20 Января Понедельник
+ 1,5 C, Пасмурно

Культура мануфактуры

30 Декабря 2019 7 минут Автор: Максим Митченков 215
Фарфоровая посуда и скульптура всегда считалась символом красивой жизни. Ее доставали только по праздникам, а в другое время просто сдували пылинки.
Сейчас пылесборники больше никому не нужны, а все вещи, которые мы покупаем, хочется использовать по назначению. А готовы ли к этому производители фарфора? Что они делают, чтобы не просто выжить, а завоевать новую аудиторию? Почему с ними хотят сотрудничать модные дизайнеры? И из чего пьют чай в Кремле — об этом в нашей статье.

РАЗНОЦВЕТНАЯ ГЖЕЛЬ

— Оценить, как мы развиваемся, можно по новым коллекциям,— говорит PR-директор АО «Гжельский фарфоровый завод» Анастасия Праведнова. — Если бы несколько лет назад у человека спросили, какого цвета гжель, он бы точно сказал, что гжель — бело-синяя. Сейчас те люди, которые следят за нашей жизнью, знают, что гжель все время была многоцветной. И только в ХХ веке приобрела вот этот,известный нам бело-синий оттенок. Мы занимаемся возрождением цветной гжели уже несколько лет.

Производство действительно не стоит на месте. Как минимум раз в месяц появляется что-то новое — либо изделия,либо роспись.Одной из главных новинок 2019 года стали фарфоровые стаканы для кофе с собой.Они представлены в разных вариантах росписи, ее порядка 30 видов — и бело-синяя, и многоцветная.И сейчас это абсолютный хит продаж,который с удовольствием покупает молодежь.

«Мы хотим омолодить аудиторию, чтобы нас ассоциировали не только с вазами и наборами, которые стоят в серванте у бабушки. Мы хотим, чтобы нас воспринимали, как нечто модное и современное и использовали нашу продукцию. К тому же во всем мире сейчас мода на изделия ручного труда. Каждый хочет купить что-то индивидуальное. А ведь наши изделия как раз подходят для этого — они все производятся и расписываются вручную, поэтому двух одинаковых вещей просто не может быть», — рассказывает Анастасия Праведнова.

_IMG_2064.jpg
Сахарница из чайного сервиза «Цветок». Автор формы Федоровская Т.Д. Автор росписи Косихина Ю.А.

Одну такую неповторимую вещь завод подарил футболисту сборной Аргентины Лионелю Месси. Во время чемпионата мира, который проходил в России в 2018 году, ему в подарок на день рождения изготовили квасник и миниатюрную копию игрока. К сожалению, передать подарки лично в руки не удалось, Месси был занят подготовкой к игре. Поэтому подарок передали менеджерам футболиста, с которыми он улетел в Аргентину.

Но старшую аудиторию завод тоже не бросает. Вазы, чайные пары, сервизы, обеденная посудная группа (супницы, тарелки пирожковые) — это классика, от которой завод не собирается уходить.

«Мы выпустили чайный набор, но сделали немножко по-другому,— продолжает Анастасия,— сервиз на 6 персон можно собирать по отдельности — отдельно чашки, отдельно чайник, отдельно молочники. То, что нужно, ты собираешь сам внутри коллекции.А была история, когда отдельные предметы потянули за собой коллекцию. Мы выпустили цветную роспись «незабудки». Сначала была только блинница, но она так понравилась, что люди стали просить дополнительные элементы, — и в итоге появился весь чайный набор. Чашки, блюдца. Теперь и кофейные стаканы есть такие».

Предприятие активно работает на экспорт, сотрудничая со странами ближнего зарубежья, Европой и даже Америкой. В последнее время для разработки коллекций стали привлекать современных дизайнеров. Это Элина Туктамишева, Диана Балашова, Сергей Сысоев. Благодаря им рождается новый взгляд на гжель.

kofeynyy_stakanchik_s_silikonovoy_kryshkoy_1.jpg
Авторский кофейный стаканчик с силиконовой крышкой №17 

— Моя основная задача состояла в том, чтобы сделать продукцию завода актуальной, продукцию, которая бы отличалась от того, что сегодня принято считать классической гжелью, — говорит Сергей Сысоев, член Ассоциации высокой моды и прет-а-порте России, международной ассоциации «Союз дизайнеров». — Я авторитетно могу сказать, что это никакая не классическая гжель. Я про принцип росписи, когда много мелких узоров на одной детали. Раньше каждое десятилетие она менялась. У меня у самого дома большая коллекция изделий. И видно, что в 60-е это одни рисунки, в 70-е другие, в 80-е опять новые. Гжель всегда оставалась модной. Но потом, в 90-е, все остановилось. Она перестала меняться, перестала быть актуальной».

Сергей Сысоев разработал для завода коллекцию для завтрака. По его словам, здесь не нужно было изобретать что-то новое, коллекция создавалась на основе традиционных славянских тем с большим уважением к истории. В нее вошли три росписи.

— Первый вариант — это колос. Для меня было большим удивлением, почему такая русская тема, как хлеб, плодородие, так давно не используется в этом промысле,— делится Сергей Сысоев. Второй вариант — это роза-агашка, крупная монораппортная композиция. Достаточно давно в продукции завода не было вот таких рисунков, как просто роза, лежащая на тарелке. Третья тема — зигзаг. Тоже классическая тема, символ дождя, воды, который часто использовался в славянской культуре на вышивке и на посуде».

А дальше пошло голосование рублем. Иностранцы и молодые семьи захотели иметь в своих домах современную актуальную гжель. Коллекцию оценили не только рядовые покупатели, но и коллекционеры. Даже в МИДе во время приема гостей используют новую коллекцию.

IMG_1209.jpg
Салатник и чайник из серии «Колосья» (кобальт, золото), коллаборация дизайнера Сергея Сысоева и Гжельского фарфорового завода

«Многим художникам это показалось революцией. Я так не считаю. Все построено на бережном отношении к традициям», — добавляет дизайнер.

При этом завод дает возможность каждому почувствовать себя немножко дизайнером. «У нас очень активный Инстаграм,— рассказывает Анастасия Праведнова.— Мы часто проводим там голосование. Мы получаем новые виды росписи от нашей творческой группы, вариантов бывает слишком много,и мы не можем принять решение самостоятельно.Тогда мы выносим вопрос на голосование и просим совета у наших подписчиков. Люди активно голосуют. Мы делаем историю вместе с нашими клиентами».

ФАРФОР ВЫСШЕЙ ПРОБЫ

Фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» главной задачей ставит не погоню за новыми сиюминутными тенденциями, а сохранение традиций. Сотрудники говорят, что с гжелью они совершенно разные и не являются конкурентами друг другу — это нормально. Гжель — декоративно-прикладное искусство в чистом виде, которое традиционно ближе к народу. А фарфор Вербилок — это отдельный вид искусства.

Фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» — самое старое частное предприятие по производству фарфора в России, основанное в 1754 году. Сейчас она модернизирует производственные мощности, внедряет новые технологии, экспериментирует с дизайном и активно продвигает свою продукцию. И самое важное — сохраняет качество продукции — вот главное преимущество фабрики.

2017-01-31_17-27-05_97.jpg
Чайный сервиз «Веселушки». Форма посуды «Ладушки». Автор формы Ганрио Ю.Б. Роспись Горькова А.А.

Чем же так хорош этот фaрфор? Дело в том, что это первосортный тонкостенный фарфор, его толщина не больше миллиметра. Это так мало, что стенки чашки кажутся буквально прозрачными на свет. А весит, как бумажный стаканчик. Ощущение, что такая красота может просто растаять в ладони, как снежинка. Но, как ни странно, такой фарфор отличается еще и высокой прочностью. Этого добиваются при обжиге на предельно высокой температуре до 1350 градусов Цельсия.

«Правда, ставить такой фарфор в посудомоечную машину мы все-таки не рекомендуем,— советует коммерческий директор мануфактуры Елена Кузнецова.— Разве что на низких температурах, на деликатном режиме. Тогда изделия не пострадают».

Именно продукция, выполненная в технике ампир (тот самый тонкостенный фарфор), и пользуется наибольшим спросом. Когда-то дефицитный сервиз за стеклом серванта был показателем благополучия семьи. Теперь такой сервиз на столе является показателем хорошего вкуса хозяев дома.

«Сегодня фабрика входит в Гильдию поставщиков Кремля, поступают заказы на гарднеровский фарфор и от Московской патриархии, и от госструктур, крупных коммерческих организаций, иностранных гостей. Постоянными клиентами являются МИД и МВД, Совет Федерации. Многие компании заказывают продукцию со своими логотипами. Большим спросом пользуются фарфоровые шахматы «Президентский полк», — говорит коммерческий директор предприятия Елена Кузнецова.

2019-11-19_15-09-08_53.jpg
Набор елочных украшений «Мышата» 

Кружки и чайные сервизы по-прежнему самые популярные изделия фабрики. Также востребованы предметы интерьера: вазы, различные скульптуры,мелкие сувениры. Цены начинаются от 300 рублей за чайную пару. Средний чек покупки в экономсегменте сегодня — 1–1,5 тысячи рублей.

Сейчас фабрика пригласила новый состав скульпторов — династию Никоновых, отца и сына, высококлассных специалистов. С их приходом начался очередной этап расширения ассортимента: новая роспись, изделия,более удобные в быту.

«Я — потомственный фарфорист. Мои предки занимаются фарфором еще со времен Гарднера — то есть с тех пор, как фарфор появился в России, — рассказывает Валентин Никонов, главный дизайнер ДО «Промыслы Вербилок». — Специфика производства такова, что просто пригласить человека со стороны, который придумает новую форму, это не очень хорошая практика. Человек должен понимать технологию. Рисунки — другой разговор. Но нас больше интересуют новые формы».

2017-04-29_17-44-29_86.jpg
Шахматы «Живописные». Форма и роспись Орлов С.М.

Такие фабрики не ориентируются только на массового покупателя. Если это произойдет, то марка будет потеряна. Поэтому мануфактура обязана делать штучные изделия, которые выпускаются не очень большими тиражами, поддерживающими престиж марки.

«Стаканчик для кофе — не то, чем фабрика должна хвалиться. Мы тоже следим за тенденциями, но наша задача — не выстреливать сиюминутными изделиями, а делать продукцию, которая сможет пройти проверку временем», — говорит Валентин Никонов.

Фарфор, как и два века назад, снова превратился в дорогой подарок. Это подтверждает сотрудничество фабрики с известными людьми. Например, недавно Гарик Сукачев, который в 2019 году отметил 60-летие, решил заказать статуэтку для праздничного набора своим поклонникам и друзьям.

«Нам приятно, что он выбрал наше предприятие. Мы занимаемся фарфоровой частью этого набора — делаем статуэтку девочки, которая является ключевым персонажем нового альбома. Кропотливая, очень тонкая работа», — добавляет главный дизайнер.

СТОЙКИЕ ФАРФОРОВЫЕ СОЛДАТИКИ

Получается, что несмотря на сложные времена, которые переживает отрасль по всему миру, у нас, в Подмосковье, есть настоящие «фарфоровые герои», которые смогли не только выжить,но и научились идти в ногу со временем. Важную роль в этом играет поддержка государства.

Гжельский фарфоровый завод и фабрика в Вербилках входят в перечень предприятий народных художественных промыслов, которым оказывается поддержка из федерального бюджета. Главная задача такой помощи — сохранение и развитие подобных производств. Ведь это наши традиции, культура и история. Причем история довольно долгая, ведь производства существуют уже не первое столетие.

Кроме того, благодаря финансовой поддержке государства, предприятия модернизируют производственные мощности, внедряют новые технологии, экспериментируют с дизайном и активно продвигают свою продукцию.

01_Ваза400рисВьюн.jpg

Ваза «Вьюн» (ручная роспись, золото), фарфоровая фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» 

Ценят изделия производства не только покупатели. В 2009 году мануфактура в Вербилках получила благодарность от министра культуры РФ за большой вклад в сохранение и развитие традиций народных художественных промыслов России и благодарность от Российской академии художеств за достойный вклад в сохранение и развитие высокохудожественных традиций отечественного фарфора.

Пожалуй, главный успех современной трансформации фарфоровой отрасли заключается в том, что фарфор перестал быть чем-то неприкосновенным, чем-то, что прячут за стеклом. Его используют по назначению. На официальных встречах, дома, на работе. И ощущают тепло не только от горячего чая внутри фарфоровой чашки, но и от человеческих рук, которые эту чашку расписали.

Материал опубликован в №4 (64) журнала “Горизонты культуры” за 2019 год. Фото: фотограф Даниил Драгунов, декоратор Артур Мусин

Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее