Все Подмосковье
17 C, ясно

Геннадий Каретников: вся истина - в движении, вся жизнь - сплошной полёт!

19 сентября 2023 7 минут Автор: Евгений Голоднов 219
Наверное, в любом городе есть люди, познакомившись с биографией и судьбой которых, хочется узнать побольше о месте, где они выросли. В Орехово-Зуеве такая яркая личность - Геннадий Каретников. Ветеран педагогического труда, режиссер, актер, поэт. А еще - руководитель городского Клуба поэзии, заслуженный работник культуры России, почётный гражданин Орехово-Зуева. Его имя здесь на слуху, но мэтра отлично знают и во многих театрах Подмосковья, - в Подольске, Наро-Фоминске, Ногинске...
22 сентября Геннадию Александровичу исполняется 85 лет. На днях, когда праздновался День города, мастер выступал перед земляками на творческом вечере в Зимнем театре, вдохновенно читал классиков, собственные произведения. По сей день ветеран культуры полон творческой энергии, оригинальных задумок, искрометного юмора.

Знаю Каретникова более сорока лет, довелось служить под его началом артистом, когда он работал главным режиссером Орехово-Зуевского народного театра – спутника МХАТ имени Горького. Он - автор блистательных стихов и эпиграмм, книги стихов "На ресницах времени", где отражена целая эпоха. Каждому своему коллеге по театру, будь то актёр, художник, осветитель, автор подбирал особые душевные слова. И даже сочинил гимн народного театра:
"Стареем, но стараемся
Пройти сквозь сотни мук.
И крутимся, и вертимся,
Как театральный круг.

Дни белыми страницами
Горят, горят, горят.
На каждой репетиции
Который год подряд

В поту, в слезах, в терзаниях,
И по ночам, и днём
Дерзаем мы, дерзаем мы -
Спектакль создаём.

Долой, долой сомнения!
Вперёд, вперёд, вперёд!
Вся истина - в движении,
Вся жизнь - сплошной полёт!.."
Творческую эстафету Каретников принял от Юрия Леонидовича Гринева, который был талантливым педагогом и тоже обладал большим поэтическим даром.

Сейчас в разгаре новый учебный год. А судьба самого Каретникова тесно связана с народным образованием. И немало жителей Подмосковья знают его не только как многогранного театрального режиссёра, но и как талантливого учителя-словесника.

WWW.jpg
Культурно-досуговый центр "Зимний театр" в Орехово-Зуеве.

У каждого из нас есть любимые учителя, чьи имена мы с благодарностью проносим через годы и десятилетия. Геннадий Александрович помнит всех своих учителей. На которых ему просто везло.

К примеру, в третьем классе у него педагогом была Мария Алексеевна Усачева. И Каретников по сей день со всеми подробностями вспоминает, как Мария Алексеевна готовила с малышами пьесу Самуила Маршака про Петрушку. Главную роль доверила исполнить девятилетнему Гене. В новой школе после окончания седьмого класса преподавателем русского языка и литературы у Каретникова стала Прасковья Яковлевна Побединская. Она отличалась строгостью и принципиальностью. Но это не помешало настоящей дружбе педагога и ученика. Прасковья Яковлевна оценила способности подростка, его работоспособность и ответственность. Поручала юноше учить целые главы из классиков. И Геннадий на особое доверие учительницы отвечал недетским усердием. Длинные тексты учил не только дома, но и по дороге в школу, и возвращаясь из неё. Среди его друзей детства были и будущий кинорежиссёр, народный артист России Леонид Марягин, и известный писатель, историк Владислав Бахревский… Своим талантливым землякам позже он сам дал путевку в жизнь - народному артисту России Виктору Сухорукову, заслуженному артисту России Александру Титаренко и многим другим, которые на профессиональном уровне проявили себя на сцене и в кинематографе.

Мама, Зоя Васильевна Каретникова, всю жизнь была педагогом, а отец, Александр Иванович, окончил исторический факультет МГУ. Родители старались привить детям любовь ко всему прекрасному. Правда, Каретников-старший, политрук, ушёл добровольцем на войну в 1941-м и погиб в Великую Отечественную в начале 1942-го, в кровопролитных боях под Вязьмой. И растить двух сыновей - шестилетнего Игоря и четырёхлетнего Геннадия - пришлось одной Зое Васильевне. Она выдюжила.


Да и в её сыновьях был заложен бойцовский характер отца. Оба добивались своих заветных целей, с детства любили спорт, искусство, были общительными людьми. Игорь впоследствии занялся наукой, стал учёным-металлургом, сделал немало открытий в этой отрасли, удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. Игоря Александровича я тоже хорошо знал, он был удивительным человеком, щедрым, бескорыстным, патриотом своей первой школы и города, поддерживал добрые инициативы краеведов.

Гена тоже рос разносторонним мальчишкой - в оркестре народных инструментов освоил домру, осваивал скрипку, участвовал в школьных драматическом и литературном кружках, в городской театральной студии Дворца культуры текстильщиков под руководством опытного режиссёра Николая Степановича Прохорова, воспитавшего вместе с супругой Варварой Фокеевной несколько поколений достойных артистов и режиссёров. Первая роль Каретникова была небольшой: "студент Миша" в пьесе Виктора Розова "Вечно живые". С этим спектаклем коллектив участвовал в конкурсе на сцене Летнего театра столичного Центрального парка культуры и отдыха имени Горького.

После окончания школы Каретников попытался сдать экзамены в ГИТИС, но не повезло. Поступил в Орехово-Зуевский педагогический институт. Приходилось от дома в вуз ходить пешком, в один конец дорога занимала полчаса. И это время трудолюбивый юноша тратил с пользой: тренировал память, учил тексты порученных театральных ролей. От своего наставника-режиссёра Прохорова, как и от родителей, студент Каретников постигал мудрость жизни, узнавал много интересного. К примеру, Николай Степанович рассказывал много об истории театра, о встречах с легендами российской сцены Алексеем Диким, Николаем Охлопковым...

Сценическая судьба студента педвуза решилась за несколько минут. Это случилось летом 1959 года, когда Геннадий работал вожатым в пионерлагере на Жёлтой горе. Позвонил его друг Бахревский, сообщил, что в Орехово-Зуево приезжает комиссия из МХАТа для отбора артистов в организуемый первый народный городской театр. Не один десяток километров преодолел на велосипеде Каретников, чтобы всё-таки успеть до "закрытия занавеса". Произведения, исполненные Каретниковым для членов комиссии, были ими высоко оценены. В списке принятых в театр его фамилия была среди первых. С участием шефов из МХАТа, известных артистов-педагогов Владимира Николаевича Богомолова и Клементины Ивановны Ростовцевой, началось формирование народного театра, его репертуара. На должность режиссёра назначили выпускницу театрального вуза Елену Златковскую. Первой пьесой новорожденного храма искусств стала инсценировка М. Микаэляна и О. Ефремова повести А. Кузнецова "Продолжение легенды", где Каретников сыграл роль десятиклассника. Премьера стала шумной, свободных мест в зрительном зале не было. Успех окрылил юношу.

5q01vdaw .jpg
Улица Ленина в Орехово-Зуево. 1956 г.

Вскоре у Геннадия Каретникова прошли выпускные экзамены в педагогическом институте и его, преподавателя русского языка и литературы, направили по распределению в село Спас-Заулок Клинского района Московской области. Вместе с молодой супругой-учительницей немецкого языка Лидией, ставшей верной спутницей Геннадия на всю жизнь.

И это было очень похоже на свадебное путешествие. Минуло более полувека с той широкой и шумной, звонкой и весёлой "комсомольской свадьбы", но поныне многие друзья Каретниковых помнят тот день. И ежегодно стараются поздравлять творческий дуэт супругов. Кто-то просто позвонит, а кто-то и заедет в гости.

В Спас-Заулокской школе-интернате десант молодых выпускников Орехово-Зуевского педагогического института вызвал по-хорошему творческий шок. Инициативные, задорные, Каретниковы и их сокурсники с юношеским вдохновением брались за любые дела, выходившие за рамки существовавшего учительского регламента. В период учёбы в педвузе будущие учителя усвоили: всему хорошему, чем владеешь сам, научи ученика! И учили, не жалея ни времени, ни сил.

Уроки режиссёров Прохоровых, Златковской, школьных учителей очень пригодились Каретникову в сельской школе. Первых своих учеников он приучал к правильной литературной речи, без слов-паразитов. Ставил с ними и немудрёные театральные этюды, приближал их к театру. В школе-интернате Геннадий Каретников поставил свой первый спектакль - яркую весёлую новогоднюю сказку. Вместе с однокурсниками из ОЗПИ Каретниковы помогли создать в школе-интернате целый оркестр народных инструментов, фотокружок, туристический клуб, организовали интересную выставку ребячьих поделок.

Когда Лидия Каретникова готовилась стать матерью, супруги вернулись в Орехово-Зуево. И здесь состоялась судьбоносная встреча Геннадия Александровича с новым режиссёром из Москвы - Юрием Леонидовичем Гринёвым. После летних каникул Каретников пришёл в народный театр и получил роль "негра" в новом спектакле по пьесе Г. Мдивани "День рождения Терезы". В это время параллельно началась подготовка к другому спектаклю - гоголевской "Женитьбе", и Каретникову предложили ещё одну роль - одного из главных комедийных персонажей, деятельного Ильи Кочкарева. Сроки сдачи спектакля были жесткими, репетировали после трудового дня. Даже дома продолжали репетировать. Зато судьба "Женитьбы" была удачной… в течение целых десяти лет. Зрители очень полюбили этот спектакль. Уже буду главным режиссёром, Геннадий Александрович восстановил постановку в память о своём наставнике Юрии Гринёве. "Женитьбу" дважды успешно показывали на сцене МХАТа.

mtpj8ttq.jpg
Виктор Чумаков и Геннадий Каретников в премьерном спектакле "Продолжение легенды". 1960 г.

В некоторых творческих работах актёр Каретников мог перевоплощался до неузнаваемости, в том числе и с помощью мхатовского гримёра-кудесника Александра Дмитриевича Горохова. К примеру, ореховозуевцы ставили пьесу Бориса Лавренева "Разлом" во МХАТе. До начала оставалось около получаса. Каретников с другом-актёром Валерием Назаровым, игравшим матроса Годуна, сидят уже в гриме в отведённой им артистической уборной. Вдруг отворяется дверь и в комнату входит Лидия Каретникова. Посмотрела внимательно на одного, на другого и, обращаясь к Назарову, спрашивает: "Валера, а мой где?" В театре тот случай стал хрестоматийным: дескать, Горохов гримирует так, что даже родная жена не узнает.

В спектакле "Два цвета" по повести Тамары Ян Гринёв поручил Каретникову роль хулигана Глухаря. Это была новая творческая ступень в биографии начинающего актёра. В прототипах нужды не было, ведь в Крутовском микрорайоне Орехово-Зуева, где он в ту пору проживал, подобных "героев" было хоть пруд пруди! После этого спектакля во МХАТе, посмотрев на игру Каретникова, народная артистка СССР Анастасия Платоновна Зуева спросила у орехово-зуевских актёров: "Дорогие мои, где вы напрокат взяли такого хулигана?"

Гринёвские мастер-классы плюс личный опыт стали для Геннадия Каретникова главной опорой. Помогали ему в работе с начинающими актёрами, когда уже сам возглавил молодёжную студию при народном театре. А Гринёву-наставнику Каретников посвятил немало проникновенных строк, назвав его "сеятелем добра":
"Вы ниву творчества всегда
Взрыхляли мощными руками.
Так пусть же новые года
Идут с победами за вами..."
После студийной работы над пьесой "Отважное сердце", трёхактным спектаклем по пьесе В. Гольдфельда "Иван да Марья", Каретников заявил о себе как о режиссёре. Но, по признанию Геннадия Александровича, пришлось выходить из рамок привычного актёрского амплуа, вживаться в новую сложную "роль" режиссёра, а затем и руководителя молодёжной студии, нести ответственность за молодые таланты. И в этом новом качестве ему помогли педагогическое образование, школьная практика и знание психологии учащихся.

Приняв творческую эстафету в руководстве народным театром от Юрия Гринёва Каретников без малого полвека успешно вёл театральный корабль через крутые волны, штормы, бури по курсу, заданному наставником ещё в начале 1960-х. За это время были созданы десятки блистательных постановок, радушно принятых земляками и высоко оцененных шефами МХАТа, на многочисленных конкурсах, в зарубежных гастролях... Среди них знаковые, "долгоиграющие": "Красавец мужчина", "Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Не всё коту масленица" А. Островского, "Мещанин во дворянстве" Ж.-Б. Мольера, "Конец Хитрова рынка" по произведению А. Кларова и Ю. Безуглова, "На дне" М. Горького, "Про Федота-стрельца" Л. Филатова... По этим спектаклям можно проследить, как рос, мужал и развивался народный театральный коллектив Орехово-Зуева - спутник МХАТа.

Более тридцати лет (с конца 1986-го) в городе на Клязьме плодотворно действует Клуб любителей поэзии, основанный Геннадием Каретниковым с благородной целью просветительства. Литературно-музыкальные вечера Клуба всегда собирали многочисленных поклонников, знающих цену мастерству и литературному слову. В рамках клуба Каретников популяризировал русскую и зарубежную классику, открывал новые имена. Со сцены звучали стихи Пушкина, Тютчева, Фета, Есенина, Блока, Северянина, Вертинского, Цветаевой, Маяковского, Ахматовой, Заболоцкого, Твардовского, Евтушенко, Дмитриева... А также - прозаические фрагменты из произведений Толстого, Тургенева, Чехова, Шолохова... А есениана в постановке Геннадия Каретникова всегда пользовалась неизменным успехом у почитателей русской словесности.

1w-3eqZ8ZEE.jpg

С яркими и проникновенными выступлениями участники Клуба побывали во многих городах Подмосковья и России, в образовательных и производственных коллективах. Им дружно аплодировали в есенинском Константинове, на родине Алексея Фатьянова, в Центральном Доме литераторов, в музее Победы на Поклонной горе, в Культурном центре Вооружённых Сил имени Фрунзе, в Международном славянском культурном центре, в воинских частях, у физиков-атомщиков в Дубне, а также - в Талдоме, Шахматове, Тарусе... Многие участники Клуба всю жизнь посвятили образованию, культуре, искусству, а некоторые даже стали на духовный путь, стали православными священниками.

Настоящие подвижники образования и театра, Геннадий Александрович и Лидия Дмитриевна Каретниковы прожили в любви и согласии шестьдесят два года, воспитали достойных детей, сыновей и дочь, которые тоже в своё время полюбили мельпомену. А теперь и внуки Каретниковых успешно выступают на театральных подмостках.

И сегодня Геннадий Алексанрович верен себе: продолжает сеять разумное, доброе, вечное. Как учили его наставники в школе и в театре.

Фото: oz-blog.ru, pastvu.com, vk.com/history_oz.

орехово-зуево геннадий каретников театр искусство творчество поэзия


casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
Bonus Veren Siteler

Выберите город