31 Марта Вторник
-4 C, небольшой снег

Город, где строят космические корабли

10 Января 2020 5 минут Автор: Илья Буяновский 217
На Ярославском шоссе за МКАДом слева тянутся окраины Мытищ, а справа - длинная промзона Королёва. Въезды сквозь неё в город можно сосчитать по пальцам одной руки, а один из них отмечает стела. Легко подумать, что ракета на ней бутафорская, но нет - это настоящая Р-2, созданная в 1948-50 годах Сергеем Павловичем Королёвым. Её дальность была около 500 километров, грузоподъёмность – немногим более тонны, подготовка к старту занимала шесть часов, а топливо внутри могло находиться не более 15 минут – дальше слив или запуск. Но для своего времени Р-2, первая в мире ракета с отделяющейся головной частью, была прорывом.
Пионерская улица разделяет головной завод ракетно-космической корпорации "Энергия" и не уступающий ему размерами Центральный научно-исследовательский институт машиностроения. У них – общая история.

В середине XIX века на Ярославской дороге купил землю купец Семён Перлов, крупнейший русский чаеторговец. Его сын Николай в 1907 году построил роскошную Белую дачу, а пять лет спустя проиграл её в скачках конезаводчику Голованову. У того имение купил юрист Александр Вейнраубе, и стал распродавать на дачные участки. В 1914 году царское правительство и английская машиностроительная компания "Бекос" сделали ему предложение, от которого невозможно отказаться, и вот уже особняк чаеторговца сделался конторой Казённого завода военных самоходов, то есть автомобилей повышенной проходимости. Окончательно Белую дачу перестроили в заводоуправление в 1924 году, и теперь её фасад глядит на Ярославку.

Foto_21.jpg

В глубине завода виден домик с куполом, который был усадебной часовней, а за ним - "Восток" и "Буран-Энергия". КЗВС достроили к концу Первой Мировой, а в 1919 году объединили с эвакуированным из Петрограда заводом "Арсенал" в Московский орудийный завод, с 1922 - Завод №8 имени Калинина. В 1941 году и его эвакуировали в далёкую от фронта Пермь, а сюда в 1942 году вновь привезли ленинградский "Арсенал", на основе которого возник завод №88, делавший для Красной Армии зенитки. По окончании войны ему было суждено стать местом, где занималась заря отечественной космонавтики.

...В конце войны немалая технологическая мощь Третьего Рейха была направлено на поиска Оружия Возмездия. От отчаяния в ход шли самые безумные идеи вроде подземных лодок или сухопутных линкоров, но всё-таки среди "вундервафель Гитлера" появилось несколько машин, ключевых для послевоенной эпохи. В первую очередь – реактивные самолёты и ракеты. Именно "Фау-2" - общий предок всех баллистических ракет, будь то «Союз» Сергея Королёва, «Сатурн-5» Вернера фон Брауна или «Фалькон» Илона Маска. Гитлеру V2 (а V – в данном случае действительно значит «вендетта») не помогла. Её конструкторы во главе с аристократом фон Брауном сдались американской армии, а в Штатах сразу поняли, что вот этим вот немцам надо простить абсолютно всё. Советам же достался Пенемюнде - завод и полигон на острове в Балтийском море, где немцы испытывали первые ракеты. До войны активно экспериментировали с ракетной техникой только СССР и Германия, и хотя немцы оказались на шаг впереди, наша научная база оказалась достаточной, чтобы понять, как они это сделали.

Для изучения немецких ракет и создавался НИИ-88. Тут-то вспомнили и про конструктора ракет Сергея Королёва, который к тому времени, пройдя застенки, тюрьмы и Дальстрой, прозябал на авиастроительной шараге в Казани. Директор НИИ-88 Лев Гонор назначил Королёва руководителем важнейшего 3-го отдела. Здесь работали такие люди, как Валентин Глушко, Владимир Бармин, Михаил Рязанский, Алексей Исаев - основа будущего Совета Главных, негласного курирующего органа советской космонавтики. В 1956 году 3-й отдел, разросшийся до весьма обширной производственной площадки, выделился в ОКБ-1. В 1966 оно объединилось с Заводом №88 и его филиалом в Куйбышеве (ныне самарский "Прогресс") в Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения, а в 1974 ЦБКЭМ получило красивое название "Энергия". Ракетами с 1958 года годов также занимаются в Самаре, а здесь находится крупнейшее в мире производство космических кораблей.

Foto_3.jpg

О первоначальной же ракетной специализации напоминает Высокий корпус, куда даже современная ракета влезла бы с запасом. Ныне это демонстрационный зал завод экспериментального машиностроения "Энергия". Ещё есть музей ракетно-космической корпорации «Энергия» - он расположен на другом конце этой площадки, в не столь зрелищном здании.

За дачей Перлова площадку пересекает бульвар. На другом его конце, со стороны города - главная проходная, чьё здание осталось от "Бекоса". У проходной ракета-носитель "Восток" вроде той, на которой летал Гагарин. Это полноразмерный макет (1995), но обратите внимание на цвет. Мы привыкли видеть ракеты белыми, и в белый их красят в музеях. На самом деле ракеты белеют от инея: в качестве окислителя, поджигающего топливо, используют жидкий кислород, и в готовой к взлёту ракете находятся десятки тонн жидкости с температурой -180 градусов. Ракета на «Энергии» - такая, какой видит её не космодром, а завод.

Ракета прекрасно видна из окрестных дворов и кварталов. Нынешний Королёв вырос из конгломерата сёл и усадеб, основанных задолго до рождения Сергея Павловича. Точкой концентрации города сделалась станция Подлипки, открывшаяся в 1914 году на тупиковой ветке, проложенной от Ярославской магистрали к заводам и дачам. Ныне она называется Подлипки-Дачные, потому что есть ещё и «просто» Подлипки на Рязанском направлении. К 1928 году у завода имени Калинина разросся посёлок Калининский. Через десять лет он стал городом Калининградом, и вряд ли кто-то мог тогда представить, что считанные годы спустя его тёзкой сделается покорённый Кёнигсберг. В честь Королёва город переименовали лишь в 1996 году. К тому времени в его состав успели войти Костино, Болшево, Первомайка, Юбилейный и другие – нынешний Королёв город на редкость полицентрический.

Foto_4.jpg

На первый взгляд Королёв выглядит типичным для Ближнего Подмосковья городом новостроек для тех, кому немного не хватило на московскую квартиру. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что пейзаж его космической романтикой буквально пронизан. В рекламе и вывесках космонавтика – бренд:

61f9a44457bb15d667f4aa98128f5a8f.jpg

У баскетбольного клуба название (даром что на американский манер) соответствующее:

e957e6e7cabadd7d30dd19da03bb3d74.jpg

В окнах гимназии - не снежинки и ангелочки, а спутники, ракеты и небесные тела:

7edd90b3513c39edbacdb59d1affdfe3.jpg

Но более всего разные районы Королёва скрепляют ощущением единства Космической столицы многочисленные граффити. Королёв оказался городом победившего стрит-арта, и 2/3 королевских граффити так или иначе связаны с космосом.

Foto_5.jpg

И думается, даже на заборах у железной дороги не самые умные жители этого города должны писать что-нибудь вроде "Алиены гоу хоум! Земля для землян!".

А спускаемые аппараты построенных здесь же «Союзов» спокойно валяются на заднем дворе Дома культуры.

Foto_6.jpg

Этим материалом редакция “Атмосферы” начинает серию публикаций краеведа Ильи Буяновского. В ближайшие дни вашему вниманию будут представлены новые маршруты по Королёву и другим подмосковным городам. Фото автора.

Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее