29 Ноября Понедельник
2 C, небольшой дождь

Екатерина Ойнас: станок для “Шелковой фабрики” мы нашли в Перудже

14 Октября 2021 5 минут Автор: Даниил Коломийчук 64
“Коломенский посад” - уникальный пример музейно-творческого кластера, активно работающего не только с историческим наследием города, но и строящего перспективные пути в будущее. “Калачная”, Музей истории со вкусом “Коломенская пастила”, “Арткоммуналка”, осваивающая не только советскую мифологию, но и служащая резиденцией для современных художников, - все эти проекты за какой-то десяток с небольшим лет буквально преобразили Коломну, превратив ее из депрессивного подмосковного городка в настоящую туристическую Мекку. Не так давно “Посад” запустил еще один проект - музей-лабораторию “Шелковая фабрика”. Пространство, которое она занимает, тоже исторически заряжено - это настоящие корпуса бывшей Шёлковой фабрики купцов Бабаевых, занимающие целый квартал по Уманской улице. В них разместились творческий коворкинг, музей и выставочный зал, в планах - открытие арт-резиденции и производства с показом старых и новых технологий.

Екатерина Ойнас, куратор творческих проектов АНО “Коломенский посад” и музея-лаборатории “Шелковая фабрика”

О том, где сегодня можно найти действующий жаккардовый станок начала прошлого века, как выявить потенциальные точки силы в городском пространстве и зачем вообще стоит работать с символическим ресурсом территории, мы поговорили с Екатериной Ойнас, куратором творческих проектов АНО “Коломенский посад” и музея-лаборатории “Шелковая фабрика”.

- Кластер “Коломенский посад” стартовал около 15 лет тому назад и к нынешнему дню обзавелся уже десятком первоклассных проектов. Один из них, сравнительно новый, - музей-лаборатория “Шёлковая фабрика”. Как появилась идея его создания?

- Идея возникла в 2010 году, после того как было проведено социо-культурное исследование на территории Коломенского посада в исторической части города, в котором участвовали историки, археологи, филологи и даже современные художники. Цель была - выявить точки силы и потенциальные забытые темы Коломны, которые можно было бы развивать и таким образом актуализировать историю этого места с помощью самых разных методов. История шелкоткачества Коломны тогда тоже была отмечена и включена в стратегический план нашего кластера. В 2019 году мы воспользовались субсидией Министерства инвестиций и инноваций Московской области, они нас подержали в идее зайти с новым социокультурным проектом в стены старой шелковой фабрики купцов Бабаевых.

IMG_8693.JPG

Параллельно мы начали исследовать тему, работать в архивах, сотрудничать с историками. Постепенно эта тема стала собираться, открывая интересные ракурсы, о которых нам предстоит не только рассказывать - у нас есть идея воссоздать часть шелкового производства, сделать целый комплекс музея-лаборатории, где была бы и, собственно, музейная часть с различными станками, разными техниками и методиками работы с шелком, начинания с процесса крашения, и производственно-лабораторная база, в которой могли бы участвовать молодые дизайнеры и художники, интерпретируя старые мотивы, старые орнаменты коломенских тканей в новом виде, интересном и для современной публики, и для современного интерьера. Мы видели прекрасный опыт такого сотрудничества в нидерландском Тилбурге, где музей так же располагается в старых стенах текстильной фабрики. Работа современными методами и способами, но обращенная к наследию, дает потрясающие результаты и очень здорово резонирует с современной жизнью и города, и региона.

- В чем заключается концепция “Фабрики” и в чем ее основное отличие от остальных проектов “Посада”?

- Во-первых, сама тема достаточно многодельная. Мы полностью осознаем, что она потребует гораздо больше усилий, труда и энергии, поскольку включает в себя практически все методы, которые “Коломенский посад” нарабатывал на других проектах. Мы, например, внедряем внутрь “Фабрики” уже отработанную в “Арткоммуналке”, хотя и в несколько иной теме, арт-резиденцию с современными художниками и дизайнерами. Этот комплекс займет большое пространство и мы уже понимаем, что это случится не в одном месте, не там, где сегодня располагаются первые метры “Шелковой фабрики”, это будет такой рассредоточенный комплекс.

IMG_8673.JPG

Для того, чтобы гостю увидеть разные темы, связанные с шелкоткачеством, ему придется погулять по Коломенскому посаду. Это вносит определенные сложности в проект, но, как мы считаем, дает и новые возможности для более интересного знакомства зрителя с этим производством. Мы многого еще не знаем, потому что это проект-стартап, и мы находимся если не в нулевой точке, то где-то в начале. Но это позволяет нам много чего еще интересного придумывать.

- Как вообще происходит выработка идей новых проектов “Посада”? Собираете брейнсторм? Кто в нем участвует?

- У нас есть команда, включающая в себя не так много людей, но людей с разным опытом. Это междисциплинарный подход - в команде есть и историк, и культуролог, и экономист, и реставратор, и современный архитектор. Такое общение дает возможность создавать уникальные проекты. Да, и брейнстормим тоже! Толчком к созданию “Шелковой фабрики” стало получение субсидии, что позволило нам в давно опустелом историческом корпусе провести сложные и трудоемкие работы.

IMG_8544.JPG

Еще одним важным креативным ресурсом является исторический материал. Мы постоянно обращаемся к архивам и общаемся с историками, в ходе работы открываются все новые факты, которые позволяют думать в новом проектном ключе, чтобы все, что мы делаем - отражало суть и историю этого места.

- Долго ли длится процесс воплощения идеи?

- По-разному. Проект “Шелковой фабрики”, как я уже говорила, очень сложный - это первый наш опыт работы на территории, которая принадлежит частному собственнику. Все наши предыдущие музейные проекты были завязаны на муниципальную собственность, на работу с городом, с местной администрацией, а здесь нам пришлось потратить много времени на взаимодействие с нашим партнером - арт-кварталом “Патефонка”. Была проведена большая архитектурно-проектная работа, и процесс еще будет продолжаться.

Есть желание все делать быстрее, но приходится преодолевать сопротивление среды. Что мы и делаем. Для расширения проекта мы сейчас рассматриваем еще одно пространство, принадлежащее имуществу Московской области, и готовим письмо губернатору, чтобы согласовать разрешение на использование этого места для развития “Шелковой фабрики”.

IMG_8862.JPG

Сейчас наша задача - где-то разместить обретенный нами жаккардовый станок, подобный тем, которые стояли здесь у купцов Бабаевых в конце XVIII - начале XIX века. Мы приложили много усилий к поискам, но, к сожалению, в России такой станок нам найти не удалось. Совершенно чудесным образом мы разыскали такой станок в Перудже, в центральной Италии, через своих добрых знакомых и друзей, которые нас познакомили с семейством Чекуччи. У них была мастерская со станками начала ХХ века, которые не сильно изменились за столетие, что нас вполне устраивало. Чекуччи подарили нам этот станок и сейчас мы ждем, когда ситуация в мире стабилизируется, чтобы мы смогли перевести его в Коломну. Станок достаточно высокий, 4,5 метра + антресоли, необходимые для его обслуживание, то есть прибавляется еще человеческий рост, таким образом, станок требует двухсветного пространства, высоких потолков. Когда мы его поставим, он станет доминантой нашего музейного пространства.

- В конце июня “Фабрика” принимала креативную лабораторию “Люди/Идеи”, созданную по инициативе Министерства культуры Подмосковья и Центра социальных инноваций в сфере культуры “Библиотека наследия”. Как все прошло? Удалось ли синтезировать в этой лаборатории некие новые смыслы и перспективные начинания?

- Суть Центра социальных инноваций “Библиотека наследия”, частью которого является и “Шелковая фабрика”, - собирать успешный опыт работы с символическим ресурсом территории, с развитием местных сообществ - то есть со всем тем, с чем мы работаем в наших проектах. Эти знания мы и хотели бы передать нашим коллегам, из этого и возникла идея креативной лаборатории. Министерство культуры Подмосковья нас поддержало, в частности министр культуры Елена Харламова отнеслась с большим воодушевлением к этой образовательной программе.

IMG_8663.JPG

Нам очень важно, чтобы расширялся круг коллег, которые, что называется, были бы в теме, и мы могли в будущем строить совместные сетевые проекты в области наследия. Это достаточно перспективно и интересно. Кураторами в “Людях/Идеях” выступали наши коллеги по “Коломенскому посаду” - Андрей Лисицкий и Дмитрий Ойнас. Работу в креативной лаборатории они оценивают очень высоко - есть потенциальные идеи, которые получат развитие и, самое главное, за этими идеями стоят люди, имеющие желание и возможность их реализовывать.

- Проекты “Коломенского посада” во многом определили нынешний облик города, проложив своеобразный мост между его прошлым и будущим. Сколько еще нереализованных идей есть в запасе? Хватает ли “Посаду” Коломны? Сколько еще музеев и арт-резиденций может вместить небольшой подмосковный городок?

- Сейчас со своими проектами мы работаем на небольшой территории Коломны - это историческая часть города и большей частью даже не территория кремля. Но сама Коломна гораздо больше, есть масса интересных районов, связанных с советским периодом. У нас уже есть проекты, связанные с этими местами, в частности - мото-экскурсия по коломенскому конструктивизму. А есть еще замечательные районы, сохранившие особенности, связанные с 1940-ми, 50-ми, 60-ми, 70-ми годами. Не зря говорят, что у нас можно снимать фильм из любой эпохи. Этим и ценна Коломна.

IMG_8769.JPG

Последние два года мы трудились над проектом реставрации усадебного дома, находящегося вблизи гостевого флигеля, в котором располагается Музей коломенской пастилы. Сам музей требует расширения и переосмысления, нового видения. Наш посетитель довольно взыскателен, поэтому нам хочется модернизировать проекты в плане более глубокого эмоционального знакомства с прошлым. В разработке у нас - целый квартал, окружающий нынешний музей, будет доращиваться и вводиться новый проект в городской усадьбе купцов Сурановых. В этом году мы сделали музейный садик, посадили там традиционные для Коломны XIX века растения, около 50 растений, и дальше будем работать с темой жизни городской усадьбы и ее бытования. Во всех проявлениях: ведении домашнего хозяйства, работ по саду и т.д. Атмосфера прошлого - это то, что больше всего интересует наших гостей: не простой рассказ, а соучастие, вовлечение, погружение.

- Есть ли планы по расширению географии проекта? Планируется ли “мирный захват” новых территорий Подмосковья? Если да, не поделитесь ли планами?

- Сейчас для нас на первый план выходит образовательная деятельность. Как я уже говорила, мы собираемся активнее делиться с коллегами своим опытом, наработками и подходами. В русле этого мы и занимаемся созданием различным образовательных программ. Центр “Библиотека наследия” позволяет не только собирать материал для них, но и систематизировать его, делать базой для создания будущих проектов. “Библиотека” не локализуется только в границах Коломны, а границ как раз и не имеет. Мы собираем базу кейсов из ста проектов, относящихся не только к Московской области, но ко всей России и Европе. Европейский опыт нам тоже интересен, а в глобальных планах - создание международного ресурсного Центра.

Фото: Максим Усков, музей-лаборатория “Шелковая фабрика”. Статья опубликована в №3 (71) журнала "Горизонты культуры" за 2021 год. На нашем сайте вы можете оформить подписку на этот и другие журналы, а также скачать уже вышедшие номера в электронном виде. 

Онлайн-подписка на 2022 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее