22 Января Пятница
-2 C, туман

Дединово - село петровское

21 Ноября 2020 7 минут Автор: Пётр Акульшин, Андрей Шаблин 67
В Списке петровских городов, составленном Фондом культуры имени Д.С. Лихачёва, стоящее на берегах Оки старинное село Дединово, входящее ныне в состав городского округа Луховицы, по праву занимает достойное место. Пётр I хорошо знал действовавшую здесь при царе Алексее Михайловиче кораблестроительную верфь, посещал село, вместе с местными плотниками сам работал на строительстве речных судов.
В Дединове по сей день гордятся непосредственным знакомством местных крестьян с Петром I. Ещё в начале XIX в. там получила распространение легенда об их встрече с царём и о том, как он нарёк дединовцев "Макарами". Впервые эту легенду ещё в 1841 г. опубликовал этнограф-фольклорист И.П. Сахаров в "Сказаниях русского народа". "Есть народное предание, — записал собиратель, — что Дедновцы Рязанской губернии (Дедново — второе название Дединова, использовавшееся в середине XIX в. — Прим. П.А., А.Ш.) отправили своего старосту с выборными людьми от всего мира встретить Петра Великого с хлебом и солью. Государь, принимая от них приношение, спросил старосту об имени. Староста огласил себя Макаром. Государь сказал: “Хорошо”. Потом спросил и других об имени. Дедновцы, будто вообразили, что имя старосты их понравилось царю, все до одного назвались Макарами. Государь, смеясь, сказал: “Будьте же вы все Макарами”. С тех пор Дедновцы слывут Макарами".

Легенда сохраняется в селе уже более двух столетий и сегодня популярна так же как в XIX столетии, когда Н.М. Мендельсон, корреспондент Этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева, посетивший Дединово в 1898 г., свою запись этой легенды предварил замечанием: здесь "очень часто припоминается и обязательно рассказывается каждому новому человеку рассказ, объясняющий прозвище “Макар”, с которым шутя обращаются к каждому приокскому крестьянину остальные рязанцы".

A9R1chcu9v_1ov6vc9_7j8.jpg
Художник Джон Смит, "Пётр I". Гравюра по портрету Годфри Неллера. 1697–1698 гг.

Эту легенду в Дединове и сегодня любят рассказывать приезжим, а на одном из продовольственных магазинов в центре села ныне красуется вывеска с характерным названием "Макар". Конечно, легенде можно и не доверять. Но и без неё немало документов сообщает о знакомстве дединовцев с Петром, об их совместной работе на строительстве речных судов, когда местные плотники учились у него, а, может быть, и сами чему-то научили царя-плотника.

Первый раз работать с Петром I дединовцам довелось в 1718 г. Тогда царь задумал сделать образец для судостроителей Оки, по которому они должны были строить свои суда. Для этого была куплена коломенка (струг, ходивший по средней Оке и Москве-реке), которую на Москве-реке переделали на новый манер при личном участии Петра I (убрали железные скобки снаружи бортов, которые крепили доски, деревянные гвозди-нагели заменили на металлические, установили более мощные днищевые доски и др.). Об этом он сам записал в указе того же 1718 г.: "Судно, называемое коломенка, которую я переделал, послать в Дединово". Об участии в этих работах дединовцев несколько позднее сообщил московский обер-комендант И.П. Измайлов, в 1720 г. объезжавший Оку для проверки исполнения царского указа об изготовлении судов по образцу петровской коломенки. В своём распоряжении по итогам поездки Измайлов записал: "села Дединова судовые плотники три человека, которые были в Москве у дела образцовой коломенки, в расспросах сказали, что от Его Царского Величества о строении судов против обрасцового судна изустной указ в Москве они слышали". Но если эти три дединовских крестьянина (судовые плотники) были "у дела образцовой коломенки" на Москве-реке, то они не только слышали "изустный указ" царского величества, но и лично наблюдали, как должно строить речные суда. Они сами с царём переделывали коломенку, которая после этого была отправлена в их село. (Сами и доставили её?).

A9R1buxxsq_1ov6vcb_7j8.jpg
Никольский придел Троицкого храма сегодня

Доставленная коломенка была помещена в Никольский придел Троицкой церкви. Её размещение в селе положило начало Дединовскому эталонному центру речного судостроения, с той поры по дединовскому образцу-эталону коломенки начали строить мастера всей Оки. Теперь для знакомства с царским образцом им неизбежно приходилось бывать в Дединове, замерять и осматривать образцовое судно, учиться новым манерам работы.

Второй раз потрудиться с Петром I дединовским плотникам довелось в 1722 г. Во время Каспийского похода, следуя по Оке на струге "Москворецкий", Пётр останавливался ненадолго в Дединове. Походный журнал 1722 г. зафиксировал: "Май. 17-го. Солнечное сияние и ветер малый. Их Величества изволили идти водою от Коломны, в 8-м часу по утру, и за Ними последовали все суда… В 5-м часу после полудня проехали Дединово, а Его Величество в верейке заезжал…" Это посещение Дединова, связанное с отставанием от каравана, было отнюдь не праздным, император желал увидеть, как в Дединове работает тот самый эталонный центр речного судостроения. Но деятельная натура Петра не позволила ему быть просто наблюдателем, и он сам взялся за работу. В именном объявленном в Сенате указе от 26 октября 1722 г. император особо отметил личное участие в строительстве окских судов: "делать суда по указу новым манером без скобок так, как Его Величество в бытность свою в Дединове, тамошним бурмистрам и плотникам Сами указывать изволили".

Топор, которым работал Пётр I, в селе хранили вплоть до 1920-х гг. Он исчез лишь в революционные времена начала ХХ в. Пребывание в селе царя-преобразователя стало сюжетом живописного полотна местного художника С.М. Морозова, выполненного в начале 1980-х гг. Дединовцы рассказывают, что коломенка, действительно, могла не иметь обшивки, в село доставили, видимо, один её каркас, чтобы лучше были видны исполненные по-новому крепления и замки.

A9R1gebqi4_1ov6vcd_7j8.jpg
Коломенка

Впервые же в Дединове Пётр I останавливался во время первого Азовского похода весной 1695 г., то есть 325 лет тому назад. Как сам Пётр об этом сообщал в письме первому российскому почтмейстеру, главе Сибирского приказа А.А. Виниусу из Нижнего Новгорода, "ветры нас крепко держали в Дединове два дни…". То есть остановка получилась незапланированная, но долгая.

К сожалению, царь не назвал даты своего пребывания в Дединове, но она определяется без особого труда. Известно, что из Москвы караван под командованием А.М. Апраксина и Ф.Я. Лефорта во главе с Петром I отправился 30 апреля. Обычно путь по Москве-реке и Оке от столицы до Дединова в XVII в. занимал около трёх дней (в 1669 г. голландские мастера, направлявшиеся на Дединовскую верфь, вышли из Москвы 4 мая, а вечером 6 мая прибыли в Дединово, затратив на дорогу неполные три дня). В своих письмах 1695 г. Пётр не раз жаловался на задержки в движении судов ("суды, которые делали гости, гораздо худы, иные насилу и пришли", "больше всех задержка была от глупых кормщиков и работников"). Поэтому в 1695 г. караван до Дединова двигался никак не меньше, чем те же три дня. Остановка здесь могла случиться на третий день по выходу из Москвы — 2 мая (ночью со 2-го на 3-е), а дальше в путь Пётр I и его спутники отправились 4 мая. Это тем более вероятно, что данные сроки совпадают и с графиком движения Петра по Оке в 1722 г. Тогда в Дединово он заезжал 17 мая, а 19-го уже посещал Переславль-Рязанский, то есть затратив на путь от Дединово до Переславль-Рязанского по Оке два дня. В 1695 г. мимо Переславль-Рязанского караван проследовал 6 мая, видимо, отбыв из Дединова также за два дня до этого — 4-го числа.

A9R13xmw9z_1ov6vcf_7j8.jpg
Виктор Пивоваров с моделью верейки

Караван судов должен был растянуться вдоль села более чем на километр. Потому это событие (пребывание царя и его ближайшего окружения, сотен судов, тысяч воинов, стругов с вооружением) навсегда осталось в памяти сельского сообщества Дединова. С другой стороны, и царь за два дня должен был познакомиться с селом, не мог не осмотреть строившиеся здесь многочисленные речные суда, поговорить с плотниками, решал местные вопросы. Видимо, от этого времени в Воскресенской церкви Дединова хранился серебряный ковш с надписью: "Божию милостью великие Государи цари и Великие князья Иоанн Алексеевич и Пётр Алексеевич (до 1696 г. Пётр правил Россией вместе со своим сводным братом Иваном. — Прим. П.А., А.Ш.) всея великие и малые, и белые России самодержцы пожаловали сим ковшом села Дединова таможенного и кабацкого голову Семёна Иванова сына Маринина за прибор таможенных пошлин и питейные прибыли".

Не удивительно, что Азовские походы Петра I оказались едва ли не единственным событием из богатой истории Дединова XVII в., сохранившимся в памяти местного сообщества. Через 300 лет в селе не помнили даже об основанной здесь в 1667 г. первой в России кораблестроительной верфи, о работе на ней в течение двух лет (и, следовательно, о проживании в Дединове) голландцев, о построении корабля "Орёл". Всё это не получило отражения в сельской культуре и фольклоре, в отличие от Азовских походов царя Петра.

A9R10g091x_1ov6vci_7j8.jpg
А. Шхонебек, "Российский флот под Азовом. Корабль "Апостол Пётр" и галеры Азовского". 1700 г.

Память о них оказалась увековеченной в роскошном храме, построенном в конце XVII в. на берегу Оки. Рязанский педагог и краевед И.А. Шавыкин в очерках 1924 г. о Дединове записал: "В историческом отношении особенно интересна Троицкая церковь, построенная при Петре I и при его ближайшем содействии, в знак чего кресты на её главах возглавлены коронами". В подтверждение связи этого храма, возведенного в 1697–1700 гг., со взятием Азова в 1696 г., автор сообщает, что заказчик Троицкого храма местный уроженец купец Никита Шустов велел поместить над западным входом в храм рельефное изображение льва и единорога. В нём сельчане видели символическое выражение Азовской победы: русский единорог побеждает вражеского льва.

Ещё в 1973 г. дединовский краевед А.И. Фёдоров, знакомя сотрудников Института этнографии Академии наук СССР с историей села, о Дединовской верфи XVII в. сообщил лишь перечень построенных на ней судов, явно заимствовав его из книг. Зато как об историческом факте рассказал предание: "Церковь (Троицкая. — Прим. П.А., А.Ш.) построена Никитою Шустовым в 1700 году. Пётр I молился здесь: “Работайте, а я за вас за всех помолюсь”. А 82-летний Сергей Александрович Тарусин, естественно, не помня никаких дат, тем же столичным этнографам так определил время создания Троицкого храма: "Построен после Азовских походов". До 70-х гг. ХХ в. рядом с Троицкой церковью стоял небольшой двухэтажный каменный дом, всем в селе известный под именем "домика Петра". В нём, согласно местным преданиям, останавливался царь Пётр I. Теперь-то мы знаем, что в Дединове Пётр ночевал только однажды — в мае 1695 г. Но этого вполне хватило, чтобы связать с этим домом не одну местную легенду.

A9R1drjd38_1ov6vcl_7j8.jpg
Фрагмент гравюры А. Шхонебека "Осада Азова в 1696 г.", 1699 г.

Видимо, именно пребывание петровского каравана в Дединове весной 1695 г. стало причиной, по которой в селе запомнили и хранили песни о взятии Петром I Азова, фрагмент одной из которых в 1898 г. записал в селе этнограф Н.М. Мендельсон. Наверное, сохранение в селе памяти об Азовской победе Петра I было для дединовцев способом выразить свою сопричастность его первой большой победе. Наверное, сказался и масштаб личности первого российского императора. Но, возможно, всё было иначе.

Знакомство Петра I с Дединовом, позволившее ему лично увидеть масштаб строительства здесь речных судов и оценить их качество, привело к тому, что уже в следующие 1696 и 1697 гг. местные плотники были мобилизованы на строительство петровского флота на реке Воронеж. Причём это были не временные, как раньше, "командировки" мастеров на реки Европейской России для обучения тамошних плотников, которые предполагали возвращение домой после завершения работ. Лучших плотников из села забирали "з женами и з детьми на вечное житьё". Петровское правление открыло для дединовцев совершенно новую страницу в истории их села, а сопричастность свершениям великой эпохи совместилось с горечью потерь. Если до этого Дединово знало только рост числа местных жителей, периоды притока переселенцев (главным образом до середины XVII в.), то теперь впервые испытало безвозвратный уход земляков, родных и близких. Такое трудно забывается. В памяти местного сообщества не всегда сохраняются самые выдающиеся исторические события. Помнится то из происшедшего, что значимо непосредственно для людских судеб. Этот оценочный "эгоизм", при всей своей кажущейся субъективности, является беспристрастным свидетельством истории и предельно объективен: петровские времена для Дединова, как и для всей страны, были трудными, наполненными многими потерями, потому остаются в человеческой памяти.

A9R1jgellq_1ov6vcn_7j8.jpg
Лев и единорог на фасаде Троицкой церкви

Впрочем, проходит время, и событие-символ начинает определять статус сохранившегося локального сообщества. Посещение царём (в 1722 г. уже императором) села — это, безусловно, событие знаковое. Поэтому Дединово по сей день помнит о своей прочной связи с эпохой правления Петра Великого и его великих преобразований. Ведь и бело-сине-красный флаг, который он в начале 90-х гг. XVII в. сделал флагом всего рождающегося российского флота, впервые был поднят в том же Дединове в 1669 г. на построенном здесь первом русском военном корабле "Орёл". (Не под этим ли флагом Пётр прибывал в Дединово в 1695 и в 1722 гг.?).

Всё это вместе обеспечило прочную связь имени Петра Великого и подмосковного Дединова. Потому в селе планируется создание Петровского зала в местном краеведческом музее, установка памятника царю-реформатору, торжественное празднование его юбилея в 2022 г. В рамках подготовки к 350-летию со дня рождения Петра I Дединово как малый "петровский город" включено в федеральный проект "Формирование комфортной городской среды".

Современное Дединово, малый "петровский город" на берегах Оки, не только свидетель эпохи великого правителя, но и наглядный пример того, что властные импульсы становятся реальностью лишь когда за них берутся не только правители, но и простые люди, как это делали дединовские плотники, без которых великий русский царь не создал бы российского флота.

Пётр Владимирович Акульшин, доктор исторических наук, профессор Рязанского государственного университета, имени С.А. Есенина, председатель Рязанского исторического общества. Андрей Александрович Шаблин, кандидат исторических наук, доцент Государственного социально-гуманитарного университета, председатель Луховицкого историко-краеведческого общества (Луховицы). Фотография Кирилла Иосипенко. Материал опубликован в №2 (64) историко-краеведческого альманаха “Подмосковный летописец” за 2020 год. На нашем сайте вы можете оформить подписку на этот и другие журналы, а также скачать уже вышедшие номера в электронном виде.

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее