Все Подмосковье
15 C, ясно

“Гуслица”: дом, открытый мечте

27 Января 2023 8 минут Автор: Надежда Нанук 483
Творческая усадьба "Гуслица" давно входит в рейтинги самых интересных мест Подмосковья. Надежда Нанук записала рассказ хозяйки усадьба Ирины Николаевой о том, как создавалось это необычное пространство.
КАК ПОКУПКА СТАРОЙ ФАБРИКИ ИЗМЕНИЛА МОЮ ЖИЗНЬ

По специальности я технолог швейного производства и, по второму образованию, педагог труда. После пединститута по распределению попала в ПТУ и тогда на своём опыте испытала, как приобщение к искусству, творчество преображают людей. Мне дали группу из двадцати пяти девчонок, почти все они состояли на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Этих юных правонарушительниц я таскала по музеям, выставкам, модным домам, знакомила с ведущими модельерами. После окончания училища 16 из моих подопечных поступили в институты.

В конце восьмидесятых годов я родила дочку Женю и решила пойти в бизнес. На курсах искусственных цветов и икебаны открыла, что цветы из шелка могут быть почти такими же совершенными, как настоящие - у нас в то время умели крутить только бумажные кладбищенские цветы - и стала заниматься фито-дизайном. Позже моя фирма начала производить искусственный камень, делать декоративные растения, водопады, скульптуры и архитектурные детали из стеклопластика. Приходилось решать сложные технологические задачи, изобретать. У меня лично есть два патента по изготовлению искусственного камня. Нам заказывали дизайнерские проекты оформления торговых центров, аквапарков и других общественных пространств. Мне нравилось создавать для клиентов экзотические интерьеры, работать в команде с увлеченными творческими людьми.

_DSC3273 copy.jpg
Ирина Николаева

У нас было собственное производство, и в 2003 году встал вопрос о его расширении. Собирались арендовать большое помещение в Подмосковье. По наводке знакомого я оказалась на бывшей Митрохинской фабрике в селе Ильинский Погост. Впечатлили огромные залы с окнами во всю стену, старинная чугунная лестница, ведущая как будто бы прямо в небо. Внутренний голос сказал: "Надо брать. Это твоя Мечта". Но владелец здание в аренду не сдавал, а продавал по цене, которую мне было не потянуть. В общении выяснилось, что мы с ним когда-то в одном стройотряде трудились, и по старой дружбе он согласился получить деньги с рассрочкой. Так я стала хозяйкой волшебного помещения, построенного в начале прошлого века. Пусть без крыши, отопления, с забитыми досками окнами, но настоящего дворца с ветвистыми старыми деревьями на большом приусадебном участке.

Я по-настоящему сроднилась с фабрикой, когда шесть лет вынуждена была в судах доказывать свое право на нее. Партнер, которого я пригласила как инвестора, оказался банальным рейдером и захотел завладеть зданием, используя тонкости законодательства о недвижимости. В то трудное для меня время пришла мысль, что старая фабрика – не место для производства, она должна стать культурным центром, площадкой для новаторских художественных и социальных проектов. Причем, как только такое решение внутри меня оформилось, все суды повернулись в мою сторону и начал возрождаться бизнес, значительно сократившийся за годы неопределенности. Это окончательно развернуло вектор моей жизни на сто восемьдесят градусов. Теперь я точно знаю: если что-то происходит - значит это для чего-то надо, это какой-то урок.

Старое здание сплотило всю нашу семью и сделало нас одной командой. Моим главным помощником всегда был брат Михаил. Его математический склад ума и умелые руки выручали в самых трудных ситуациях. Но Мишке всегда хотелось заниматься свободным творчеством, производственная рутина его угнетала. В 2005 году он окончательно ушел из бизнеса и стал делать свой театр. Мое решение создавать культурный центр снова соединило нас. К тому времени Миша добился определенных успехов со своим театром перформанса "Pag&Arm", но для того, чтобы работать, ему нужно было зарабатывать на аренду площадки. Он же хотел продолжать свои эксперименты и ни от чего не зависеть. Мой зять Сурен и дочь Евгения активно поддерживали меня во всем, Сурен помог после судов выпутаться из финансовой дыры.

Гуслица 084.jpg

Мы смотрели на большой старый дом как семейное достояние – усадьбу для детей и внуков, которая станет общедоступным культурным центром. Название долго не искали: раз наша фабрика находится в исторической местности, которая еще со времен Ивана Калиты называлась Гуслица, то быть ей творческой усадьбой "Гуслица". В то время в нашей стране началось создание арт-резиденций, и наша семейная команда решила сделать "Гуслицу" арт-резиденцией.

КАК МЫ СТАЛИ ЗНАМЕНИТЫМИ

В моем воображении рисовалось, что в будущем наша усадьба станет центром целого экопоселения, где новейшие архитектурные конструкции и передовые технологии будут обеспечивать гармоничное существование человека посреди красивейшей подмосковной природы. Эти мечты посетили меня, когда я после безуспешных поисков архитектора для разработки проекта нового фабричного пространства начала сама во все вникать, изучать современные подходы в архитектуре и их возможности в формировании различных сообществ. В результате появился проект развития всей близлежащей территории, который я делала совместно с профессиональными архитекторами. Отчасти он оказался преждевременным, так как требовал больших инвестиционных вложений, но заложенные в него идеи определили наши дальнейшие шаги.

В декабре 2011 года Михаил начал ремонт здания. За то время, пока шли суды, исчезла крыша, которую мы почти отремонтировали, запуская производство, отсутствовали электропроводка и трубы отопления, повсюду лежал строительный мусор. Мой брат с бригадой из пятнадцати рабочих в холоде и грязи героически крушили керамическую плитку, которой в советское время облепили старинные краснокирпичные стены, меняли планировку, строили вторые этажи. Весной Миша окончательно подорвал здоровье, застудил тройничный нерв, и ремонт мы заканчивали уже без него. К сентябрю 2012 года административная часть здания со столовой стала более-менее обустроенной, здесь появилась двухэтажная баня с парилкой и небольшим бассейном, комнаты для проживания. Стены огромных залов пятиметровой высоты были подготовлены для размещения предметов искусства.

IMG_0053.jpg

Вместе с Михаилом на фабрику пришли его друзья – музыканты, художники, дизайнеры, артисты. Им нравилось устраивать здесь свои андеграундные концерты и фестивали. По сути, они стали первой творческой командой "Гуслицы", первыми резидентами нашей арт-резиденции. Ребята помогали в ремонте, их увлек замысел создания независимого творческого центра и экологического поселения.

Дизайнер Маюка Агава спродюсировала то, о чем я мечтала - международный фестиваль-симпозиум "Экотектура". Участвовать в нем приехали мировые светила: создатель стиля органической архитектуры Хавьер Сеносьян (Мексика), основатель "зеленой архитектуры" Кен Янг (Великобритания), обладатель международной премии за лучший экологический дизайн дома Кристиан Мюллер (Швейцария – Нидерланды), главный архитектор острова Хоккайдо Шидахико Нишияма (Япония). Наша семейная команда презентовала свой проект экополиса, и он триумфально вписался в тренды мировой архитектуры, о которых шла речь на симпозиуме.

Основные заседания проходили в Москве, но два дня участники провели в "Гуслице". Мы подготовили к этому событию выставку "Арт-Погост", где представили работы звезд современного российского искусства Олега Кулика, Владимира Дубосарского, Дмитрия Цветкова, Кирилла Челушкина, Александра Повзнера, Арсения Жиляева и других. Открытие "Экотектуры" 29 сентября 2012 года считается днем рождения "Гуслицы". Правда, празднуем мы его в разные дни осени - все зависит от вдохновения, бюджета и лунного календаря.

DSC_5118.jpg

Мы стали знаменитыми в один момент. Известие, что обычные, ранее ни в чём подобном не замеченные предприниматели на свои деньги открыли, как мы сами из СМИ узнали, третью в России и самую большую в Европе арт-резиденцию, было у всех на устах. К нам начали приезжать журналисты, телевидение. Побывали у нас атташе по культуре посольств Австрии, Швейцарии, Индии, Японии, советник США. Различные российские и зарубежные организации друг за другом привозили фестивали, кинопоказы, выставки. На нашей фабрике с удовольствием выступали селебрити. Нас навестил даже один из Ротшильдов с выставкой постеров. Международное сообщество арт-резиденций "Trans Artist" внесло "Гуслицу" в свою базу. Других российских арт-резиденций в этой базе нет. С разных сторон сыпались интересные предложения. Впереди маячил долгий радужный путь, усыпанный розами.

МОЯ БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ

Через три месяца, накануне Нового года, в "Гуслице" случился пожар. Постояльцы оставили в номере зажженные свечи и пошли запускать фейерверки. Все, что мы построили за год напряженного труда, сгорело. Оставшееся было залито водой или покоробилось от высоких температур. Денег на восстановление не было. На приведение в порядок полуразрушенной фабрики и первые имиджевые проекты пошел весь наш семейный капитал. Я чувствовала смертельную усталость. Хотелось всё бросить и уехать далеко-далеко. Миши рядом не было, он после нашего феерического открытия восстанавливал здоровье в Индии.

Однако жизнь в "Гуслице" не остановилась. Друзья и знакомые сами, без каких-либо просьб с моей стороны, везли оставшиеся от всяких ремонтов стройматериалы, краску, бэушные доски, плитку, старую мебель, технику, домашний скарб, приезжали помогать своим трудом. Люди жили и работали в промерзшей "Гуслице" без электричества, отопления и воды, грелись в бане, которая чудом уцелела. Мы задействовали все ресурсы, какие могли, и весной смогли провести запланированную выставку Дмитрия Цветкова. В свободных от завалов помещениях разместили двести пятьдесят его работ из музеев современного искусства Москвы и Красноярска – впервые творчество Димы было представлено в таком масштабе. На открытие прибыли на двух автобусах критики и искусствоведы, "Вести России" и "Москва 24" сделали новостные сюжеты. Мы снова были в эпицентре культурной жизни!

IMG20220701193057.jpg

А еще через несколько месяцев "Гуслица" превратилась в огромную мастерскую. Несколько десятков художников готовили здесь работы к 5-й Московской международной биеннале современного искусства, и сама наша усадьба осенью стала местом проведения спецпроекта, включенного в программу форума.

Я в это время на полную катушку вкалывала на своем производстве и появлялась в "Гуслице" лишь два раза в неделю. Хотелось заработать больше денег на восстановление сгоревших помещений и поддержать ребят. Художники жили коммуной, питались за свой счет, все материалы для работы покупали на свои деньги, сами следили за хозяйством. Кстати, это был единственный случай в истории "Гуслицы", когда проект осуществлялся за счет самих участников. Еще нас тогда в первый и последний раз "профинансировали". Легендарный куратор Московской биеннале Иосиф Маркович Бакштейн выделил пятьдесят тысяч рублей на материалы. Неслыханная щедрость! Мы хотели эти рубли в рамочку оформить и повесить на видном месте. Но редела команда поддержки, прекрасные девчонки уезжали, потому что им не на что было жить, а платить зарплату я не могла.

“Где брать деньги?”, – один из ключевых вопросов, который мне приходилось постоянно решать все эти годы. До 2019 года наша творческая усадьба существовала за счет моего основного бизнеса и бизнеса семьи моей дочери. Мы не только преображали нашу фабрику, проводили значимые выставки и фестивали, но также предоставляли возможность жить всем, кто к нам приезжал. Нам всегда одинаково были нужны и творцы, и рабочие руки, и в каждом человеке, переступающим порог "Гуслицы", я привыкла видеть друга и партнера. До сих пор стараюсь проникнуться личной ситуацией любого из наших жителей и по возможности поддержать.

Гуслица 035.JPG

В настоящее время расходы на содержание "Гуслицы" и творческую деятельность обеспечивают главным образом наши гостиничные номера, событийные мероприятия и сдача в аренду залов и коворкингов. У нас действует волонтерская программа, участники которой выполняют все основные хозяйственные и административные работы. Но "Гуслица" по-прежнему живет как сообщество людей, которые считают усадьбу своим домом. Дорогие мои гусличане – моя большая семья.

КАК НАС ЗАХВАТЫВАЛИ

Пожар не был единственным испытанием, которое нам пришлось пережить. Первую историю любят вспоминать старожилы, и она уже стала отчасти апокрифичной. В один из дождливых летних дней, когда сгоревшую на пожаре крышу еще заменяли баннеры, мы сидели в столовой под зонтиками и разговаривали об искусстве. Вдруг в дверях появился человек в черной балаклаве с автоматом в руках и потребовал документы. Впрочем, некоторые очевидцы утверждают, что это был поздний вечер, и люди в масках с оружием начали прыгать через забор. Однозначно все сходятся только в том, что "захват" напоминал перформанс и что они вели себя соответствующе своему пониманию ситуации, то есть испугаться никто не успел.

Как потом выяснилось, бдительным местным жителям показалось, что арт-усадьба является базой по подготовке террористов. В своем заявлении они написали, что каждую ночь на территории бывшей фабрики разгружают фуры, звучат барабаны, натренированные люди играют в волейбол, а злые собаки не дают заглянуть через забор. Проверять это сообщение приехали сотрудники отдела по борьбе с терроризмом.

Инцидент был исчерпан, но мы осознали, как важно жить в мире и взаимопонимании со своими соседями. Предметы современного искусства, шумные перформансы и лохматые, странно одетые художники налаживанию контактов не способствуют. Мы поняли, что должны стать более открытыми и "простыми".

Гуслица 019.jpg

Сегодня потомки гуслицких старообрядцев воспринимают нас скорее как чудаков, чем чужаков. Когда встал вопрос, быть ли в Ильинском Погосте мусорному полигону, именно в "Гуслице" собирались активисты, сумевшие отстоять право на "чистую жизнь". Экологическая тема нас объединяет, мы совместно проводим экофестивали и субботники по очистке территории.

В 2016 году всё случилось всерьёз и надолго. Тоже появились люди в униформе – сотрудники коллекторского агентства, которые на основании неоднозначного решения суда пришли освобождать от нас помещение. В ход пошли дубинки, нам отключили свет, перекрыли воду, заколотили туалеты. Поначалу мы отбились, но через пару недель штурм повторился. Все наши жители оказались на улице кто в чем был. Вызвали полицию, однако удалось только уменьшить накал агрессии и провести внутрь одну девочку собрать вещи и документы. Было начало октября – не самое время ходить по подмерзшим дорогам в тапках и пижамах.

Захвату предшествовали следующие события. Мы оказалось должниками Мосэнергосбыта. На фабрике с давних пор был общий для всего поселка счетчик, который фиксировал то, что потребляли и производство, и местные жители. А так как последних никто не озабочивал платить, долг автоматом перешёл на нас – новых владельцев фабрики. За те годы, пока мы не работали и занимались юридическими разборками, накопилась изрядная сумма. Мы узнали про долг, когда получили судебное исковое заявление. Выход вскоре был найден: банкротство. С Мосэнергосбытом как будто бы договорились. Но тут вмешалась третья сила.

Гуслица 015.jpg

Какое-то время назад в "Гуслицу" приехали люди на дорогих автомобилях и предложили за очень большие деньги предоставлять им на выходные наши помещения для проведения сомнительных вечеринок. "Нравится нам тут у вас. Прикольная халупа". Я на сделку с ними не пошла, а они пообещали припомнить. Теперь я поняла, что здание хотят отжать, а "Гуслицу" уничтожить. Долг перекупили.

Назначенный судом временный управляющий фабрики получил деньги, которые я собирала по друзьям, знакомым и родственникам, но в счет долга их не перевел. Он настаивал на отчуждении здания в пользу организации, которую представлял. Суд его требование удовлетворил. Таким образом, по одному делу действовало два судебных акта: по одному акту нужно было вернуть деньги, и деньги были возвращены, то есть акт был исполнен; по второму акту следовало вернуть здание. В соответствии с действующим законодательством второй - неисполненный - акт следовало отменить, но суд "не нашел для этого оснований".

Всё это время наш пикет сидел у ворот усадьбы, а телеканал "360" еженедельно приезжал и снимал про нас новостной сериал. Подключились LifeNews, НТВ, ОРТ, другие СМИ. За неделю под петицией в защиту "Гуслицы" было собрано более пятнадцати тысяч подписей. Даже местные жители поучаствовали. Общественная палата заволновалась. Кто-то написал письмо президенту. Наши зарубежные друзья проявили заинтересованность в судьбе усадьбы и отправили письма в российские посольства своих стран.

Гуслица 052.jpg

Разрешение конфликта пришло сверху. Вмешался губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев. Он дал поручение переговорить с Мосэнергосбытом, их представитель позвонил мне и предложил… еще раз заплатить, потому что полученные деньги они истратили на коллекторов.

Я напряглась из последних сил, снова заняла деньги и выкупила "Гуслицу". В конце ноября мы заехали. Отопление разморозилось, трубы полопались, но это не омрачило нашу радость возвращение в свой дом. Мы в очередной раз все восстановили.

Эта история имеет еще одно счастливое продолжение. В апреле 2017 года у нас прошло заседание Общественной Палаты Московской области. Обсуждали, как взаимодействовать и помогать друг другу, вспоминали наш случай. Снова были пресса, телевидение. Я думала, что это всё только слова ради галочки. Оказалось, нет. Через год нам построили роскошную асфальтовую дорогу от Егорьевского шоссе прямо к "Гуслице".

ПЕРМАНЕНТНАЯ СТРОЙКА – ИНДИКАТОР НАШЕГО РАЗВИТИЯ

Наша творческая усадьба – это четырнадцать тысяч квадратных метров помещений и четыре гектара земли вокруг. За десять лет мы реконструировали крышу, перекрытия, два фасада исторического здания, очистили огромные окна, которые в советское время заложили бетоном, вставили новые рамы и стёкла, а также начали восстанавливать и перестраивать внутренние помещения. У нас есть парадный Белый зал с уникальным соборным звучанием, универсальный Сенной зал, два тренировочных зала с подогреваемыми полами. Пространство со сценической площадкой, бельэтажем и жилыми помещениями мы называем "Чёрный театр", ещё один большой комплекс - Арт-квартал с мастерскими художников. Мы имеем два коворкинга, библиотеку с кинозалом, в наших гостиничных номерах разных ценовых категорий могут разместиться более ста гостей и пр. Новые необычные локации возникают постоянно. Стройка продолжается в режиме вечного двигателя. Пока мы освоили лишь чуть больше половины наших площадей.

Главный созидатель "Гуслицы" - Михаил. Строительство для него - спонтанный перформанс, в котором все, кто есть вокруг, воплощают в жизнь то, что он придумал. Он ничего не чертит и не просчитывает, а просто берет и делает - так истинный театрал изготавливает декорации из того, что есть под рукой. Стихийная архитектура. Таким способом достигается офигенная скорость. Хотя иногда построенное приходится переделывать или, если сложно переделать, махнуть рукой и забыть. Так, наш уникальный объект “Пирамида” с полупрозрачной крышей из поликарбоната летом в верхней части нагревается до температур жаркой Африки, но пока нет средств, чтобы все сделать как надо.

IMG_0814.JPG

У Мишки удивительная способность находить дешевые материалы, обменивать что-то по бартеру, например, неработающий трактор на доски в соседней лесопилке, ненужные покрышки на трубы и т.д. Он задействует все свои связи и контакты, к нему отовсюду везут на обмен или просто в дар бэушные строительные материалы, старые заборы, мебель, предметы интерьера, различное сломанные и действующие механизмы и оборудование и т.п. Это значительно экономит денежные средства, которых постоянно не хватает.

Ресайкл – повторное использование отходов, мусора, стройматериалов и техники – наш лайфхак. Дизайнеры "Гуслицы" изобрели на основе вторички собственный фирменный стиль. "Бабушкины вещи" соединяются с рукотворными изделиями в экостиле, скучные фанерные и ДВП-шные стены расцвечиваются настенными росписями под уличные граффити. Получается как мы любим – дёшево и необычно. Вообще, если не считать старую мебель, в усадьбе нет почти ничего магазинного, все сделано руками наших мастеров: керамические рукомойники, мозаичные зеркала, люстры, светильники, столы, кровати, скамейки, стулья, горшки и ящики для цветов и т.п.

Мы ведем раздельный сбор мусора, у нас есть цех, где из отходов отбирается то, что может быть использовано вторично. Ненужные вещи идут на изготовление арт-объектов, театральных масок и костюмов, декоративных украшений для наших интерьеров, оформление помещений и пространств. На мастер-классах дети из катушек, втулок от туалетной бумаги и старых пластмассовых деталей строят собственные миры. Наша команда осваивает технологии экостроительства из пластиковых бутылок и т.п. Не так давно состоялось открытие музея ресайкла, где представлены произведения искусства из отходов и вторичных материалов, созданные нашими дизайнерами.

IMG_0666.JPG

Еще мы предоставляем пустующие метры художникам и ремесленникам, которые приходят с интересными проектами. Ребята на выделенных метрах на свои средства своими руками проводят ремонт и создают то, что задумали, или открывают мастерские, где производят нечто особенное. В результате в "Гуслице" появляется еще один творческий очаг.

МЫ И НАШИ ГОСТИ

Все, кто был в нашей столовой, наверняка обратили внимание на всеобъемлющую подпись "мы" под просьбой мыть за собой посуду и убирать со стола. Это пожелание написано красивым каллиграфическим шрифтом и стоит почти на каждом столе. Впрочем, таких обращений от имени некого коллективного "мы" на стенах усадьбы можно обнаружить множество, только подпись не стоит. "Мы" - это в первую очередь наши резиденты и волонтеры. В "Гуслице постоянно проживают 50-60 человек. Разница в их статусе не очень велика. Резиденты, как правило, развивают какой-то собственный творческий проект, имеют свою мастерскую, что, однако, не освобождает их от обязанности участвовать в общей хозяйственной жизни. Они, как все, занимаются строительством, ремонтом, уборкой, приготовлением еды, организацией текущих мероприятий. Каждый выполняет то, что ему ближе, в чем он профессионал. В отопительный сезон все мужчины заготавливают дрова и дежурят в котельной – у нас автономная система дровяного отопления.

Волонтерами мы называем обычно тех, кто только начинает жить в усадьбе, приехал по объявлению. Условия опубликованы на сайте. Минимальный срок пребывания десять дней, обязательная занятость тридцать часов в неделю. Уборщиков, кухонных рабочих, горничных, прачек и вообще каких-либо работников на постоянной основе в "Гуслице" почти нет. Мы предоставляем бесплатное питание и проживание, а в свободное время ребята участвуют в творческих проектах, имеют право свободно посещать все мероприятия и мастер-классы. Они попадают в нашу среду и преображаются. Многие резиденты "Гуслицы" – это бывшие волонтеры, которые получили здесь новые знания, навыки, ремесло, создали собственный проект. Некоторые решают у нас свои психологические проблемы, пересматривают отношение к миру и окружающим людям, а кое-кто находит даже личное счастье.

Гуслица 004.jpg

В "Гуслице" созданы условия для коммуникаций и трансформации. Она не только меняет людей. Тут разные культуры, замыслы и направления соприкасаются, проникают друг в друга, и рождается нечто другое - небывалое. Синергетический эффект. Наша усадьба – экспериментальная площадка для социальных и культурных проектов, а "мы" - это по большому счету все те, кто создал мир "Гуслицы", похожий на параллельную реальность. Художники, музыканты, дизайнеры, актеры, хореографы, игротехники, режиссеры, поэты, коучи, сценаристы, композиторы и еще сотни других людей, специализирующихся в более прозаических сферах, сообща превратили старую фабрику в чудесную рукотворную сказку, страну исполнения желаний и с удовольствием в ней живут.

"Мы" - это также наш семейный совет. Постоянно присутствуют в "Гуслице" трое: я, Михаил и новый член нашей команды Саша Зарахани, жена Миши. Она режиссер, культуролог, саунд-дизайнер и выполняет функции художественного руководителя. Хотя это чисто условное деление, на самом деле каждый из нас на девяносто процентов загружен текущей хозяйственной и административной работой. Миша и Саша имеют возможность сделать лишь два-три полноценных спектакля в год. Я три года назад оставила свой бизнес, но пока руки не доходят до творчества. В 2021 году я начала формировать архитектурно-дизайнерскую лабораторию "Экотектура", чтобы развивать идеи, с которых началась “Гуслица”.

Гуслица 001.jpg

Еще одна важная составляющая нашей жизни – наши посетители, мы их называем “гости”. Эти люди приезжают к нам и платят деньги, на которые мы существуем и развиваемся. Они едут, чтобы оторваться от обыденной реальности, погрузиться в мир творчества, создать что-то собственными руками, насладиться девственной подмосковной природой. Наша волонтерская команда не всегда может обеспечить им достаточно комфортное пребывание. Мы получали много нареканий за грязь в помещениях, задержки с раздачей пищи, однообразное меню, иногда приготовленной еды не хватало на всех и т.п. и постепенно, по мере наших финансовых возможностей, начали переходить от волонтерской модели на профессиональный оплачиваемый труд. Однако должна заметить, что впечатления от нахождения в необычном волшебном месте у наших гостей обычно превалируют над бытовыми неурядицами. Нередко они возвращаются к нам снова, часто уже как волонтеры или резиденты.

К нам едут творцы, а также те, кто стремится к осознанной жизни и самосовершенствованию. Мы никогда не размещали рекламу и не занимались таргетированием. "Гуслицу" знают во всех уголках страны благодаря сарафанному радио. Все, кто у нас побывал, рассказывает о нас своим друзьям и знакомым, и это работает лучше всякой рекламы. Спросите любого творческого человека, и он скажет, что, конечно, он слышал о нашей усадьбе. Потому что "Гуслица" — это круто, это то, что нужно для творческого человека. Сюда можно приехать и осуществить всё, о чем мечтал. Другого такого места нет. Здесь рай, место силы и трансформации. Усадьба "Гуслица" пребывает в состоянии бесконечного стремления от хаоса и незавершенности - к совершенству во всех его ипостасях.

Фото: из архива "Гуслицы", Максим Усков.

гуслица орехово-зуево арт-пространство арт-зона творчество


Выберите город