Георгий Нисский: восторженный певец Подмосковья
16 Марта 2023
5 минут
162
Нынешние пятиклассники все так же выводят в своих тетрадях строчки сочинения о картине Георгия Нисского "Февраль. Подмосковье": "Сюжет картины достаточно прост, однако при этом завораживает..." Так и есть! Завораживает! Но чем именно? И почему москвич Нисский так неистово рвался за город, в Подмосковье? Железнодорожная станция под Солнечногорском, канал имени Москвы, да и просто “Вечер на Клязьме” - видно, что Московская область волновала художника. Попытаемся разобраться - почему?

Георгий Нисский. "Февраль. Подмосковье". 1957 г.
А теперь он студент Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), его преподаватели Роберт Фальк и Александр Древин. Вхутемасовцы боготворят Маяковского с его строками-девизом "Улицы – наши кисти. Площади – наши палитры". А Георгий разрывается между живописью и спортом. В 1926 году в спортзале он сходится с боксёром Александром Дейнекой. Тот открывает молодому художнику творческое объединение ОСТ (Общество художников-станковистов). Остовцы декларировали: художник обязан принимать самое активное участие в строительстве социализма; искусству надлежит быть сюжетным и современным; необходимо воспевать индустриализацию, спорт и прочие достижения.
Георгий согласен на все сто! Под влиянием станковистов и Дейнеки он вырабатывает свой стиль, которому присущи чуть ли не намеренный лаконизм, рвущаяся из холста динамика и рядом с ними удивительно уживающийся лиризм.

М.А. Бирштейн. "Портрет Александра Дейнеки и Георгия Нисского". 1950-е годы.
ВХУТЕМАС окончен в 1930-м. Художник Нисский оформляет стенгазеты, создаёт монументальные панно, рисует плакаты. Много ездит по стране. Он уже москвич. И во время войны работает над агитационными плакатами и патриотическими картинами.
Но именно послевоенные годы даруют Георгию Нисскому наиболее плодотворную пору. Дейнека и он встают у истоков "сурового стиля" в живописи той эпохи. Да, это тоже соцреализм, но без известной слащавости и "клюквы". Всё очень сдержанно. Без сюсюканья, по-хозяйски расчётливо. Всё лишнее – прочь. Почти по Базарову: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Друг и наставник Дейнека впоследствии отмечал, что Нисский пишет природу "как её хозяин, а не зритель с обочины".
И множество полотен Нисского-москвича посвящены Подмосковью. Почему?

Георгий Нисский. "Вечер на Клязьме". 1946 г.
В 1940-е и почти два десятилетия потом "дядю Жору" все знали в яхт-клубах Клязьминского водохранилища. Как победителя легендарной Пятой Поволжской регаты, как чемпиона Москвы. И один из самых ранних его послевоенных пейзажей – "Вечер на Клязьме" создан в 1946 году. Понятно, что без яхт тут не обошлось. Умиротворённая вода с закатной дорожкой, подмосковный дивный вечер. Но рукой мастера убрано всё лишнее, осталась вымуштрованная выстроенность композиции.
Как одному из самых уважаемых яхтсменов, Георгию Нисскому достался трофейный швертбот, получивший от него название "Нерпа". Художник-яхтсмен уверял: "Яхта – мой дом и моя мастерская". Одну из его картин той поры ("Парусный спорт. Пестово") искусствовед Игорь Долгополов увидел так: "Солнце и ветер – вот герои этого пейзажа. Вернее, ветер, один ветер хозяйничает в Пестове. Он гонит острокрылые яхты, раздвигает завесы облаков, которые бросают на встревоженную ветром воду диковинные тени. Всё в движении, упругом, мускулистом. Трудно поверить, что полотно написано пятидесятилетним художником, настолько оно переполнено юностью, порывом".

Виктор Цыплаков. "Портрет Георгия Нисского".
А ещё (и это совсем не удивительно) Нисский стал заядлым автомобилистом. На "Москвиче", затем на "Волге" с удовольствием колесил по автострадам Подмосковья в сопровождении кистей, красок и… верной собаки Редьки. И в итоге поездок появлялись знаменитые ныне его подмосковные пейзажи. В которых он смел спорить с любимыми мастерами прошлого: "Березки у нас остались, только я вижу их по-другому, закат тоже… Приходится менять ассортимент образов, хотя бы в пейзаже. И подать лаконичнее, построить, выбрать. Ажурные радиобашни на рваном небе сегодня романтичнее, чем сосна на севере" (поклон Шишкину – авт.).
Работы первой половины 50-х годов привлекают не внешним, а сдержанностью. Но при этом явственно присутствуют романтика и лиризм.
Особенной поэтичностью выделяется работа "Радуга" (1950). Живописец давно задумал пейзаж: лёгкая дуга современного моста через канал. Но лишь увиденная после грозы радуга над мостом дала нужный толчок к созданию картины. А каналу имени Москвы художник посвятил не одно полотно ("Дмитровский шлюз", "Мост на канале", "Канал Москва – Волга", "Ночь на канале").
В середине 1950-х годов Нисского, остро чувствующего время, всё сильнее увлекает индустриальный пейзаж: "Понять, что делается сегодня вокруг тебя, понять, в чём ты участвуешь, не выпасть, не выплеснуться из эпохи – это очень и очень многое в нашем творчестве".

Георгий Нисский. "Передовой шлюз канала им. Москвы". 1951 г.
Но вот картина "Полустанок" (1958), которая хранится в Костромском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Мы знаем, что это подмосковная станция Подсолнечная. Существует и другой, более ранний вариант этой картины, с названием именно "Станция Подсолнечная" (1951). Или работы с прямым адресным указанием: "Станция сортировочная Ховрино" (1957) и "Колхоз “Загорье”" (1960).

Георгий Нисский. "Полустанок". 1958 г.
Но всё же, почему всё-таки не Москва, а Подмосковье? Почему к белокаменной не столь пристален взгляд творца? Ответ найдётся в полотне "Скоро Москва" (1963), хотя есть и её варианты других годов. Художник отчётливо не противопоставляет, но различает столицу и её ближайшие подступы. Название работы символично: да, ещё не Москва, в которой уже все солидно выстроено и отлажено, но приближение к столице, динамика этого приближения привлекает. И она чаще всего выражена дорогой, устремлённостью, и новизной конструкций и строений вдоль неё. Здесь уместна скорость самолётов и поездов, размах линий электропередач. Которые мирно уживаются с некоторой патриархальностью обитателей местных городков, полустанков, деревень…
Нисский творил, руководствуясь собственным творческим кредо: "Только художник-патриот, идущий в ногу с жизнью, движимый горячей любовью к родной земле и к людям, преображающим эту землю, умеющий видеть и понять красоту, романтику и поэзию современности, способен создать произведения, дорогие и близкие каждому…"

Георгий Нисский.
И критики, и любители живописи признавали: "Нисского узнаешь сразу: колорит и композиция его полотен настолько выразительны и своеобразны, что спутать его с кем-нибудь просто невозможно".
Георгий Григорьевич Нисский (21 января 1903 г. – 18 июня 1987 г.) по прошествии лет по-прежнему современен. А его работы – желанные гости в коллекциях и экспозициях. И нынешние школьники так же выводят в своих сочинениях о картине "Февраль. Подмосковье": "Сюжет картины достаточно прост, однако при этом завораживает..."
Фото: mtdata.ru, art-plastpro.ru, yachtrussia.com, sovcom.ru, vcgms.ru, ikuv.ru, arthive.net.