Все Подмосковье
13 C, ясно

Город с драконом на гербе: подмосковная Кашира и ее достопримечательности. Часть 1

20 Января 2023 7 минут Автор: Татьяна Жукова 452
Первые письменные сведения о Кашире датируются XIV веком. "Кошира" среди мест, завещанных сыну Дмитрию (будущему московскому князю Дмитрию Донскому) упоминается в 1356 году в духовной грамоте московского князя Ивана II Красного. Этот старинный город находится на юге Подмосковья, на высоком правом берегу реки Оки. Все достопримечательности Каширы, которые можно осмотреть в 2023 году - в нашем обзоре.
Примечательно, что первоначально город располагался на левом берегу Оки, недалеко от места впадения в нее речки Каширки. Сейчас эта местность называется Городище и относится к городскому округу Ступино

Наряду с другими древними городами московского княжества, такими как Коломна и Серпухов, Кашира служила оборонительным рубежом, с юга защищавшим Москву от вражеских набегов. Город подвергался набегам крымских татар на протяжении всего XVI века: в 1571 году Кашира был сожжена отрядами Девлет-Гирея, а в 1592 году ее разгромил уже Фети-Гирей. В результате очередного набега крымских татар в 1596 году окрестные селения вновь были разорены: от города осталось пепелище, уцелевшие жители спешно покинули насиженные места. 

Восстанавливать город на старом месте не стали, выбрав для него новую дислокацию - противоположный высокий берег Оки, месторасположение сегодняшней Каширы. В конце 1610-х годов царь Михаил Федорович перенес город в Заречье, на земли деревни Козловка. Благодаря высокому, обрывистому берегу Оки, изрезанному глубокими оврагами, местность здесь как нельзя лучше подходила для сооружения крепостных укреплений. И вот, напротив Троицкого Белопесоцкого монастыря, между речкой Козловкой и Жуполовским оврагом в 1618-1627 годах соорудили деревянную крепость под руководством "кормовых немцев" Давида Францова и Ивана Жемажина, которых впоследствии выслали из города. Своё название город получил благодаря находящейся в нем переправе (по-тюркски - "кешир") через реку Оку.

zt8o6yzq.jpg
Кашира. Вид от Успенского собора на Большую Московскую улицу. 1900-1910 гг.

К концу XVIII века Кашира утратила свое военно-оборонительное значение и превратилась в торговый город, войдя в 1777 году в состав Тульского наместничества. В качестве уездного центра Кашира получила собственный герб и план застройки, утвержденный Екатериной II 16 ноября 1779 года.

С 1796 до 1923 год город оставался в составе Тульской губернии. В состав Московской губернии Кашира вошла ровно 100 лет назад в мае 1923 года, в 1929 став центром Каширского района Московской области.

Сегодня это расположенный в 119 км к югу от Москвы город с населением, согласно данным переписи за 2021 год, 45 000 человек. Рассказываем об основных достопримечательностях Каширы.

АЛЕКСАНДРО-НИКИТСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ 

Начнем знакомство с Каширой с расположенного в старой части города, на западной его окраине, ансамбля недавно восстановленного монастыря, который сами каширяне с гордостью называют главной городской достопримечательностью. В путеводителе по монастырям Подмосковья, изданном всего год назад, Никитский женский монастырь значился как утраченный. Но он отреставрирован и вновь действует, по праву являясь "точкой притяжения" как для горожан, так и для гостей Каширы.

Живописное расположение обители никого не оставляет равнодушным, с его смотровой площадки открывается вид на Оку и Белопесоцкий монастырь.

История святыни начинается в XVII веке с появлением деревянной церкви во имя святого великомученика Никиты, которая затем на средства купца благотворителя-Федора Руднева была отстроена в камне и освящена в 1855 году. Благодаря Рудневу, в 1843 году была обустроена богадельня, преобразованная в 1862-м в женскую общину, возглавляла которую монахиня Фомаида (Чирочина, 1778-1868 гг.), считающаяся основательницей Александрово-Никитского женского общежительного монастыря, официальной датой образования которого считается 21 июля 1884 года.

Никитский монастырь в своей епархии стал первой женской общежительной обителью. Духовное наставничество осуществлялось старцами Оптиной пустыни. Архитектурный ансамбль обители складывался постепенно - с 1860 по 1906 гг. по мере роста общины. 

В 1845 году была возведена трёхъярусная колокольня при Никитской церкви. В нижнем ярусе колокольни в 1855 году построили Преображенскую церковь, которая со временем перестала вмещать возросшее число прихожан.

1432952.jpg

Был возведен новый Преображенский собор. Сейчас он по праву – архитектурная доминанта монастыря. Тщанием игуменьи монастыря Тихоны (Ладыженской) на средства фабриканта-благотворителя Михаила Моргунова был сооружен этот кирпичный собор в русско-византийском стиле. Главный престол во славу Преображения Господня освятили в 1894 году, два боковых придела освящены во имя Казанской иконы Божией Матери и святителя Тихона Задонского.

Проектировал собор архитектор Владислав Грудзин, ранее строивший для этого монастыря келейный и игуменский корпуса. Прежняя Преображенская церковь в 1906 году получила новое посвящение - во имя иконы Божией Матери "Неопалимая Купина". А к колокольне в этом же году была пристроена краснокирпичная трапезная в формах эклектики с чертами модерна.

В начале ХХ века Никитский монастырь был самым большим в епархии. Ему щедро жертвовала императорская семья. Но в 1923 году обитель закрыли, и начались её разграбление, долгое безвременье, эпоха разрушений и забвения.

m-fomaida.jpg

После войны на территории обители разместился филиал Ногинской чулочно-носочной фабрики. Преображенский собор и Никитская церковь использовались как складские и производственные помещения. В 2016 году здесь начались масштабные реставрационные работы. Были снесены все уродующие облик храмов, выстроенные в советское время хозяйственные постройки. У Никитского храма воссоздали ротонду и трапезную, построили заново колокольню, полностью разрушенную в советские годы, отреставрировали и Преображенский собор. К июню 2018 года силами благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь все работы на территории монастыря были завершены. А 24 июня 2018 года состоялось торжественное освящение Преображенского собора и Никитского храма, рядом с которым воссоздано мраморное надгробие основательницы монастыря – монахини Фомаиды. 21 июля 2019 года в обители было положено начало монашеской жизни. 

Где: Кашира, ул.Свободы, 25. 

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ БЕЛОПЕСОЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Великолепный вид на Белопесоцкий монастырь, расположенный на левом берегу Оки у места впадении в неё речки Кремеченки, открывается со смотровой площадки Никитского монастыря. Отсюда отлично видны мощная крепостная стена, разноцветные храмы и их золотые купола.

Монастырь был основан здесь более 500 лет назад преподобным Владимиром Белопесоцким. Изначально обитель, со дня своего основания в 1498 году, была мужской. Мощи преподобного Владимира Белопесоцкого покоятся теперь под спудом Троицкого Собора.

Согласно преданию, название монастыря и его расположение определил преподобный Сергий Радонежский, державший путь из Серпухова в Каширу. Проходя через Белые Пески, он благословил это место, водрузив крест со словами: "Стоять тут монастырю".

В XVI веке монастырь служил оборонительным пунктом на южной границе московского княжества, утратив функции форпоста лишь во времена Петра Первого.

Архитектурный монастырский ансамбль представлен древнейшим Троицким собором, Сергиевской церковью, Иоанновской церковью, надвратной церковью Николая Чудотворца. Изначально все они были деревянными.

571390.jpg

Большинство храмов сосредоточены у южной монастырской стены. На переднем плане - Троицкий собор. Это постройка конца XVII века, а изначально он был возведен в камне в 1564 году на пожертвования Ивана Грозного. Слева – храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (Иоанновский), построенный в стиле ампир в первой половине XIX века, справа – Сергиевская церковь (трапезный храм монастыря), возведенный в 1804 году в стиле классицизма. Надвратная церковь святителя Николая Чудотворца 1578 года постройки служила ранее дозорной башней.

Свято-Троицкий Белопесоцкий мужской монастырь закрыли в 1918 г. В 1924 году его здание передали историческому музею, но Троицкий собор оставался действующим, став приходским храмом, вплоть до закрытия в 1933 году.

В годы войны монастырский комплекс, как когда-то, вновь использовался в военно-стратегических целях, служа в 1941 году важным опорным пунктом советских войск.

В советское время обитель была предана забвению. В Троицком соборе устроили клуб, в Иоанновском храме - стекольную фабрику. В келейных корпусах разместили общежития для рабочих, а затем здесь жили заключенные, строившие мост через Оку. В монастыре одно время даже работал пионерский лагерь.

571383.jpg

Возрождение обители началось в 1988 году, когда ее возвратили РПЦ и начали реставрационные работы. В 1993 году Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь вновь стал действующим. Исторически являвшийся мужским, возродившись, монастырь стал женским. 

С 1870 года в соборе находится чудотворная икона "Утоли моя печали", по преданию, исцелившая многих прихожан, сохранявшая жизни в эпидемию холеры. После закрытия монастыря икону передали в расположенный неподалеку Тихвинский храм, а в 2012 году святыню вернули в монастырь. 

Где: Ступино, ул. Белопесоцкая.

СОБОРЫ И ХРАМЫ 

Архимандрит Свято-Духова монастыря Геронтий, приезжавший на празднование столетия открытия Тульской епархии, в 1899 году писал: "В городе Кашире, кроме Никитского женского монастыря, еще шесть храмов, несмотря на то, что жителей менее 3000 душ. Первый - собор во имя Успения Пресвятыя Богородицы, второй Троицкий с приделом во имя святителя Николая, носящий особенное местное название "Николы ратнаго"… Третий храм во имя Входа во Храм Пресвятыя Богородицы, с башенными хорошими часами на колокольне, которая так высока, что видна, говорят, из Серпухова, за 50 верст. Четвертый храм во имя Вознесения Господня, пятый кладбищенский во имя Всех Святых и шестой во имя св. мучеников Флора и Лавра. Все храмы, кроме последнего, отличаются редким благолепием, тем более это удивительно в малом уездном городе, но это объясняется близостью Москвы, в которой есть много богатых каширских граждан". Расскажем подробно о храмах Каширы.

ХРАМ НИКОЛЫ РАТНОГО

Этот храм - памятник архитектуры федерального значения, древнейший в Кашире, долго был предан забвению. Старожилы помнили, как красиво в сочетании с двухъярусной колокольней храм смотрелся еще в 1930-е годы, до своего закрытия советскими властями.

Уже много лет на месте колокольни - жилой дом из красного кирпича. И о том, что за зданием исполкома горсовета "спрятался" храм, знали немногие.

А во времена, когда ещё стояла колокольня, многие останавливались, осеняя себя крестным знамением на глазах у чиновников, работавших в расположенном по соседству партийном учреждении. Возможно, это и поспособствовало и сносу колокольни, и закрытию храма.

А между тем, история у церкви весьма интересная. Строительство храма, освященного во славу Живоначальной Троицы, началось в первый год XIX века тщанием Каширского купца Николая Жданова.

Когда-то в Полтавском сражении рекрут из Каширы по имени Ждан Скорняк был ранен. Направлялся он в лазарет, когда на дороге ему встретились готовящиеся сдаться в плен шведские офицеры, они брели к шатру государя. Петр Первый, увидев Ждана, возглавлявшего шествие, трактовал это как захват группы врагов одним мужественным солдатом, и щедро наградил его - золотыми монетами и иконой Николы Ратного. По преданию, вернувшись домой, Ждан разбогател, а в благодарность о произошедшим с ним построил церковь, где и разместил дарованную ему икону Николы Ратного. Был тот Ждан дедом Николая Жданова, будущего благодетеля Каширской церкви.

2946348.jpg

Первоначальный каменный Троицкий храм между Хлебной и Соборной площадями Каширы возвели в 1688 году. В 1690 году в нем появляется придел во имя Святителя Николая Чудотворца, а икона Николы Ратного, дает храму второе имя, прочно вошедшее в народ.

В 1801 году на средства купца Николая Николаевича Жданова строится отдельного стоящая от основного здания церкви колокольня, его же тщанием два года спустя проводится реконструкция левого придела Святителя Николая. А ещё через два года обустраивается придел во славу Благовещения Пресвятой Богородицы.

Когда Николай Жданов скончался, его вдова Мавра Федоровна продолжала поддерживать храм, на её средства церковь, в ознаменование победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, три года спустя была реконструирована.

В этом виде храм, построенный в стиле зрелого классицизма, дошел до нашего времени. В книге "На берегах Оки" Ф.В. Разумовский указывал на уникальность облика этой церкви, отмечая "глубоко прочувствованную пропорциональную связь ротонды с основным объемом здания". Саму ротонду купола Троицкой церкви он называл "самой выразительной и поэтичной" среди ротонд города.

455552.jpg
Протоиерей Григорий Богословский

Последним, до закрытия в 1930-х, настоятелем храма был протоиерей Григорий Богословский. Батюшку арестовали прямо в алтаре, когда он проводил службу, прихожан выгнали на улицу, на церкви повесили амбарный замок. Отбыв пятилетнюю ссылку в Сибири, священник вернулся в родной храм. В 1938 году он был повторно арестован. В тот же год его расстреляли на Бутовском полигоне.

Казалось, что храм Николы Ратного исчез с лица Каширской земли навсегда. Но в 1991 году его вернули верующим. Десятилетиями длилось восстановление. Первая Божественная Литургия прошла здесь 21 сентября 2002 года.

В настоящее время все ещё продолжается восстановление этого древнего памятника архитектуры. Здесь хранятся привезенная с Афона икона великомученика Пантелеймона-целителя и икона Святителя Николая Чудотворца, написанная специально для этого храма.

Где: Кашира, ул. Рогожина, д. 2.

УСПЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР 

Каменный Успенский собор определил месторасположение главной площади Каширы, ранее именовавшейся Соборной, а сейчас - площадью Володарского. Квадратная в плане, с расположенным в ее центре Успенским собором, она служила местом для торговых рядов. 

Собор Успения Пресвятой Богородицы, стоящий на этом месте с 1629 года, является главным храмом Каширы. Дата закладки фундамента известна благодаря сохранившемуся в архиве документу - делу "о каширских кормовых иноземцах" - и последовавшему царскому указу об изгнании Давыда Францева и Ивана Жемажена (тех самых "иноземцев") из Каширы. А дело было так.

В 1629 году в Кашире, как и других русских городах, праздновали рождение Алексея Михайловича, будущего царя, а тогда - наследника престола. Празднование совпало с закладкой Успенского собора. Иван и Давыд, строившие в Кашире крепость, в этот день решили подзаработать на продаже "бесова зелья" - алкогольных напитков, за что и были изгнаны из города.

2169650.jpg

Тот ампирный собор, что дошел до нашего времени, возводился с 1829 по 1842 гг. по проекту архитектора А.Г.Григорьева на средства благотворителей Семена Лепешкина и Ивана Митрофанова. Строился он на месте более раннего предшественника, разобранного из-за ветхости в мае 1837 года. Строился в два этапа: сперва к старому зданию была пристроена трапезная, а затем на месте старого храма построено нынешнее каменное здание. В 1867 году устроена каменная ограда вокруг собора, дошедшая до нашего времени. У собора два боковых придела – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и архангела Михаила.

Храм закрыли в 1937 году после ареста настоятеля архимандрита Серафима (Щелокова), расстрелянного в том же году на полигоне в Бутово. После прекращения богослужений, здание собора использовали как пункт приема стеклотары, складское помещение, автомастерскую. Лишь в декабре 1988 года в аварийном состоянии он был передан РПЦ, и началось его долгое восстановление.

5an853ol.jpg
Южный фасад Успенского собора Каширы. 1970-е гг.

Первым, после возобновления общины, настоятелем Успенского собора становится Николай Иванович Гришин, человек, прошедший войну, учёный – астрофизик, исследованиям серебристых облаков которого в местном краеведческом музее посвящен отдельный зал.

25 августа 2013 года Успенский собор был торжественно освящен. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в этот же день освятил и установленный в Летнем саду памятный крест пострадавшим в годы гонений Каширским новомученикам: архимандриту Серафиму (Щелокову), протоиерею Сергию Знаменскому, протоиерею Петру Воскобойникову. В соборе есть необычная мозаичная икона Богородицы.

Где: Кашира, пл. Володарского, д. 3.

ХРАМ ВВЕДЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ 

На пересечении улиц Советской и Энгельса в южной части исторического центра города находится Введенский храм и его высокая красивая колокольня. Для проведения весенних (Вознесенская, Георгиевская, Пятницкая ) и осенних (Никитская и Покровская) ярмарок в Кашире спроектировали восьмиугольную площадь, получившую название Хлебной, сейчас - это площадь Урицкого. Доминантой Хлебной площади становится Введенская церковь.

Строительство храма связано с именем Мефодия, первого Тульского епископа. Имя автора архитектурного проекта, выдержанного в классицистическом стиле, история не сохранила. 

10 августа 1801 года состоялась закладка храма, а строительстве его завершилось только в 1817 году. Церковь возводилась на средства прихожан.

552424.jpg
Вид на Введенский храм и колокольню. Начало ХХ века.

Храм был освящен 11 ноября 1817 года во имя Введения Божией Матери, левый его придел освятили в честь бессребреников Космы и Дамиана, а правый стал Крестовоздвиженским. Введенская церковь - украшение города, роспись её интерьеров совмещала имитацию лепнины в технике гризайль с академической живописью. Западную стену храма украшает копия картины Иванова "Явление Христа народу".  

В 1808 году на средства прихожанина, купца Прокопия Казакова здесь же была построена каменная двухэтажная богадельня. В 1877 году приобрела свой нынешний вид нарядная шестиярусный храмовая колокольня. 

Изначально она была трёхъярусной. Верхние ее ярусы, выполненные в виде четвериков, с высотой уменьшаясь в размерах, повторяют друг друга. Высота колокольни - 70 метров, она четвертая по высоте в Подмосковье.

На средства рыбопромышленника из Серпухова Александра Перцева на колокольне Введенского храма были установлены куранты фирмы "Ф. Винтер". До наших дней передается легенда о том, как Перцев, приезжавший в Каширу из Серпухова по делам, посватался к дочери торговца сукном Попова. Попов, чей торговый дом находился на Хлебной площади по соседству с Введенской церковью, поставил Перцеву условие – дать за невесту такой выкуп, который мог бы украсить весь город. И вот на средства Александра на колокольне обустроили шестой ярус и установили башенные часы с боем, заказанные в Санкт-Петербурге. Куранты, безусловно, украсили Каширу, превратившись в символ любви. Купол храмовой ротонды завершается световым барабаном и золотым яблоком.

az6imtlz.jpg
Башенные часы на колокольне храма

В советское время храм перестал быть действующим на долгие 60 лет: с 1930 по 1991 гг. Но за башенными часами приглядывал смотритель, регулярно проверяющий работу механизма на колокольне.

В помещении недействующего храма находился продовольственный склад, а после тут оборудовали мастерские. В 1970-х годах в церкви прошли реставрационные работы. А 1991 году ее возвратили верующим, службы возобновились.

Где: Кашира, ул. Энгельса, д. 1.

ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА

Более 250 лет, возвышаясь над крышами одноэтажных и двухэтажных купеческих домов, стоит в приходе Каширской Ямской слободы храм мучеников Флора и Лавра. Первая церковь здесь была деревянной. А первый каменный храм с приделом во имя Воздвижения Креста Господня на её месте был воздвигнут 1766 году на средства каширского купца Ивана Калина и тщанием прихожан.

Мученики, день памяти которых отмечается 31 августа по новому стилю, некогда были в России одними из самых почитаемых святых – их считали покровителями домашнего скота и в особенности лошадей. Неудивительно, ведь главными помощниками в крестьянском труде были именно лошади, и икону Флора и Лавра можно было часто встретить в крестьянских избах. Почитали этих святых конюхи и ямщики.

Храм, дошедший до нашего времени, был возведен в 1859 году в духе эклектики, характерной для третьей четверти XIX века, на месте прежнего каменного храма. Новый храм имел придел во имя апостолов Петра и Павла, обустроенный в расширенной трапезной.

2946759.jpg

В 1869 году построена красивая трёхъярусная колокольня с высоким шпилем. В храме сохранился поставленный в 1891 году иконостас. Частично сохранились и древние росписи.

В советское время церковь Фрола и Лавра единственная в округе оставалась действующей. Но трагедии не обошли ее стороной: служивший в храме с 1933 по 1937 год настоятель Сергий Знаменский был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне.

В 1960-е годы Мособлисполком пытался закрыть храм и устроить в нем зернохранилище, но прихожане отстояли церковь. Храм этот всегда был особенно близок каширянам, называющим его "наш храм на Ямской" - в нем молились их бабушки и деды, венчались родители.

Расположенная на вершине холма перед спуском с него Ямского проезда, на восточной окраине города, в Ямской слободе, эта неприметная церковь долгие десятилетия оставалась в Кашире центром духовной жизни, богослужения в ней не прекращались. Возможно, что ее "невыгодное", в связи с удаленностью от центра, расположение в конечном счёте и повлияло на решение властей не закрывать этот храм.

2946786.jpg

В 2010 году храму был возвращен его изначальный цвет - цвет кирпича (в советское время он был охристо-желтый, окрашенный прямо поверх неоштукатуренной кирпичной кладки). В 2012 году в двухстах метрах от церкви появился святой источник - бревенчатый сруб с оборудованной в нём купальней. Он освящен в честь иконы Божией Матери "Всецарица", празднование памяти которой совершается в тот же день, что и мучеников Флора и Лавра - 31 августа. Икону, изображающую Марию в багряном царском одеянии на троне с младенцем Иисусом на руках, можно увидеть на стене купальни, внутри основного помещения церкви Флора и Лавра, а также в притворе храма. 

Где: Кашира, пер. Школьный, 4.

Окончание материала читайте здесь.

Фото: Фотобанк Московской области, pastvu.com, никитский-монастырь-кашира.рф, музей-кашира.рф, wikimedia.org.

кашира краеведение история памятник архитектуры маршрут


Выберите город