать, что я за эти годы собрала команду, каждый год набирала поющих артистов. Некоторых пришлось уволить, но они заслужили это. В целом же коллектив заметно вырос и окреп.

С Максимом Дунаевским у вас сложилось прекрасное сотрудничество. Имеет ли оно продолжение?

Конечно, сотрудничество продолжается. Нас объединяет Московская область, мы каждый год встречаемся, проводим совместные выступления. В этом году отмечалось 90-летие Московской области, мы вместе с Максимом Исааковичем, Димой Харатьяном, Игорем Бутманом вели концерт и пели с оркестром. Да, продолжаем сотрудничество. С Подмосковьем меня многое связывает. Я, кстати, и переехала из Москвы в Московскую область. Правда, эта часть уже стала Новой Москвой. Тем не менее, живу я за городом.

А какие у вас любимые роли, которые вы исполняете на сцене МОГТЮЗа?

Я очень люблю Тамару из «Пяти вечеров». Но сейчас первое место заняла моя Аркадина в «Чайке». Мне бесконечно интересно играть эту женщину, которую я, как сумасшедшая мама, не могу оправдать: ее отношение к сыну, ее эгоизм патологический, ее самовлюбленность. Но это очень интересно играть!

У Чехова непростые роли. Доводилось до этого играть в его пьесах?

Нет. Всю жизнь об этом мечтала. Режиссер Ира Пахомова, она тоже выпускница Щукинского училища, у нас один мастер Владимир Владимирович Иванов, захотела поставить «Чайку» именно со мной. Она во мне увидела Аркадину. Ира обратилась к нашему мастеру, и Владимир Владимирович позвонил мне, посоветовал встретиться с Ирой, сказал, что это будет прекрасная постановка. За это ему большое спасибо. Ира сейчас будет ставить уже третий спектакль в нашем театре. Она очень талантливый режиссер, которому подвластны разные жанры. Поставила у нас потрясающий детский спектакль «Сказки Пушкина», потом «Чайку» и вот сейчас будет ставить «Спящую красавицу» — тоже музыкальный спектакль.

PC7A2356.jpg

А почему она увидела в вас Аркадину? В вас есть что-то такое в характере, что есть в этой героине?

Наверное, да. Когда мы репетировали, она мне говорила: «...Ты как худрук театра должна уметь водить полки за собой!» То есть эта женщина — абсолютный лидер по характеру. Она очень сильная, и это наша общая главная черта.

Часто театр участвует в обменных гастролях по Московской области, а также по федеральной программе «Большие гастроли»? Где МОГТЮЗ высту- пал в последнее время?

Конечно, мы много выступаем в подмосковных городах, мы же областной театр. И по России гастролируем с разными спектаклями, и участвуем в фестивалях от Нарьян-Мара до Санкт-Петербурга. Жаль, что «Золотая маска» нас пока обходит, уж сколько мы их приглашали, уж сколько к себе звали. Но они и на нашу «Чайку» так и не пришли... Зато совсем недавно состоялись наши гастроли в Питере, где прошли с большим успехом и переаншлагом спектакли «Карусель» и «Чайка».

Спектакль «Карусель» — это история про бабушек фактически. Вы таким образом расширяете зрительскую аудиторию театра?

Конечно. Во-первых, я таким образом даю играть нашим возрастным артистам. А во-вторых, бабушки приводят внуков, и когда они видят, что есть и для них спектакль, то почему бы не прийти сюда еще раз вечером?

А юный зритель будет смотреть такие спектакли?

«Карусель» — это спектакль для всех, на мой взгляд, и для подростков, почему бы нет? Это ведь спектакль о любви, о том, как любовь может помочь победить даже самую страшную болезнь. После гастролей в Питере нам рассказала принимающая сторона, что была женщина на спектакле, больная онкологией. Ее привел муж в театр, он таким образом пытался ее вытащить из состояния депрессии. Она категорически отказывалась лечиться, но, посмотрев наш спектакль, согласилась. Это дорогого стоит!

Какие в театре планы до конца сезона в 2020 году?

Я уже говорила, что весной у нас ожидается премьера музыкального спектакля «Спящая красавица» в постановке Иры Пахомовой. И еще есть такая книга, абсолютный мировой бестселлер «Чудаки и зануды» шведского писателя Ульфа Старка. Постановку по этой книге будет выпускать наш режиссер Николай Дручек на малой сцене.

1371d467f207a98e073d8c4af57ef1f6_1.jpg
Сцена из спектакля «Про мою маму и про меня», режиссер-постановщик Андрей Горбатый

У вас удивительно складывалась судьба. Вы несколько лет помогали Одесскому ТЮЗу, играли на его сцене, а потом неожиданно, словно в награду, получили должность худрука в Московском областном ТЮЗе. А успели увидеть плоды своего труда?

Да, это тот случай, который показывает, что если ты что-то даешь бескорыстно, то потом Господь возвращает тебе сторицей. Видимо, так и получилось. Я пять лет помогала Одесскому ТЮЗу, выходила на сцену раз в месяц в роли Гелены в «Варшавской мелодии», и весь сбор от спектакля шел на нужды театра. Каждый раз приезжая, я замечала какие-то изменения. Вижу — ступеньки сделали на сцену, а то было невозможно уже ходить там, то, смотрю, уже лепнина со стен перестала отваливаться, потом звуковое оборудование купили новое, новая постановка вышла... Конечно, это все происходило на моих глазах. И посмотрите, как все связано. Директор этого театра когда-то играл Питера Пэна вместе со мною в детстве в спектакле «Питер Пэн».

Вы вместе с ним учились в театральной студии?

Да, это была театрально-хоровая студия при Одесской музкомедии, теперь это Театр оперетты. И первый раз мы вышли на сцену в новогоднем спектакле вместе с артистами театра. Мы играли детей — это все были наши студийцы, вот такой был у нас фантастический опыт!

У вас в спектаклях дети тоже играют, где набираете маленьких артистов?

Проводим кастинги каждый год, ведь они так быстро растут. У нас во многих спектаклях дети заняты. Моя самая сокровенная мечта: создать театральную студию при театре, чтобы мы могли сами растить деток, чтобы они играли у нас в театре.

В последнее время у вас закрыт въезд на Украину?

Уже три года не могу приехать домой в Одессу. Изо всех сил стараюсь не впадать в депрессию по этому поводу...

А приходилось вам играть на украинском языке? Насколько он вам родной?

Конечно, я знаю язык, в школе его проходила. И до сих пор знаю монолог Мавки наизусть (из произведения Леси Украинки «Лесная песня» — прим. ред.) и очень много украинских песен пою, они есть в моем репертуаре. Я снималась в Киеве в фильме «Маленький трубач», он был на украинском языке, я там говорила и пела на нем. Очень красивый мелодичный язык. Но, когда надо прочитать юридический документ или инструкцию к лекарству, его обаяние исчезает.

А как у вас с кино в последнее время складывается, есть приглашения?

Вы знаете, уже давно я не снимаюсь. Все, что предлагают, мне не интересно. Все какое-то поверхностное, не цепляет. Нет такой роли, чтобы я сказала: «Ах, а вот это я бы хотела сыграть!»

Но вы нашли другое занятие: в этом году впервые набрали курс в свою мастерскую в ГИТИСе.

Да, теперь я дважды худрук, не только в областном ТЮЗе, но и в ГИТИСе, где преподаю студентам первого курса основы актерского мастерства. Буквально три дня назад у нас состоялся первый самостоятельный показ по пьесам Островского. И мы были так приятно удивлены и покорены тем, как ребята все организовали и сделали. Педагоги с нашей кафедры, увидев, сказали, что такого никогда не было. Чтобы программки были напечатаны с портретом Островского! Ребята организовали экран, на котором перед каждым новым номером можно было прочитать, какой отрывок будет исполняться, имена исполнителей, цитату из пьесы... Вся кафедра была буквально покорена моими студентами. Я так горжусь ими, они такие молодцы у меня. Замечательный совершенно курс, чудесные ребята! Лучшие из них потом придут работать к нам в театр.

Photo web-55.jpg
Сцена из спектакля «Маленький принц», режисcер-постановщик Алексей Доронин

Как художественный руководитель МОГТЮЗа, вы тоже в какой-то степени педагог?

Мне кажется, да. С одной стороны, я все-таки, еще раз повторюсь, «играющий тренер». У меня очень сильная Щукинская школа (Театральный институт им. Б. Щукина — ред.) — это лучшая актерская школа в мире. Вместе с артистами я уже пятый спектакль играю в театре вместе. Естественно, что в процессе работы я делюсь с ними какими-то навыками.

Наверное, и зрителя воспитываете?

А любой спектакль, особенно в детском театре, должен воспитывать зрителя. Ребенок должен видеть спектакль, в котором показано наглядно: так хорошо, а так плохо, почему так нужно поступать, а так ни в коем случае нельзя. Иначе для чего театр?

На сцене вашего театра живут феи и волшебники. А что бы вы посоветовали родителям, до какого возраста ребенок должен верить в сказочных героев? Ребенок никому ничего не должен, это во-первых.

А во-вторых, если ребенок верит в фею, это только ему на пользу. А потом, если вдуматься в историю новогоднюю, то откуда в нашей славянской традиции Дед Мороз? Это Святой Николай. Можно всю жизнь продолжать верить, только уже не в Деда Мороза, а в Николая Угодника, и молиться всю жизнь. Вот я верю, молюсь, и он мне помогает.

Вы гиперответственный человек? Учите этому своих детей и как учите?

Да, я ужасно ответственный человек и требую этого от других. А иначе никак не научишь, только требуя. Каждый должен выполнять свою работу на сто процентов.

Артисты в театре с вашим приходом тоже стали намного ответственнее?

Не только артисты...

Вы можете сказать о себе сегодня, что вы служите в Московском областном ТЮЗе и что это единственный театр, где вы сегодня служите?

Конечно, именно служу, театр — это служение. Но он не единственный театр, где я играю. Я также занята в Театре Вахтангова, в «Квартете И», в некоторых антрепризах. Но Московский областной ТЮЗ — это сегодня мое основное дело.

Материал опубликован в №4 (64) журнала “Горизонты культуры” за 2019 год. Фото: Владимир Майоров, Людмила Сафонова, фотобанк РИАМО

Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее