17 Августа Суббота
+ 16,8 C, Пасмурно

Дорога в Лавру как путь к себе

15 Апреля 2019 10 минут Автор: Дмитрий Котов 938
Этот маршрут называют по-разному: дорогой в Лавру, Царской тропой... Главный паломнический маршрут России, по которому даже могущественные цари шли пешком на поклон к Сергию Радонежскому, в Троице-Сергиеву лавру... “Атмосфера” поговорила с одним из группы людей, развивающих этот проект. Эльдар Оруджев рассказал нам, как и зачем пройти 120 километров, и какие откровения ждут путников в пути.

В НАЧАЛЕ ТРОПЫ

Идея дороги в Лавру не моя - люди по ней ходили много сотен лет. Раньше считалось, что в Троицкий монастырь надо прийти как минимум раз в год. Я начал заниматься тропой два года назад, когда работал над развитием направления туризма и активного отдыха в Центральной ППК, а сейчас продолжаю его уже как волонтерский проект.


Дорога в Лавру идеально подходит под формат протяженной пешеходной тропы. Ее преимущества – близость к Москве, историческое содержание, экологичность. По дороге расположены два больших водохранилища, множество достопримечательностей, леса… Московская часть маршрута проходит по бульварам и паркам с минимально возможным пересечением автомобильных дорог.

Конечно, мы не первые в постсоветской истории занимаемся тропой в Сергиев Посад. Паломники из храма Святой Троицы в Хохлах уже более 10 лет совершают пешее паломничество в Лавру. Отличием нашего подхода является то, что мы занимаемся не организацией походов, паломничеств или других разовых или периодических мероприятий, не созданием туристского маршрута, а созданием пешеходной дороги как объекта.

_OCMXrIKCC8.jpg


23 марта 2017 года состоялся первый, “разведывательный” поход по дороге в Лавру, а еще ранее мы несколько раз тестировали дорогу пешком и на велосипедах… Тогда собралось больше двухсот человек –  ребята из РГУТИСа, представители Министерства культуры Московской области. Мы опробовали маршрут, по которому было безопасно и интересно идти – двадцать пять километров, первый участок за пределами Москвы. Начали от Тайнинского, где раньше располагался царский путевой дворец и до сих пор сохранилась церковь Благовещения, и двигались в направлении Пироговского водохранилища.

ИСТОРИЯ И ЛОГИСТИКА


Вообще, дорога в Лавру начинается в Москве, от Иверской часовни возле Исторического музея. Здесь, в часовне, можно получить подорожную грамоту с отметкой о старте и отправиться в Сергиев Посад. Протяженность тропы – 120 километров. Во времена, когда не существовало железной дороги и Ярославского шоссе, пешеходная дорога была короче. И сейчас можно сократить ее на двадцать-тридцать километров, если не заходить в Хотьково, или Радонеж, но поскольку эти места напрямую связаны с историей Сергия Радонежского, мы считаем, что у людей должна быть возможность для их посещения.

Царская тропа хороша еще и тем, что она прекрасно сочетается с современной логистикой. Условно говоря, можно дойти до Пушкино и на электричке вернуться домой, а на следующий раз стартовать с места, где остановились. Схожий способ прохождения дороги придумала Екатерина II, когда решила посетить знаменитый монастырь. «Императрица, вышедши из Москвы пешком, доходила до определенного места и возвращалась в Москву в экипаже. На другой день доезжала до того места, куда дошла накануне, и снова шла пешком», - говорится в хрониках того времени.

GPYExHzmsTU.jpg


Конечно, есть и сложности. Инфраструктура, сопровождающая пеший туризм, нарушается строительством крупных автодорог, дачных СНТ. И у нас был пример, когда СНТ перегородило нам путь, написав бумажку: «Ходить нельзя!», хотя по территории проходит дорога общего пользования. Но сложности преодолимы. Тропа должна развиваться и быть доступной не только для путешественников, но и для людей, которые постоянно живут в населенных пунктах рядом с ней. Причем спорные вопросы должны решаться в пользу интересов местных жителей, ведь по-настоящему дорога будет популярна, только если она будет востребована у людей как часть глобальной инфраструктуры активного отдыха.

СКОРОСТЬ, АМБИЦИИ, РАДОСТЬ


Официальный рекорд прохождения (точнее, пробегания) дороги в Лавру – 16 часов 50 минут. Люди зимой бежали, 30 декабря. У одного из участников оторвались подошвы на кроссовках, так он не хотел с маршрута сходить и три километра бежал босиком, пока ему новые кроссовки на промежуточную точку не подвезли. Пешеходный рекорд – 24 часа 50 минут. Преодолеть маршрут пешком за один-два дня – амбициозная задача, которая под силу не каждому. 60 километров по пересеченной местности проще не пройти, а пробежать. Если идти пешком, следует закладывать под путешествие весь световой день, не останавливаться, даже есть на ходу. Это, скорее, нетипичный вариант. Обычному, неподготовленному человеку тропа покорится за четыре-пять дней, с несколькими остановками.

Недавно тропу прошли сто паломников в возрасте старше 60 лет. Старшему было 85. Шли достаточно долго, за несколько этапов – ничего, дошли, причем с удовольствием. Разные люди ходят. Есть спортсмены, есть верующие, есть просто люди, которым интересна история. Англичане ходили, китайцы. Некоторые проезжают маршрут на велосипеде. Уже сложилась добрая традиция велосоревнований по дороге Lavra bike challenge. Мы людей не сегрегируем, дорога открыта для всех, каждый выбирает свой формат. Чем больше мы сумеем привлечь, чем больше человек узнают историю нашей страны и смогут интересно провести время недалеко от Москвы – тем лучше. Скоро по тропе пойдут телевизионщики – профессиональные журналисты, профессиональные операторы – которые задумали серию из десяти фильмов, посвященных этому маршруту. Они отвели на прохождение четыре дня.

17458322_1891800627766935_5752840062469598225_n.jpg


Я проходил Царскую тропу четыре раза – начиная от четырехдневного формата и заканчивая двухдневным. Интереснее идти медленнее. Больше времени для того, чтобы познакомиться с достопримечательностями. Например, по дороге расположен лесной скит, построенный на месте церкви, которую сожгли поляки – они не сумели взять Лавру и наступали на Москву. В этом скиту двое человек живут, молятся. Природа вокруг красивая – грибы, ягоды…

КРАСОТА В ГЛАЗАХ ИДУЩЕГО


До революции, до постройки железной дороги, по маршруту проходило шестьсот-семьсот тысяч человек в год. В начале XVI века годах барон Сигизмунд в своих «Записках о Московии» упоминал, что на богомолье прибывало до миллиона паломников. Представляете, что такое миллион человек для того времени? Это колоссальная цифра!

Мы выбрали маршрут, который ведет к максимальному количеству исторических мест и при этом имеет минимальное пересечение с автомобильными дорогами, экологичный и безопасный. В основном это лесная дорога, а в городах Пушкино и Софрино тропа проходит по парковым зонам. Маршрут межрегиональный, он начинается в Москве и продолжается по территории Московской области.

Карта Дорога в Лавру на крафте 07 no layers 2019.jpg


Около девятнадцати километров проходит по территории Москвы: знаменитая «футбольная» Никольская улица, славяно-греко-латинская академия, в которой учился Ломоносов – первое высшее учебное заведение России. Кстати, академия тоже относилась к Троице-Сергиевой лавре. Рождественский монастырь был основан по благословению Сергия Радонежского, там приняла постриг жена героя Куликовской битвы Василия Храброго – это один из самых древних из сохранившихся монастырей. От подворья Троице-Сергиевой лавры на Олимпийском проспекте через Марьину рощу попадаем на Ростокинский акведук. Там, на окраине Москвы, в районе сегодняшнего метро Алексеевская, располагался первый путевой дворец, где цари меняли парадную одежду на дорожную, чтобы отправиться в Лавру. Потом – парк «Яуза» с усадьбой Свиблово.

WQSGG__i5EQ.jpg

В Московской области, помимо уже упомянутого Тайнинского, мы проходим через Пироговский лес, который заканчивается Пироговским водохранилищем. Дальше – город Пушкино с очень интересным музеем-дачей Маяковского. Как ни парадоксально, этот объект восстановил местный священник отец Андрей. Здесь тоже можно поставить печать на подорожную грамоту. Очень красивое Учинское водохранилище, Парк Северный в Пушкино и набережная реки «Серебрянки», усадьба Мураново, деревня Артемово, которая раньше тоже являлась подворьем Троице-Сергиевой лавры… Потом – музей-усадьба Абрамцево, Хотьково со знаменитым Ставропигиальным женским монастырем, где похоронены родители Сергия Радонежского. Дальше идем в древнее село Радонеж с Подворьем Троице-Сергиевой лавры и источником Сергия Радонежского, в церковь святого Сергия на Семхозе, построенную на месте гибели Александра Меня. Есть и другие интересные места – исторические, религиозные, природные: парки, леса, реки с мостами, озера. В деревне Артемово есть источник Всех Святых с 12 купелями. Парк «Кочевник» - тоже интересное место.


ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА

Царская тропа доступна и для самостоятельного посещения, а местом старта может стать любой ее участок. У нас разработано несколько вариантов походов выходного дня, в рамках которых можно пройти не всю тропу, а отдельные отрезки на выбор туриста. На маршруте есть отели, в зависимости от количества людей и сложности маршрута можно выбрать количество остановок.


Волонтеры собрали и озвучили аудиогид, в котором описано большинство достопримечательностей. Вообще, волонтеры делают очень много. Группы водят – в том числе, группы пожилых людей – иногда более, чем сто человек за поход. Внешнего финансирования на проект мы не получаем, все делаем за свои средства, по собственной инициативе, в свое свободное время. Устраиваем регулярные волонтерские лагеря по прочистке дороги. Скидываемся на материалы, пилы, топоры и лопаты, работаем. К этому проекту местные жители присоединяются, распиливают упавшие деревья.

DSC_3891.jpg

Именно благодаря волонтерам  эта дорога наполняется содержанием, становиться разнообразной и интересной. Хочется отметить особый вклад Юны Южевой, Светланы Савельевой, Людмилы Ветерковой, Ирины Голоднюк, Власовой Полины, Романа Нечая, Сергея Толубаева, Александра Советова, Сергея Потапова, Игоря Силина, Дмитрия Ерохина, Андрея Иванова, Анжелики Данюшиной, Анны Масленниковой. Каждый из них занимается каким-либо из аспектов развития дороги. У нас даже есть неофициальные «должности» – «хранитель традиций», «создатель комфорта», «чемпион по туризму».


Очень большую поддержку оказывает Троице-Сергиева Лавра (отец Анатолий и руководитель Паломнического центра Антон Новиков). Троице-Сергиева Лавра выдает  грамоты пришедшим, встречает их, помогает взаимодействовать с различными органами и организациями, развивает международное сотрудничество с аналогичными проектами. Был даже случай, когда они встретили бегунов, дав им аминокислот для восстановления, чем очень удивили и порадовали.  

СТАРАЯ НОВАЯ ДОРОГА


Я могу рассказать, как вижу перспективу проекта, хотя на самом деле она может быть гораздо шире, чем я ее себе представляю. Я вижу тропу как пилотный проект развития неавтомобильной инфраструктуры страны. Сейчас в России даже нет законодательства, которое описывает, что такое неавтомобильная дорога. Пешеходная дорога, согласно современному российскому ГОСТу, существует как дополнение автомобильной (инженерное сооружение в полосе отвода). А пешеходная сеть Европы включает в себя 70 тысяч км магистральных пешеходных дорог, плюс в каждой стране своя разветвленная сеть – от 40 до 60 тысяч километров локальных пешеходных дорог, связывающих различные населенные пункты.

Каждая протяженная пешеходная дорога состоит из большого количества малых, что позволяет создать непрерывную пешеходную инфраструктуру. Есть интересный пример –«Камино Сантьяго», дорога Святого Иакова, один из самых известных паломнических маршрутов в Европе. Около 400 тысяч человек по ней ходит. Минимальная протяженность – 100 километров, максимальная - более 3000 километров. В 1975 году, когда началось возрождение это тропы, ее прошло 18 человек, а сейчас – 380 тысяч. Но в старину, как я уже говорил, по нашей дороге ходило гораздо больше людей, чем по тропе Святого Иакова. Мы сотрудничаем с этим проектом под кураторством Троице-Сергиевой Лавры, у нас большие планы по обмену опытом.


Есть пример Канадской тропы, проходящей через тринадцать провинций: от Новой Шотландии на востоке до Северо-Западных территорий. Общая протяженность составляет 24 000 километров. Маршрут проложен таким образом, чтобы он был доступным для большей части населения страны — четверо канадцев из пяти живут в тридцати минутах езды от маршрута.

DSC_3936.jpg

В 2018 году мы выиграли конкурс Министерства культуры РФ «Лучший зеленый маршрут России», в котором участвовали 79 регионов. Больше 200 троп было заявлено! Надеюсь, на примере нашей дороги будут создаваться другие протяженные неавтомобильные маршруты. Согласно постановлению правительства Московской области, наша дорога уже сейчас включена в транспортную сеть. При этом, я надеюсь, она не станет городской пешеходной дорогой, перенесенной в лес. Возможно, параллельно с ней появится велосипедная дорожка – экологичная, приближенная к естественному окружению.  Сейчас проходит подготовка проекта планировки линейного объекта (пешеходной дороги). Мы рассчитываем, что к концу года Дорога в Лавру официально станет пешеходной дорогой, связывающей несколько населенных пунктов страны. Она будет первой в стране официально поставленной на учет как протяженная пешеходная дорога.


Наша цель – создать в России уникальный пешеходный объект мирового уровня и привлечь большое количество туристов, местных жителей, паломников к этому объекту, к активному и познавательному отдыху.

Фото: dorogavposad.ru, Эльдар Оруджев, Сергей Калугин.