11 Апреля Воскресенье
5 C, ясно

Древний храм на старой карте

28 Октября 2020 4 минуты Автор: Нина Рыбалко 106
Селение Лапино близ Болшева (сейчас микрорайон Первомайский г. Королёва) известно в первую очередь одной из первых на Клязьме текстильных мануфактур, созданных по повелению императора Петра I. Его сподвижник, Иван Францевич Тиммерман, основал её в 1715 г. чтобы производить парусину для нового российского флота.
За несколько лет до этого, в 1711 г., в Лапине освятили храм во имя Всемилостивого Спаса, который построил местный землевладелец Василий Фёдорович Головленков — "Василий Фёдоров сын Головленков", унаследовавший вотчину от отца, Фёдора Афанасьевича. Из прежних хозяев лапинских земель известен боярин Матвей Михайлович Годунов, бывший здесь хозяином в XVII в., после воцарения Романовых.

С постройкой храма деревня стала селом и значилась уже как Спасское-Лапино. Храм был деревянным, возможно, "древяным клецки" — то есть построенным в виде деревянного сруба на четыре угла, с маковкой на двускатной крыше. На Руси так испокон веков ставили церкви. Место для него было выбрано живописное — в восточной части Лапина, на берегу пруда рядом с рекой. Для нужд священнослужителей отвели 14 десятин угодий под пашню, 2 десятины 100 саженей под выпас скотины, сенокос. В их пользу помещик обязан был делать и денежные выплаты — ругу. Храм простоял, вероятно, более ста лет, а затем был разобран за ветхостью. Память о нём сохранилась, но за две сотни лет забылось место, над которым, как верят православные христиане, до скончания мира стоит ангел.

Эти уникальные сведения удалось восстановить по имеющимся архивным документам — в Российском государственном архиве древних актов на плане Генерального межевания, выполненном в 1767 г., значится село Лапино, где обозначено местоположение храма, пруда, строений лапинской фабрики и крестьянских изб. На полотняной фабрике, владел которой тогда Прокопий Дмитриевич Пастухов, числился 61 работник.

g56x5tp6.jpg
Церковь Косьмы и Дамиана в Болшево, 1958-1959 гг.

Генеральное межевание, начатое по повелению императрицы Екатерины II, зафиксировало точное состояние помещичьего землевладения. По результатам инструментальной съёмки землемеры провели границы поместий, собрали сведения об экономическом потенциале угодий в соответствии с реалиями того времени. Крестьян было в селе 28. Они своим трудом добывали пропитание: пахали, держали скот, заготавливали сено, ловили в реке рыбу, чтобы обогреть жилище, заготавливали дрова, отрабатывали барщину. Из текстовых Экономических примечаний, составленных при производстве межевания, известно, в частности, что площадь лапинского земельного владения составляла 108 десятин 1261 сажень. Из них пашни 51 дес. 1666 саж., леса 25 дес. 500 саж., сенных покосов 16 дес. 1795 саж. Селение занимало девять десятин, дороги 1 дес. 900 саж., река четыре десятины 1200 саж. При "селе Спасском Лапино тож" имелась полупустошь Черняково. Мелкой лесной поросли там насчитывалось 38 дес. 1948 саж., имелся сенной покос в 2 дес. 200 саж. Под дорогой находилось земли 2190 саж., под болотом пять десятин 1600 саженей. Эти угодья и неудобья занимали 47 дес. 1138 саж. Пустошь находилась между деревнями Власово, Бурково, Васильевской.

Из двух дорог, отмеченных на плане, в целом до наших дней сохранила своё направление идущая через Лапино из Болшева на Мальцебродово, и далее до соседнего Троицкого тракта. В 1870-х гг. фабриканты провели по этой местности от торфяного болота при Погонно-Лосином острове до мануфактуры узкоколейную железную дорогу для транспортировки торфа, (после революции её продлили до Фрязина), и направление грунтовых дорог в этой местности несколько изменилось. Граница между сёлами Болшево и Спасское-Лапино проходила по ныне не существующему лапинскому оврагу.

До революции в Болшевской округе, считая с лапинским, было шесть храмов. Один из них, в селении Максимково, был построен князьями Львовыми в 1702 г. и освящён в честь Казанской иконы Божией Матери. Под храмовое здание приспособили перевезённую из села Алешни Дмитровского уезда старую церковь. Максимково стало селом. В приход вошли дворы священника, дьячка, просфорницы, вотчинника и восемь крестьянских. Этот храм стоял до конца 1780-х гг.

Первую каменную в этих местах церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы построили в Костине в 1689–1691 гг. дворяне Козмины. Она была небольшой, из красного кирпича с белокаменным убранством. В 1863 г. к ней пристроили колокольню. Большевики храм закрыли, при этом исчезла чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Во времена репрессий был сослан и умер служивший некоторое время в храме священник Алексий (Введенский). В 2003 г. его имя включили в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Храмовое здание после Великой Отечественной войны разрушили, на его месте построен жилой дом. Возродившаяся община построила в 2005 г. новую церковь.

d1nvprio.jpg
Церковь Преображения Господня в Болшево

Сведения о древнем храме в Болшеве имеются ещё в писцовых книгах. Однако после Смутного времени никто не помнил даже, где он стоял. В 1680 г., в правление царевны Софьи, болшевский вотчинник князь Юрий Михайлович Одоевский приступил к постройке деревянной церкви, в 1682 г. она была освящена во имя святых целителей-бессребренников Косьмы и Дамиана. Службы в ней шли почти сто лет, а в 1786 г. трудами князя Петра Ивановича Одоевского был воздвигнут новый храм — каменный, также во имя Косьмы и Дамиана. Второй каменный храм, Преображения Господня, построили рядом в 1835 г. К Космодамианской церкви была приписана Покровская в Любимовке, освящённая в 1844 г.

В 2001 г. приход храма Косьмы и Дамиана возобновил в посёлке Первомайском часовню, построенную в 1915 г. при больнице, и уничтоженную после 1917 г. После революции болшевский храм был на некоторое время закрыт (1929–1930 гг.), но богослужения в нём возобновились и уже не прекращались. Были репрессированы и стали священномучениками священники Павел Успенский, Николай Георгиевский и диакон Николай Тохтуев.

На фабрике с XVIII по XX вв. не раз происходила смена владельцев, последним из них было Товарищество "Франц Рабенек". В советское время она называлась имени 1 Мая, и просуществовала до 90-х гг. прошлого века.

Нина Владимировна Рыбалко,  ответственный секретарь историко-краеведческого альманаха "Подмосковный летописец" (Королёв). Фото: pastvu.com, temples.ru. Материал опубликован в №1 (63) историко-краеведческого альманаха “Подмосковный летописец” за 2020 год. На нашем сайте вы можете оформить подписку на этот и другие журналы, а также скачать уже вышедшие номера в электронном виде.

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее