Евгений Кропивницкий: патриарх авангарда из Долгопрудного
26 мая 2023
5 минут
292
В 1950-е годы Лианозово ещё было Подмосковьем: небольшой посёлок возле одноимённой станции. Именно там возникло самое влиятельное неформальное художественное объединение художников и поэтов - так называемая "лианозовская группа". Но её не было бы, если бы не один человек, который, правда, жил не в Лианозово, а существование группы отрицал. Его звали Евгений Леонидович Кропивницкий.

Евгений Кропивницкий в Долгопрудном. Фото Игоря Пальмина с сайта russianartarchive.net
Евгений Кропивницкий, член Московского Союза художников с 1939 года, не принимал участия в той роковой выставке. Но в начале 1963 года из Союза решили исключить и его. Причины: “формализм” (так называли любой стиль, отличающийся от соцреализма) и создание некой “лианозовской группы”.
Вторая причина весьма удивила художника. Он был уверен, что никакой группы никогда не создавал. В бараке рядом с тогда еще подмосковной станцией Лианозово жила его дочь, художница Валентина Кропивницкая, и зять, художник Оскар Рабин. Сам Евгений со своей женой, тоже художницей, Ольгой Потаповой, жил недалеко от них в посёлке близ станции Долгопрудная и иногда их навещал. Порой к ним заезжали в гости и другие художники и поэты, но разве ж это группа? Это так, друзья и родня собираются, общаются вместе.
Однако название “Лианозовская группа” с лёгкой руки функционеров из МОСХа в итоге закрепилось за этими дружескими посиделками и вошло в историю. А Евгений Кропивницкий, хотел того или нет, стал считаться её создателем и патриархом. Как так получилось?
СЕМЬЯ ХУДОЖНИКОВ
Для 1960-х годов Евгений Леонидович Кропивницкий был человеком старой формации. Родился он не то что до революции, а даже в XIX веке - в 1893 году. Его родители были людьми творческими. Отец писал прозу, мать - детские стихи, оба публиковались в периодике. Неудивительно, что их сын тоже нашёл себя в творчестве.
В 11 лет он поступил в Императорское художественно-промышленное училище. С 16 лет Евгений пишет стихи и публикуется в журналах. В 1910-е он даже занимался музыкой и написал несколько оперных сцен, которые высоко оценил композитор Александр Глазунов. Но коллегами они так и не стали: в доме Евгения некуда было поставить фортепиано.

Евгений Кропивницкий. "Город". 1965 г.
Решено было сосредоточиться на живописи. 1910-е - расцвет авангарда. На становление Кропивницкого как художника повлияли кубизм, футуризм и экспрессионизм. В это время он жил в Москве, работал оформителем и гримёром в театрах, учился на историка в университете Шанявского.
Там, в университете, в 1920 году Евгений встретил начинающую художницу Ольгу Потапову. У них возник роман и вскоре они поженились. Но в этот же год Евгения отправили руководить художественными мастерскими в Тюмень. Ольга едет вместе с ним. Спустя два года у них родился первенец - Лев.
Командировка четы Кропивницких длилась три года. За это время Евгений обучил живописи и вдохнул дух авангарда в молодых художников из Тюмени, Глазова, Володы. В 1923 году семья вернулась в Москву. Через год у них родилась дочь Валентина.
Кропивницкие поселились в бараке в деревне Виноградово, недалеко от станции Долгопрудная. Евгений устроился работать учителем рисования. Он сам обучил живописи собственных детей. И Лев, и Валентина стали художниками. Разумеется, они переняли эстетические предпочтения отца. Никто не стал соцреалистом.

Дирижабль СССР В-5 в Долгопрудном. 1933 г.
ЛИАНОЗОВО
В 1950 году Валентина Кропивницкая вышла замуж за художника Оскара Рабина. Он тоже был учеником Евгения и работал грузчиком на станции Долгопрудная. Жил он в бараке в посёлке Севводстрой рядом со станцией Лианозово.
Посёлок этот вырос вокруг исправительно-трудового лагеря. Местные зэки строили Северную водонапорную башню, отсюда и название. Жили заключённые в бараках. Когда башня была достроена, лагерь упразднили. А бараки остались. Там поселились обычные граждане. Оскар Рабин жил в бараке № 2. Условия жизни были спартанские. Отопления и туалета не было, готовили на примусах, ютились в крошечной комнате. Быт лианозовских бараков передан в картинах Оскара Рабина и стихах Евгения Кропивницкого:
Дом. Он серого цвета
Этажей - ровно два.
Если теплое лето -
Окрест дома трава.
Но зимою холодной
В нем и сырость и хлад.
Для зимы он негодный
Ибо крив и покат.
В нем живут и зимою -
Голытьба в нем одна.
В щели веет пургою,
В дырки зимка видна.
Пожалуй, 1950-й год и нужно признать годом создания “лианозовской группы”. Евгений Леонидович не лукавил, когда говорил, что вся группа - это лишь его семья. По сути так и было: семья Кропивницких-Рабиных стала фундаментом будущего объединения.

Оскар Рабин в лианозовской мастерской. 1962 г.
Но постепенно группа росла. В середине 1950-х о ней узнали выпускники Московского городского художественного училища Владимир Немухин, Лидия Мастеркова и Николай Вечтомов. Они тоже устали от соцреализма за время учёбы. Группа авангардных художников стала для них глотком свежего воздуха.
Также в Лианозово образовалась поэтическая группа. Евгений Кропивницкий был не только художником, но и поэтом. Ещё в 1940-е годы он познакомился с Генрихом Сапгиром и Игорем Холиным. Оба поэта стали его учениками и друзьями.
Игорь Холин, например, после встречи с Евгением отказался от старых стихов и стал писать по-новому. Сравните, вот Евгений Кропивницкий:
У забора проститутка,А вот Игорь Холин:
Девка белобрысая.
В доме 9 - ели утку
И капусту кислую.
Засыпала на постели
Пара новобрачная.
В 112-ой артели
Жизнь была невзрачная.
Шел трамвай. Киоск косился.
Болт торчал подвешенный.
Самолет, гудя, носился
В небе, точно бешеный.
Дамба. Клумба. Облезлая липа.
Дом барачного типа.
Коридор. Восемнадцать квартир.
На стенке лозунг: МИРУ - МИР!
Во дворе Иванов
морит клопов, -
он - бухгалтер Гознака.
У Макаровых пьянка.
У Барановых драка.
Чуть позже, уже когда группа стала широко известна в узких кругах, в неё вступили Всеволод Некрасов и Ян Сатуновский. У этих поэтов уже был сформирован свой стиль, совсем не похожий на поэзию Кропивницкого. Но всё же у них с Кропивницким было больше общего, чем с официальной советской поэзией.

Обложки книг Евгения Кропивницкого.
Активная деятельность и рост группы начались в 1957 году. Настало время оттепели. Оскар Рабин первым это почувствовал. Он начал выставлять свои авангардистские работы на всех возможных конкурсах и мероприятиях Москвы. И даже стал лауреатом VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Это помогло самому Оскару уйти из грузчиков и стать художником-оформителем. В барак к Рабину стали заезжать художники, поэты и ценители искусства.
ОБРАТНАЯ СТОРОНА ПОПУЛЯРНОСТИ
Рабин был деятельным человеком. Он решил каждое воскресенье делать у себя в бараке выставки. Картины для них писали всё те же члены семьи Кропивницких. Выставки привлекли в Лианозово советских коллекционеров, ценителей андеграунда. Интересовались художниками и иностранные коллекционеры, но попасть в Лианозово им было нелегко: иностранцам запрещалось покидать Москву. Проблема решилась в 1960 году: Лианозово стало частью Москвы. С этого времени рабинский барак приобрёл новых участников, покупателей, деньги и известность. Вскоре Оскар разбогател настолько, что смог купить семье полноценную квартиру в Москве. А бараки в итоге снесли. Вместо них там сейчас стоят 16-этажные дома. Никто и не вспомнит, где находился тот самый легендарный барак № 2.
Но была у популярности и обратная сторона. Деятельностью Рабина и других посетителей барака заинтересовались в КГБ. В газетах художников разносили в пух и прах, поливали грязью и чуть ли напрямую не доносили на них. Тем не менее, время было относительно либеральное. Поэтому вплоть до Манежа художников никто не трогал.

Евгений Кропивницкий. "Двойной портрет школьниц". 1970-е гг.
Но в 1963 году Евгения Кропивницкого исключают из Московского союза художников. Его это решение очень расстроило, так как он дорожил своим членством в официальной организации и никогда не считал себя подпольщиком.
Приходил художник Замараев,Лианозовская группа дожила до середины 1970-х годов. Её лебединой песней стала организация выставки в Битцевском парке в 1974 году. Эта выставка также известна как “Бульдозерная выставка”: власти разогнали её с помощью поливочных машин и бульдозеров. Вскоре Оскар Рабин вместе с женой и сыном Александром (тоже художником, кстати) уехали из СССР во Францию.
Не одобрил живопись мою...
И стою один я у сараев,
И стихи печальные пою.
Поглядел художник Замараев
И нашел, что все совсем не так.
Объяснял мне долго Замараев,
Что писать мне следует и как.
Я стою печальный у сараев
И стихи печальные пою.
Караул! Художник Замараев
Не одобрил живопись мою!
ПАТРИАРХ
Евгений Кропивницкий пережил свою жену и свою группу. Он умер 19 января 1979 года в Москве. К этому времени он уже считался патриархом не только лианозовцев, но и неофициального искусства вообще. Но почему, если самым деятельным в группе был Оскар Рабин?
Изучая состав лианозовской группы, можно заметить, насколько непохожи её участники. Обычно у художественного объединения есть некий общий стилистический вектор. Но в Лианозово собирались очень разные художники и поэты. Вот почему Евгений Кропивницкий долгое время отрицал само существование какой-либо группы.

Евгений Кропивницкий и Ольга Потапова в Долгопрудном. 1968 г. Фото Игоря Пальмина с сайта russianartarchive.net
Тем не менее, кое-что было общим для всех участников. Все они шли против господства навязанного сверху художественного стиля. Все они писали так, как не пишут соцреалисты. Во всех через поколения, прямиком из 10-20-х годов ХХ века, вселился дух авангарда. И дух этот возник не на пустом месте. Связующим звеном поколений и был Евгений Кропивницкий.
Он был практически единственным участником группы, заставшим тот самый русский авангард первой волны в сознательном возрасте, сохранил его дух в своих картинах. А работая учителем рисования, он передал этот дух своим ученикам. Поколение спустя посеянные им семена дали свои плоды.
Евгений Леонидович Кропивницкий восстановил связь времён, протянул нить авангарда тем, кто искал альтернативу соцреализму. Соединять поколения, строить культурные мосты через время - в этом функция патриархов. Не будь его - кто знает, возможно, не было бы и возрождения авангарда. И уж точно не было бы самого влиятельного арт-объединения 1950-1960-х годов из тогда еще подмосковного Лианозово.
Фото: russianartarchive.net, pastvu.com, art4.ru.