24 Августа Суббота
+ 11,3 C, Ясно

Фольклор как неизвестная русская музыка

08 Августа 2019 5 минут Автор: Наиля Хабиева 200
10 августа в местечке Подмоклово Серпуховского района пройдет пятый, юбилейный фестиваль старинной музыки. Он представит зрителям многообразие русской народной музыки, но речь пойдет вовсе не о лубочных материях вроде песен Кадышевой и набившей оскомину чибатухи. Здесь прозвучит старинная русская музыка, созданная от начала XIX века и раньше – подлинный фольклор. Как проникнуться духом прекрасной древности, расскажет «Атмосфера».
НЕОБЫЧНАЯ ЦЕРКОВЬ

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Подмоклово - один из немногих храмов Подмосковья, выполненных в роскошной, непривычной глазу стилистике западноевропейского барокко. Такую церковь скорее ожидаешь встретить где-нибудь на сицилийских холмах!

Строительство храма началось еще в конце XVII века. Владелец Подмоклова, князь Григорий Долгоруков, побывав в Италии для изучения премудростей военно-морского дела, в 1699 году попутно написал труд по архитектуре и привез в родные пенаты идею украсить свое поместье храмом в италийском духе.

Двусветная ротонда, перекрытая высоким куполом и увенчанная световым барабаном, несет на фасаде фигуры двенадцати апостолов и четырех евангелистов, что для русской христианской архитектуры – вообще необычный прием. Но это далеко не все неординарные художественные решения храма. В конце XIX века на ее стенах появилась необычная фреска, изображающая Лермонтова в аду. Историки полагают, что таким образом было выражено отношение церкви к дуэльным поединкам и бунтарскому творчеству русского поэта. Сейчас эта фреска находится в фондах Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге.

DSC02359.jpg

ДУХ И МУЗЫКА

Служения в церкви выполняет тоже очень необычный человек. До того, как стать священником, отец Дионисий учился в Гнесинке, и вся его семья связана с музыкой, в основном барочной. Главный организатор мероприятия – дочь настоятеля храма в Подмоклове, аспирантка московской Консерватории – Вера Воронежская.

«Фестиваль “Неизвестная русская музыка” – это возможность заговорить на родном языке, понять свои корни. И при этом наш фестиваль – это настоящий праздник! В программе вы найдете самые яркие образы традиционной и барочной русской музыки», – отмечает она.

УНИКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

В 2019 году фестиваль у церкви в Подмоклово получил государственную поддержку на самом высоком уровне – стал обладателем Президентского гранта. Это значит, он пройдет с особенным размахом. Перед зрителями выступят лучшие современные музыканты, исполняющие аутентичную русскую музыку. Это профессора московской консерватории имени П. И. Чайковского, исследователи и хранители фольклора.

Фестиваль проходит в формате open-air, он бесплатный. Можно приезжать, располагаться на любой удобной вам точке, доставать плед, корзинку с продуктами, термос – и наслаждаться музыкой, сидя на красивом холме. Изящную простоту и красоту замысла оценили журналисты телеканалов «Культура» и «Euronews», радио «Орфей», изданий РИА Новости, «Кольта», «Правмир». Благодаря крепкой информационной поддержке и добрым отзывам посетителей, с каждым годом Подмоклово принимает все больше гостей. В прошлом году собралось больше трех тысяч человек. Если погода не подведет, нынче будет не меньше.


ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Русская музыка барочного периода делится на три составляющие: светская, основанная на зарубежных, в основном итальянских музыкальных традициях того времени, народная и духовная. Как звучит старинная духовная вокальная музыка, можно услышать в наше время в старообрядческих храмах, которые до сих пор сохранили традиции так называемого крюкового или знаменного пения. Ноты записывались над текстом песнопений в форме особых знаков, крюков или знамен (отсюда и название).

Русская духовная музыка претерпела изменения благодаря Петру Первому, который брал с собой дьяков в заграничные поездки, а те впитывали новомодные тенденции. На фестивале можно будет услышать литургию петровского времени, которая сочетает в себе русское духовное пение и италийское многоголосие. Кстати, впоследствие многоголосие в церковных песнопениях стало причиной разногласий между «никонианами» и старообрядцами: представители старой веры настаивали, что скромное унисонное звучание гораздо уместнее в церковным стенах, чем слишком вычурное и цветистое на их взгляд многоголосие.

DSC02836.jpg

В части светской музыки Россия была передовой страной, уже со времен царя Алексея Михайловича при дворах знати имелись те же музыкальные инструменты, что и в Европе: скрипки, виолончели мастерской работы. Одним из популярнейших композиторов петровской эпохи является Василий Титов, основоположник русского партесного (многолосого) стиля. Его произведения прозвучат на фестивале в исполнении известных в своем роде коллективов. Участие в фестивале примут оркестр «Pratum Integrum», хор «Интрада», вокальный ансамбль «Хронос», «L'esprit du vent», ансамбли «Под облаками», «Соборяне», «Веретенце».

МНОГОЛИКИЙ ФОЛЬКЛОР

Фольклорная музыка не записывалась никаким образом, лишь передавалась из поколения в поколение. «Нерехтский рожечный хор» – один из коллективов, который будет присутствовать на фестивале; он является именно таким носителем традиции. Рожок – деревянный духовой инструмент, чей тембр похож на тембр человеческого голоса, отсюда и названием ансамбля. Его первичное значение утилитарно, он использовался для того, чтобы собирать да выкликать коров по лесам и полям. Зимой, когда выпаса не было, пастухи ближайших сел собирались и играли просто для забавы и потехи. Эти «хоры» были настолько профессиональными, что русское диво отправляли на показ в Париж.

Что касается инструментария, то привычная нам гармошка – это далеко не самый аутентичный и древний русский инструмент, он появился сравнительно поздно, в XIX веке. Как говорит художественный руководитель фестиваля Вера Воронежская, в окрестностях Серпухова в старину играли буквально на всем, даже обычная расческа для волос помогала делать музыку.

4S8rVxe1rto.jpg

Танец «Тимоня» из Курской области исполняется в сопровождении кугиклов – духовых музыкальных инструментов, напоминающих панову флейту или традиционную индейскую тростниковую флейту сампоньо. При игре на кугикле (кстати, в русской традиции это сугубо женский музыкальный инструмент), музыкант не только дует, но и издает аккомпанирующие звуки голосом. Действо фантастическое и требует незаурядного мастерства.

Помимо наслаждения старинной музыкой, на фестивале в Подмоклово можно будет принять участие в мастер-классах и лекциях, которые раскроют фольклорную, музыкальную и историческую темы. А потом купить свой рожок и продолжать исконно русские музыкальные традиции. По крайней мере, попытаться.

Фото: podmoklovo-fest.ru