Гулять по воде: записки сапсёрфера-краеведа. Часть 2
18 июля 2022
4 минуты
607
Мы завершаем публикацию записок сапсёрфера-краеведа, рассказывающих об истории подмосковных водохранилищ. Первую часть материала можно прочесть здесь.

Река Уча в направлении Акуловской плотины
Живописный маршрут на сапе проходит в местечке Пестово. С уверенностью можно сказать, что здесь самые красивые закаты. Как и в Пруссах, солнце тут садится прямо в воду, озаряя фантастическим розовым светом Пестовскую плотину и два сооружения на ней.
Архитектурное оформление всего ансамбля Пестовской плотины способно вызывает чувство эстетического наслаждения даже у самого сдержанного зрителя. А ведь на самом деле ансамбль – еще и сложный гидротехнический объект.
Пестовская плотина (в отличие от Акуловской) построена с суглинистым ядром, ее высота - 18 м., напор воды - 15 м., длина 707 м. Плотина образует Пестовское водохранилище объемом 54 млн. куб. м. с площадью зеркала 11 кв. км.

Пестовская плотина. Кадр из диафильма 1957 года.
Два сооружения на плотине необходимы для пропуска воды: одно из них, круглое – донный водоспуск, выполненный в виде бетонной штольни овоидального сечения размером 3,55 на 3,68 м., длиной 92 м. Второе сооружении – водосброс, он рассчитан на пропуск воды объемом 170 куб. м./с. Пропуск воды из судоходной части канала в Учинское водохранилище осуществляется через водосброс Пестовской плотины. Для защиты от попадания в Учинское водохранилище поверхностных загрязненных вод судоходного бьефа водосброс имеет забральную стенку.
“Архитектура обоих сооружений (арх. Ревенко) монументальная без тяжеловесности и нарядная без излишней декоративности, четко воспринимается на большом расстоянии. Круглая башня водоспуска эффектно подчеркивается циркульной же подпорной стенкой и двумя лестницами, веерно сходящимися к воде”, – писал журнал “Москваволгострой” за 1937 год.

Пестовское водохранилище на закате.
Если двигаться от плотины в сторону судоходного канала, то на левом берегу можно увидеть обширную территорию пансионата “Пестово”. Среди современных корпусов встречаются старые липы, образующие тенистые аллеи. До революции на месте пансионата находилась усадьба, накануне революции принадлежащая семье Репан-Арманд.
Само имение возникло в первой половине ХIХ века. Оно относилось к Марфинской волости Московского уезда и находилось на берегу реки Черной.
Первым владельцем был коллекционер А.Д. Чертков, затем генерал А.П. Ермолов и его наследники. С 1882 года и до революции имение находилось у семьи Арманд. На территории находился господский дом с флигелями, оранжерея, было даже "магометанское кладбище" – надгробные доски, привезенные прежними владельцами с Кавказа. Большая библиотека по истории костюма и театра, гравюры, литографии и мебель ХVIII века создавали особый театральный уют.

Владимир Немирович-Данченко среди отдыхающих в Доме отдыха МХАТ.
Владимир-Христиан Репман (1871-1918), вступив в семейный союз с Еленой Адольфовной Арманд (1876-1958), стал зятем Адольфа Евгеньевича Арманда. Подмосковное имение "Пестово" стало любимым местом проживания семьи и родственников.
Владимир Эмильевич был присяжным поверенным. Увлекался театром и тесно сотрудничал с Константином Сергеевичем Станиславским. Из воспоминаний его сподвижника, С.А. Попова, можно узнать, что в то время знаменитая труппа составлялась как из артистов товарищества Новой драмы, так и из окончивших школу Художественного театра. В состав дирекции студии входили Станиславский, Репман, Попов, Мейерхольд. Консультантом был приглашен С.И. Мамонтов. Владимир Репман вносил деньги на устройство фойе театра.

Супруги Репман, 1896 год.
В комментариях к седьмому тому собрания сочинений К.С. Станиславского сказано: "Владимир Эмильевич Репман, член Общества искусства и литературы, актер и режиссер театра-студии. Вместе с художником Ульяновым работал над постановкой "Шлюк и Яу" Гауптмана. В 1907 году поступил в труппу МХТ и пробыл в ней до 1910 года. У Репмана в Пестове была большая библиотека по истории костюма, которой пользовался Станиславский".
У Владимира Репмана и его жены Елены было четверо детей: Елена, Владимир, Георгий и Андрей. После революции усадьба была национализирована. Как писал в своей книге Всеволод Маркович Егоров-Федосов, библиотека Репмана в Пестово получила так называемую охранную грамоту Наркомпроса. Документ заканчивался фразой о том, что собрание "реквизиции не подлежит и не может быть вывезено без ведома и согласия коллегии".
Очевидно, дружба Владимира Репмана со Станиславским сыграла свою роль в дальнейшей судьбе усадьбы уже после революции. Здесь разместился ведомственный дом отдыха МХАТ. В нем отдыхали Владимир Иванович Немирович-Данченко, народный артист РСФСР Николай Дорохин, народная артистка СССР Мария Миронова.

Пестово, дом отдыха МХАТ, 1945 год.
Теперь этот пансионат принадлежит Центробанку. В административном корпусе для гостей организован небольшой краеведческий уголок, рассказывающий об удивительной истории этой местности.
НЕОЧЕВИДНАЯ ПИРОГОВСКАЯ ГЭС И ПАМЯТЬ О КОРОЛЁВЕ
Наиболее доступный маршрут на сапе проходит по акватории Клязьминского водохранилища. Точка спуска на воду – Пироговский пляж.
Узкое и длинное, изрезанное оврагами, заливчиками и мысами, Клязьминское водохранилище вытянулось с запада на восток по течению реки Клязьмы. Восточная оконечность водохранилища замыкается километровой земляной подпорной плотиной с водоспуском-водосбросом в ней. Пироговская земляная плотина имеет длину 1100 м., высоту 20 м.
Интересное описание здания водоспуска приводится в журнале Москваволгострой за 1937 год: “Пироговский водосброс-водоспуск (арх. Быстров) доступен массовому зрителю как с водной поверхности водохранилища, так и со стороны парка, разбитого у подножия плотины по берегам реки Клязьмы. Объем надземного сооружения в меру массивен. Симметричные нарядно-монументальные лестницы композиционно связывают здание с тяжеловесными массами гидротехнического бетона”.

Пирогово. Строительство водосброса плотины.
Любопытно, что на картах это здание именуется Пироговская ГЭС. Невольно задумываешься, а где же, собственно, ГЭС? Сооружение кажется совсем небольшим и как будто просматривается насквозь, убеждая зрителя в полном отсутствии привычных форм машинного зала.
Разгадкой лично для меня стала фотография, найденная в архиве Московской области. В подписи к ней говорится следующее:
“Машинный зал Пироговской ГЭС помещается в подпорной стенке левого устоя водосброса, законченного в октябре 1935 года".
Получается, что ГЭС в этом месте все-таки есть! Из той же подписи следует, что в 1930-е годы на ней была установлена радиально-осевая турбина (турбина Френсиса) мощностью 0,28 МВт.
Пироговская ГЭС. Фото из архива Московской области.
Но вот ГЭС остается позади. Если круто забрать вправо, направляясь в сторону 1-го Пироговского залива, и на время причалить в районе Вейк-парка, то можно заметить на берегу любопытную мемориальную доску с фотографией Сергея Павловича Королёва. Казалось бы, какое отношение имеет конструктор к Клязьминскому водохранилищу и конкретно данному СНТ?
Ответ на этот вопрос раскрывает фотография из Мемориального музея космонавтики. Снимок датирован 1959 годом. На нем Сергей Павлович с женой путешествуют под парусом как раз по Клязьминскому (Пироговскому) водохранилищу! Очевидно, он не раз бывал здесь, этим и объясняется размещение здесь памятной доски.

Сергей Королев с супругой на Клязьминском водохранилище.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Сап невероятно мотивирует искать новые маршруты, а вместе с тем и новые смыслы. Он побуждает каждый раз открывать для себя нечто неизведанное в привычных объектах, местностях, реках и водоёмах. А еще это отличный способ фиксировать свои краеведческие находки. Дабы не стать кабинетным исследователем, нужно непременно видеть те объекты, о которых собираешься рассказать. И в этом плане сап дает неповторимый опыт, позволяя вдохновиться ближайшими, но столь прекрасными локациями.

Фото: из архива автора