30 Мая Суббота
22 C, пасмурно

Галина Стоенко: в XXI веке музей не чувствует себя ретроградом

30 Марта 2020 3 минуты Автор: Игорь Корнилов 233
2020-й — год, щедрый на юбилеи. Круглые даты отмечают несколько подмосковных музеев, и Звенигородский историко-архитектурный музей не исключение — ему исполняется 100 лет. О настоящем и будущем музея мы поговорили с его директором Галиной Стоенко.
Галина Александровна, будет ли отмечаться юбилейная дата какими-то масштабными проектами или выставками? Чего ждать посетителям?

Самый масштабный проект нашего музея в юбилейный год ― это невидимая для наших посетителей работа над созданием проекта музеефикации нового объекта ― Манежа, памятника архитектуры первой половины XIX века, реставрация которого должна завершиться в конце этого года. Мечтаем о том, чтобы новый музей в центре Звенигорода стал интересным для всех и открыл новые страницы истории нашего древнего города. Новый год мы начали с открытия выставки «Любовь Орлова. Она родилась в Звенигороде», которую мы расцениваем как подарок Министерства культуры Московской области к юбилею музея. В апреле в нашем камерном выставочном зале будет реализован новый проект с частным московским коллекционером ― выставка «Побрякушки» о бижутерии и дамских украшениях! Такие не пафосные проекты, как подсказывает опыт, чрезвычайно привлекательны для посетителей. На смену этой выставке придет другая ― «От А до Я». Идея экспозиции оригинальна ― самые яркие экспонаты, переданные музею или приобретенные им в последние годы, будут выставлены по алфавиту.

DSC_6050.jpg

Можете назвать самые масштабные выставки, проходившие в музее за время его существования, и наиболее ценные экспонаты?

Конечно, это выставка «Левитан и художники его круга». Специально для нее музей разработал новую пешеходную экскурсию «Звенигородский Барбизон». Самые яркие проекты были реализованы при участии дочери художника Н. И. Жукова Арины Николаевны Полянской: «Самый большой народ земли», «Простые радости», «Из дальних странствий возвратясь». Все они максимально полно представляют творческое наследие известного советского художника.

Самый блестящий из всех проектов ― это, конечно, выставка «Грань», в которой соединились две ипостаси творчества, живопись и хрусталь, двух гениальных художников-друзей Ивана Мачнева и Андрея Геннадиева.

Сейчас в музее проходит выставка «Иконы личного благочестия», проект, реализованный при участии Фонда Андрея Первозванного. Выставка показывает молельные образы, сопровождавшие русского человека от его рождения до смерти. Акцент сделан на подписные иконы и иконы с историей. Пожалуй, самыми уникальными предметами музейной коллекции можно считать иконостас царских мастеров середины XVII века, который находится сейчас на своем историческом месте, в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря, а также элементы вооружения русского воина XVI века, которые были найдены в Звенигороде во время археологических раскопок и переданы в музей.

DSC_5988.jpg

Давайте поговорим о выставке, посвященной Любови Орловой…

Это выставка-презентация коллекции вещей, фактически спасенных от уничтожения, и в этом заслуга актера Александра Олешко. Жаль, что коллекция не так полна и велика, как того заслуживают Любовь Орлова и Григорий Александров. Самыми ценными экспонатами можно считать автографы композитора Дунаевского, академика Капицы, актера Кадочникова, режиссера театра кукол Образцова, автографы самих героев выставки, подлинную справку о смерти Орловой. Представлены предметы личного обихода, в том числе фарфор и стекло, настольная лампа из кабинета Александрова.

Известно, что «орловский» фонд музея насчитывает около полутысячи предметов. Это достаточно большая коллекция. Нет ли планов сделать отдельный музей актрисы в городе, где она родилась?

Музей Любови Орловой на общественных началах уже существует в культурном центре в городе Звенигороде. Центр даже носит имя Любови Петровны. Это место очень притягательно для жителей, когда-то многие предметы, которыми, по легенде, могла пользоваться Любовь Орлова, были переданы в этот неофициальный музей из театра Моссовета.

DSC_5995.jpg

Мультимедиагиды, программы дополненной реальности… Как чувствует себя Звенигородский музей в XXI веке?

В XXI веке музей не чувствует себя ретроградом, хотя наши надежды все-таки связаны с новым зданием, где будет реализована и программа дополненной реальности, и 3D, и даже 7D… У нас уже давно готовы сценарные планы и предложения для реализации этих сюжетов.

Мы очень ждем своей очередим на включение музея в региональный проект «Цифровая культура Подмосковья», и, поверьте, нам есть что предложить.

Материал опубликован в №1 (65) журнала “Горизонты культуры” за 2020 год. Фото: Сергей Калугин

Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее