Геннадий Каретников: вся истина - в движении, вся жизнь - сплошной полёт!
19 сентября 2023
7 минут
219
Наверное, в любом городе есть люди, познакомившись с биографией и судьбой которых, хочется узнать побольше о месте, где они выросли. В Орехово-Зуеве такая яркая личность - Геннадий Каретников. Ветеран педагогического труда, режиссер, актер, поэт. А еще - руководитель городского Клуба поэзии, заслуженный работник культуры России, почётный гражданин Орехово-Зуева. Его имя здесь на слуху, но мэтра отлично знают и во многих театрах Подмосковья, - в Подольске, Наро-Фоминске, Ногинске...

Знаю Каретникова более сорока лет, довелось служить под его началом артистом, когда он работал главным режиссером Орехово-Зуевского народного театра – спутника МХАТ имени Горького. Он - автор блистательных стихов и эпиграмм, книги стихов "На ресницах времени", где отражена целая эпоха. Каждому своему коллеге по театру, будь то актёр, художник, осветитель, автор подбирал особые душевные слова. И даже сочинил гимн народного театра:
"Стареем, но стараемсяТворческую эстафету Каретников принял от Юрия Леонидовича Гринева, который был талантливым педагогом и тоже обладал большим поэтическим даром.
Пройти сквозь сотни мук.
И крутимся, и вертимся,
Как театральный круг.
Дни белыми страницами
Горят, горят, горят.
На каждой репетиции
Который год подряд
В поту, в слезах, в терзаниях,
И по ночам, и днём
Дерзаем мы, дерзаем мы -
Спектакль создаём.
Долой, долой сомнения!
Вперёд, вперёд, вперёд!
Вся истина - в движении,
Вся жизнь - сплошной полёт!.."
Сейчас в разгаре новый учебный год. А судьба самого Каретникова тесно связана с народным образованием. И немало жителей Подмосковья знают его не только как многогранного театрального режиссёра, но и как талантливого учителя-словесника.

Культурно-досуговый центр "Зимний театр" в Орехово-Зуеве.
У каждого из нас есть любимые учителя, чьи имена мы с благодарностью проносим через годы и десятилетия. Геннадий Александрович помнит всех своих учителей. На которых ему просто везло.
К примеру, в третьем классе у него педагогом была Мария Алексеевна Усачева. И Каретников по сей день со всеми подробностями вспоминает, как Мария Алексеевна готовила с малышами пьесу Самуила Маршака про Петрушку. Главную роль доверила исполнить девятилетнему Гене. В новой школе после окончания седьмого класса преподавателем русского языка и литературы у Каретникова стала Прасковья Яковлевна Побединская. Она отличалась строгостью и принципиальностью. Но это не помешало настоящей дружбе педагога и ученика. Прасковья Яковлевна оценила способности подростка, его работоспособность и ответственность. Поручала юноше учить целые главы из классиков. И Геннадий на особое доверие учительницы отвечал недетским усердием. Длинные тексты учил не только дома, но и по дороге в школу, и возвращаясь из неё. Среди его друзей детства были и будущий кинорежиссёр, народный артист России Леонид Марягин, и известный писатель, историк Владислав Бахревский… Своим талантливым землякам позже он сам дал путевку в жизнь - народному артисту России Виктору Сухорукову, заслуженному артисту России Александру Титаренко и многим другим, которые на профессиональном уровне проявили себя на сцене и в кинематографе.
Мама, Зоя Васильевна Каретникова, всю жизнь была педагогом, а отец, Александр Иванович, окончил исторический факультет МГУ. Родители старались привить детям любовь ко всему прекрасному. Правда, Каретников-старший, политрук, ушёл добровольцем на войну в 1941-м и погиб в Великую Отечественную в начале 1942-го, в кровопролитных боях под Вязьмой. И растить двух сыновей - шестилетнего Игоря и четырёхлетнего Геннадия - пришлось одной Зое Васильевне. Она выдюжила.
Да и в её сыновьях был заложен бойцовский характер отца. Оба добивались своих заветных целей, с детства любили спорт, искусство, были общительными людьми. Игорь впоследствии занялся наукой, стал учёным-металлургом, сделал немало открытий в этой отрасли, удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. Игоря Александровича я тоже хорошо знал, он был удивительным человеком, щедрым, бескорыстным, патриотом своей первой школы и города, поддерживал добрые инициативы краеведов.
Да и в её сыновьях был заложен бойцовский характер отца. Оба добивались своих заветных целей, с детства любили спорт, искусство, были общительными людьми. Игорь впоследствии занялся наукой, стал учёным-металлургом, сделал немало открытий в этой отрасли, удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. Игоря Александровича я тоже хорошо знал, он был удивительным человеком, щедрым, бескорыстным, патриотом своей первой школы и города, поддерживал добрые инициативы краеведов.
Гена тоже рос разносторонним мальчишкой - в оркестре народных инструментов освоил домру, осваивал скрипку, участвовал в школьных драматическом и литературном кружках, в городской театральной студии Дворца культуры текстильщиков под руководством опытного режиссёра Николая Степановича Прохорова, воспитавшего вместе с супругой Варварой Фокеевной несколько поколений достойных артистов и режиссёров. Первая роль Каретникова была небольшой: "студент Миша" в пьесе Виктора Розова "Вечно живые". С этим спектаклем коллектив участвовал в конкурсе на сцене Летнего театра столичного Центрального парка культуры и отдыха имени Горького.
После окончания школы Каретников попытался сдать экзамены в ГИТИС, но не повезло. Поступил в Орехово-Зуевский педагогический институт. Приходилось от дома в вуз ходить пешком, в один конец дорога занимала полчаса. И это время трудолюбивый юноша тратил с пользой: тренировал память, учил тексты порученных театральных ролей. От своего наставника-режиссёра Прохорова, как и от родителей, студент Каретников постигал мудрость жизни, узнавал много интересного. К примеру, Николай Степанович рассказывал много об истории театра, о встречах с легендами российской сцены Алексеем Диким, Николаем Охлопковым...
Сценическая судьба студента педвуза решилась за несколько минут. Это случилось летом 1959 года, когда Геннадий работал вожатым в пионерлагере на Жёлтой горе. Позвонил его друг Бахревский, сообщил, что в Орехово-Зуево приезжает комиссия из МХАТа для отбора артистов в организуемый первый народный городской театр. Не один десяток километров преодолел на велосипеде Каретников, чтобы всё-таки успеть до "закрытия занавеса". Произведения, исполненные Каретниковым для членов комиссии, были ими высоко оценены. В списке принятых в театр его фамилия была среди первых. С участием шефов из МХАТа, известных артистов-педагогов Владимира Николаевича Богомолова и Клементины Ивановны Ростовцевой, началось формирование народного театра, его репертуара. На должность режиссёра назначили выпускницу театрального вуза Елену Златковскую. Первой пьесой новорожденного храма искусств стала инсценировка М. Микаэляна и О. Ефремова повести А. Кузнецова "Продолжение легенды", где Каретников сыграл роль десятиклассника. Премьера стала шумной, свободных мест в зрительном зале не было. Успех окрылил юношу.

Улица Ленина в Орехово-Зуево. 1956 г.
Вскоре у Геннадия Каретникова прошли выпускные экзамены в педагогическом институте и его, преподавателя русского языка и литературы, направили по распределению в село Спас-Заулок Клинского района Московской области. Вместе с молодой супругой-учительницей немецкого языка Лидией, ставшей верной спутницей Геннадия на всю жизнь.
И это было очень похоже на свадебное путешествие. Минуло более полувека с той широкой и шумной, звонкой и весёлой "комсомольской свадьбы", но поныне многие друзья Каретниковых помнят тот день. И ежегодно стараются поздравлять творческий дуэт супругов. Кто-то просто позвонит, а кто-то и заедет в гости.
В Спас-Заулокской школе-интернате десант молодых выпускников Орехово-Зуевского педагогического института вызвал по-хорошему творческий шок. Инициативные, задорные, Каретниковы и их сокурсники с юношеским вдохновением брались за любые дела, выходившие за рамки существовавшего учительского регламента. В период учёбы в педвузе будущие учителя усвоили: всему хорошему, чем владеешь сам, научи ученика! И учили, не жалея ни времени, ни сил.
Уроки режиссёров Прохоровых, Златковской, школьных учителей очень пригодились Каретникову в сельской школе. Первых своих учеников он приучал к правильной литературной речи, без слов-паразитов. Ставил с ними и немудрёные театральные этюды, приближал их к театру. В школе-интернате Геннадий Каретников поставил свой первый спектакль - яркую весёлую новогоднюю сказку. Вместе с однокурсниками из ОЗПИ Каретниковы помогли создать в школе-интернате целый оркестр народных инструментов, фотокружок, туристический клуб, организовали интересную выставку ребячьих поделок.
Когда Лидия Каретникова готовилась стать матерью, супруги вернулись в Орехово-Зуево. И здесь состоялась судьбоносная встреча Геннадия Александровича с новым режиссёром из Москвы - Юрием Леонидовичем Гринёвым. После летних каникул Каретников пришёл в народный театр и получил роль "негра" в новом спектакле по пьесе Г. Мдивани "День рождения Терезы". В это время параллельно началась подготовка к другому спектаклю - гоголевской "Женитьбе", и Каретникову предложили ещё одну роль - одного из главных комедийных персонажей, деятельного Ильи Кочкарева. Сроки сдачи спектакля были жесткими, репетировали после трудового дня. Даже дома продолжали репетировать. Зато судьба "Женитьбы" была удачной… в течение целых десяти лет. Зрители очень полюбили этот спектакль. Уже буду главным режиссёром, Геннадий Александрович восстановил постановку в память о своём наставнике Юрии Гринёве. "Женитьбу" дважды успешно показывали на сцене МХАТа.

Виктор Чумаков и Геннадий Каретников в премьерном спектакле "Продолжение легенды". 1960 г.
В некоторых творческих работах актёр Каретников мог перевоплощался до неузнаваемости, в том числе и с помощью мхатовского гримёра-кудесника Александра Дмитриевича Горохова. К примеру, ореховозуевцы ставили пьесу Бориса Лавренева "Разлом" во МХАТе. До начала оставалось около получаса. Каретников с другом-актёром Валерием Назаровым, игравшим матроса Годуна, сидят уже в гриме в отведённой им артистической уборной. Вдруг отворяется дверь и в комнату входит Лидия Каретникова. Посмотрела внимательно на одного, на другого и, обращаясь к Назарову, спрашивает: "Валера, а мой где?" В театре тот случай стал хрестоматийным: дескать, Горохов гримирует так, что даже родная жена не узнает.
В спектакле "Два цвета" по повести Тамары Ян Гринёв поручил Каретникову роль хулигана Глухаря. Это была новая творческая ступень в биографии начинающего актёра. В прототипах нужды не было, ведь в Крутовском микрорайоне Орехово-Зуева, где он в ту пору проживал, подобных "героев" было хоть пруд пруди! После этого спектакля во МХАТе, посмотрев на игру Каретникова, народная артистка СССР Анастасия Платоновна Зуева спросила у орехово-зуевских актёров: "Дорогие мои, где вы напрокат взяли такого хулигана?"
Гринёвские мастер-классы плюс личный опыт стали для Геннадия Каретникова главной опорой. Помогали ему в работе с начинающими актёрами, когда уже сам возглавил молодёжную студию при народном театре. А Гринёву-наставнику Каретников посвятил немало проникновенных строк, назвав его "сеятелем добра":
"Вы ниву творчества всегдаПосле студийной работы над пьесой "Отважное сердце", трёхактным спектаклем по пьесе В. Гольдфельда "Иван да Марья", Каретников заявил о себе как о режиссёре. Но, по признанию Геннадия Александровича, пришлось выходить из рамок привычного актёрского амплуа, вживаться в новую сложную "роль" режиссёра, а затем и руководителя молодёжной студии, нести ответственность за молодые таланты. И в этом новом качестве ему помогли педагогическое образование, школьная практика и знание психологии учащихся.
Взрыхляли мощными руками.
Так пусть же новые года
Идут с победами за вами..."
Приняв творческую эстафету в руководстве народным театром от Юрия Гринёва Каретников без малого полвека успешно вёл театральный корабль через крутые волны, штормы, бури по курсу, заданному наставником ещё в начале 1960-х. За это время были созданы десятки блистательных постановок, радушно принятых земляками и высоко оцененных шефами МХАТа, на многочисленных конкурсах, в зарубежных гастролях... Среди них знаковые, "долгоиграющие": "Красавец мужчина", "Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Не всё коту масленица" А. Островского, "Мещанин во дворянстве" Ж.-Б. Мольера, "Конец Хитрова рынка" по произведению А. Кларова и Ю. Безуглова, "На дне" М. Горького, "Про Федота-стрельца" Л. Филатова... По этим спектаклям можно проследить, как рос, мужал и развивался народный театральный коллектив Орехово-Зуева - спутник МХАТа.
Более тридцати лет (с конца 1986-го) в городе на Клязьме плодотворно действует Клуб любителей поэзии, основанный Геннадием Каретниковым с благородной целью просветительства. Литературно-музыкальные вечера Клуба всегда собирали многочисленных поклонников, знающих цену мастерству и литературному слову. В рамках клуба Каретников популяризировал русскую и зарубежную классику, открывал новые имена. Со сцены звучали стихи Пушкина, Тютчева, Фета, Есенина, Блока, Северянина, Вертинского, Цветаевой, Маяковского, Ахматовой, Заболоцкого, Твардовского, Евтушенко, Дмитриева... А также - прозаические фрагменты из произведений Толстого, Тургенева, Чехова, Шолохова... А есениана в постановке Геннадия Каретникова всегда пользовалась неизменным успехом у почитателей русской словесности.

С яркими и проникновенными выступлениями участники Клуба побывали во многих городах Подмосковья и России, в образовательных и производственных коллективах. Им дружно аплодировали в есенинском Константинове, на родине Алексея Фатьянова, в Центральном Доме литераторов, в музее Победы на Поклонной горе, в Культурном центре Вооружённых Сил имени Фрунзе, в Международном славянском культурном центре, в воинских частях, у физиков-атомщиков в Дубне, а также - в Талдоме, Шахматове, Тарусе... Многие участники Клуба всю жизнь посвятили образованию, культуре, искусству, а некоторые даже стали на духовный путь, стали православными священниками.
Настоящие подвижники образования и театра, Геннадий Александрович и Лидия Дмитриевна Каретниковы прожили в любви и согласии шестьдесят два года, воспитали достойных детей, сыновей и дочь, которые тоже в своё время полюбили мельпомену. А теперь и внуки Каретниковых успешно выступают на театральных подмостках.
И сегодня Геннадий Алексанрович верен себе: продолжает сеять разумное, доброе, вечное. Как учили его наставники в школе и в театре.
Фото: oz-blog.ru, pastvu.com, vk.com/history_oz.