19 Августа Понедельник
+ 15,8 C, Пасмурно

Государственный университет «Дубна»: наука как искусство

19 Марта 2019 7 минут Автор: Дмитрий Котов 285
Далеко не в каждом городском округе есть свой университет. Дубна в этом плане – счастливое исключение. Государственный университет «Дубна» – не просто ВУЗ, а образцовое учебное заведение. Три года подряд он входит в топ-100 лучших вузов России (в 2018 году – на 53 месте), его студенты лидируют в национальном чемпионате молодых профессионалов WorldSkills Russia, показатели трудоустройства выпускников значительно выше среднероссийских. Университет «Дубна» – участник ТОП-10 ведущих организаций РФ по показателям публикаций в базе Российского индекса научного цитирования за последние пять лет, он первым в Московской области прошел процедуру профессионально-общественной международной аккредитации основных образовательных программ. «Атмосфера» рассказывает о сегодняшних буднях ВУЗа.

В 1994 году университет был основан на месте расформированного Высшего Волжского военно-строительного училища. Сегодня в его состав входят Инженерно-физический институт, Институт системного анализа и управления, Факультет естественных и инженерных наук, Факультет социальных и гуманитарных наук, колледж и пять филиалов в городах Подмосковья (Дмитров, Лыткарино, Дзержинский, Котельники и Протвино). Здесь готовят рабочие кадры и специалистов среднего звена, ведут программы высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру.

Ректор университета, доктор физико-математических наук Дмитрий Владимирович Фурсаев говорит, что вуз видит свое развитие в форме университета нового поколения. Тут делают ставку на сотрудничество с всемирно известным Объединенным институтом ядерных исследований и уделяют большое внимание развитию инженерно-технических специальностей. Сюда отбирают абитуриентов, которые имеют настоящую тягу к техническому творчеству, а преподают им специалисты ведущих российских компаний.

фото ректора.jpg

Когда университет открывался, в нем обучалось всего сто студентов по трем направлениям подготовки. Сейчас он реализует 133 основные образовательные программы для восьми тысяч студентов. Разумеется, преобладают инженерные (35%) и IT (35%) направления, а доля гуманитарных программ составляет 30%.

- Университет «Дубна» всегда позиционировался как университет классического типа, в котором наряду со специальностями, относящимися к стратегическим и инновационным секторам экономики, присутствует сильный гуманитарный (психология, социология, лингвистика), естественнонаучный (физика, химия, экология, геофизика) и технический (ядерная физика, авиастроение, электроэнергетика) блоки, IT-направления и блок цифровой экономики, – говорит Дмитрий Фурсаев. – В приоритете сейчас – ориентация на решение прикладных задач для инновационного развития Подмосковного региона, так называемый университет «третьего поколения». Данная линия развития позволит выйти на новый уровень качества образования путем приобщения студентов к исследовательской деятельности и подготовке инженерно-технической элиты, повысить привлекательность университета как места учебы и работы для талантливых ученых и преподавателей.

В университете постоянно появляются новые направления, которые лицензируются исходя из потребностей экономики Московской области. Некоторые впоследствии получают государственную поддержку, другие существуют на коммерческой основе. В этом году были открыты такие направления как «Информационные системы и программирование», «Техническое обслуживание и ремонт двигателей систем агрегатов автомобилей», «Эксплуатация транспортных технологических машин и комплексов». В филиале ДИНО (Дмитровский институт непрерывного образования) появились земельно-имущественные и строительные направления, специальность «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».

oKCInoED90E (1).jpg

Впрочем, готовят тут не только физиков, но и «лириков». Есть определенные гуманитарные специальности, на которые очень большой конкурс – например, лингвистика. Популярны строительство и автомобилестроение. Подтверждением этого является рост (в 2018 году по сравнению с предыдущим годом) среднего балла ЕГЭ поступающих в университет на технические специальности: по некоторым из этих направлений увеличение достигло 10 баллов.

- С учетом увеличения в экономике доли высокотехнологичных предприятий и организаций, ключевым фактором становится привлечение в университет наиболее талантливых абитуриентов, – отмечает Дмитрий Фурсаев. - Во-первых, для нас важно, чтобы в университет поступали  не просто ребята с высокими баллами ЕГЭ, а по-настоящему одаренные. Хотелось бы, чтобы в их поиске и привлечении в университет с нами сотрудничали школы Московской области.

В профориентационной работе университет «Дубна» уже охватил ближайшие к Московской области регионы: Владимирскую, Тверскую, Ярославскую области. Его сотрудники активно работали в Алуште, республике Крым. Задача была – показать школьникам, как в Московской области развиваются наука и наукоемкие производства, создаются инновационные проекты. Это значит, Подмосковье – место, где они смогут работать после окончания вуза.

IMG_4202.jpg

- Мы считаем важным укрепление связей между университетом и работодателями, - продолжает Фурсаев. - Сотрудничаем с дубненским Объединенным институтом ядерных исследований и компаниями-резидентами особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Дубна».

В университете работает более 1600 человек: более 600 профессоров, 143 доктора наук, 300 кандидатов наук. Это целая плеяда ученых, внесших колоссальный вклад в развитие мировой науки. Кафедрой ядерной физики заведует академик РАН Ю.Ц. Оганесян, в честь которого назван 118 химический элемент (Оганесон). Кафедрой общей и прикладной геофизики заведует О. Л. Кузнецов, профессор, лауреат Государственной Премии СССР, Президент РАЕН. Кафедру биофизики возглавляет член-корреспондент РАН, директор лаборатории радиационной биологии ОИЯИ Е.А. Красавин, удостоенный ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. В то же время каждому пятому преподавателю «Дубны» – до 35 лет. Здесь понимают, что готовить сильных студентов должны «продвинутые» преподаватели, которые владеют передовыми образовательными технологиями и умеют работать в команде. Для преподавательской молодежи работает кадровая программа повышения квалификации – например, образовательная «Проектная мастерская».

– Для повышения преподавательского мастерства мы привлекли профессиональных модераторов со стороны ВШЭ и ряда других ведущих российских вузов, в том числе и из-за рубежа. Передача знаний и опыта от «старейшин» «молодым кадрам» в университете идет постоянно – на курсах научно-популярных лекций, круглых столах.

ФЕИН_1.jpg

Молодые физики и программисты не только учатся. Студенческое самоуправление, общественная жизнь и творчество, спорт и студенческие клубы – жизнь в кампусе просто кипит. Кстати, здешний кампус выглядит совсем как в зарубежных молодежных фильмах – это пять учебных корпусов, три общежития, комфортабельная гостиница для приглашенных профессоров, физкультурно-оздоровительный комплекс, теннисные корты, благоустроенная территория, места для парковок.

– Отличительной особенностью университета «Дубна» является концепция здорового образа жизни, - подчеркивает ректор. – Причем ее придерживаются и преподаватели, и студенты. Наш спорткомплекс «Олимп» - один из самых высокооснащенных не только в Дубне, но и во всем Подмосковье. Залы укомплектованы современным спортивным оборудованием, а вместимость трибун и системы отопления, кондиционирования, вентиляции воздуха и освещения помещений позволяют проводить тренировки и масштабные турниры, матчи и спортивные праздники круглый год.

На выпускников инженерных и естественно-научных направлений вуза большой запрос в дубненском Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ). Здесь талантливые, хорошо подготовленные инженеры-физики реализуют прорывные научные проекты. Вместе с ОИЯИ и при поддержке МГТУ им. Н.Э. Баумана в начале 2019 года университет «Дубна» запустил «Международную инженерную школу», куда отбирают студентов с разных кафедр, прежде всего – с инженерных, IT и естественнонаучных направлений. Часть занятий проводится в лабораториях ОИЯИ и в центре прототипирования, часть - в МГТУ имени Н.Э. Баумана. Аналогичный проект разрабатывается совместно с лабораторией информационных технологий ОИЯИ и в области IT-технологий - «Школа аналитики больших данных». Со временем похожие школы будут сформулированы для естественно-научных и гуманитарных направлений.

Фото: Государственный университет «Дубна»