24 Апреля Среда
+ 20,2 C, Ясно

Егорьевский музей в европейском масштабе

10 Апреля 2019 7 минут Автор: Дмитрий Котов 148
В 2010 году Егорьевский историко-художественный музей участвовал в конкурсе новых и модернизированных музеев «Европейский музей года» и вошел в тридцатку лучших. Отмеченный высоким жюри за качество экспозиций и коллекций, он лишен налета провинциальности. Тут нет грустного чучела медведя и безголовых манекенов в крестьянских костюмах. Что есть? Расскажет «Атмосфера».
ЕГОРЬЕВСКИЙ МУЗЕЙ: НАЧАЛО

Егорьевский музей был основан в 1911 году по инициативе и на средства мецената и фабриканта Михаила Бардыгина. Через два года в фондах насчитывалось 10 тысяч диковин: живопись и иконы, керамика и стекло, предметы быта и экзотическое оружие. Музей развивался бы и дальше, но грянула революция, потом – война. Учреждение культуры сменило несколько помещений, пока в 1989 году не было принято решение выделить ему купеческий дом на улице Советской, где музей находится и сейчас.

Дом Никитиных успел побывать рыбным и обувным магазином, торговым складом, отделом Гороно и даже детскими яслями имени Клары Цеткин. Он горел, ветшал и разваливался. Когда его передали музею, крыши почти не было, стены отсырели, рамы прогнили, а потолок держался на честном слове. Не было ни отопления, ни воды, ни света. К тому же, за время бесконечных переездов пострадали и сами экспонаты – картины, иконы и другая церковная утварь, старинные деревянные скульптуры и металлические изделия.

Реставрацией экспонатов занимались Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, мастерские Государственного исторического музея, Российской академии живописи, ваяния и зодчества. На восстановление здания потребовалось 10 лет. В 1999 году егорьевский музей принял первых посетителей. Экспозиция, художественный проект которой делал лауреат Госпремии России Евгений Розенблюм, до неузнаваемости преобразила старое здание. 

DSC_5147.JPG

А ЧТО ВНУТРИ?

Войдя в музей, посетитель сразу проникается особым настроением. Стены расписаны характерными гуслицкими живописными мотивами – дань памяти истории этих мест. В старые времена в крае жили переписчики книг, украшавшие их необычным для старообрядчества «форнаментом» – красно-зелеными цветами да позолотой. Яркий колер стен, занавесей и портьер: все готовит к необычным впечатлениям.

Путешествие по музею начинается с коллекции разнообразного цветного стекла и изделий из хрусталя, которая получила название «Феерия света». Экспонаты не просто статично расположены на полках – они подсвечиваются в разном порядке и в разных тонах. Свет оживляет стекло. В интерактив можно включиться самому – подносить руки ближе к световому лучу, направлять его на роскошные бокалы и хрупкие вазы, которые отзываются нежным звоном. У каждого экспоната – своя история. Есть изделия кустарные и заводские, одни – из дворянских поместий, другие – простецкие, купеческие. Датировка – XVIII-XIX века, заводы – Мальцовский, Бахметьевский, Вершининский… Вот штоф с водкой, цветом под зеленого змия, поучает, что не следует допиваться до чертей. Черти пляшут на стекле, и в переменчивом свете кажутся вполне убедительными.

DSC_5176.JPG

Народная мудрость и радость – основные лейтмотивы коллекции егорьевского музея. Здесь нет пафоса и сухости академической классики. Музейные реликвии соседствуют со старорусскими гаджетами вроде забавных масленок в форме сдобного калача да пышнотелой печеной курицы. Вот купеческая забава – чашка «в дырочку», и только самый смекалистый сообразит, как из такой напиться, заткнув пальцем одно из отверстий. Соприкосновение эпох может происходить и в обратном направлении: на интерактивной панели отображаются хитроумные павловские замочки, блохоловки, щипцы-паж и съемцы, магнитные кунштюки и раскалыватель для орешков – и прочие предметы старинного быта, угадать предназначение которых современному человеку будет непросто.

Отдельного рассказа требует экспозиция русской наивной живописи. Как правило, эти картины принадлежат перу неизвестных художников. По сути, это «Страдающее средневековье» по-русски. Портреты церковников и купцов очень харизматичны, в исполнении (то ли лубок, то ли икона) всякий раз угадывается характер. Во время оно искусство имело и идеологическую сторону. Отношение к царю-реформатору Петру Первому, при котором начались массовые гонения на старообрядцев, в старообрядческом Егорьевске было однозначным. Поэтому царь изображен в дискредитирующих видах – то с отрубленной головой полюбовницы, то за азартной игрой. Многие сюжеты посвящены бренности существования мирского – смерть приходит за купцом, упрекая его в отсутствии благочестия, душа отлетает прямиком в огненную геенну, святой Христофор с песьей головой снисходительно взирает на грешников.

DSC_5165.JPG

СТЕКЛЯННОЕ КРУЖЕВО И ДРУГИЕ ДИКОВИНКИ

В отдельном зале музея расположились филигранные стеклянные работы столичного мастера Алексея Зеля. Поразительно, какие тонкие нити можно делать из кварцевого стекла! Кстати, мастер – самоучка, он прославился, изготовив подарок для «железной леди» Маргарет Тэтчер. Потом были выставки в престижных залах, титул народного художника – и персональная экспозиция в Егорьевском музее.

Еще одна загадочная и яркая персона Егорьевского музея – Иван Корейша, божий человек. Он был почитаемым юродивым, выдавал странные и оригинальные предсказания обращавшимся к нему людям. И сейчас Иван Яковлевич незримо присутствует в музее. Нужно лишь подойти к его портрету и прикоснуться к символу ладони. У автора статьи предсказание сбылось!

Дивное диво под названием «Четвертое измерение» завершает музейную экспозицию. Это великолепное, в человеческий рост, зеркало в богатой раме. Оно не простое, а волшебное – ну, или, говоря по-современному, инновационное. В зеркале оживают старинные сюжеты: как выпить из огромного кубка и оказаться лихим паном, а не тем, кто упал, как гадать на суженого и не прогадать, как посвататься по старинному обычаю. Всего таких сюжетов восемь, они весьма увлекательны.

DSC_5138.JPG

БЕССМЕННЫЙ ДРАЙВЕР МУЗЕЯ

Во многом успех музея – заслуга его бессменного директора Натальи Артемовой, которая находится на этом посту с 1985 года. Это она нашла подрядчика, который не побоялся поднять музей из руин – им оказался Вячеслав Жарков (строительная фирма «Гамма»). Она привлекла к музею внимание властей и профессионального сообщества, туристов и простых горожан. Эта харизматичная, блестящей эрудиции дама, автор публикаций об истории Гуслицкого старообрядчества, развитии Егорьевска как текстильного центра России, руководила реставрацией тысяч музейных экспонатов и инициировала создание великолепного каталога «Егорьевские диковины», которому могут позавидовать столичные экспозиции. Она представляла егорьевский музей в Венгрии, Англии и Нидерландах и бессчетном количестве профессиональных выставок и конкурсов в России.

maxresdefault.jpg

И самое главное – Наталья Николаевна сформировала нынешний облик места и коллектив людей – таких же креативных и погруженных в работу, как и она сама. Теперь эта команда талантливо реализует новые проекты – сложные, кропотливые, но дающие мощный результат. Здесь, в музее, по-другому думают, делают, живут, и поэтому место развивается, оставаясь особенным. 

Фото: Сергей Калугин, youtube.com