18 Апреля Воскресенье
8 C, ясно

Илья Дюков: скульптура – проявление духа в форме

13 Июля 2020 3 минуты Автор: Любовь Колесник 273
Художник Илья Дюков известен как автор многих скульптур в Серпухове. Памятник Дмитрию Донскому и Владимиру Храброму встречает гостей у вокзала, стрельцы — у подножья Соборной горы, а горожанки "гуляют" по всему городу.
Илья Дюков с детства погружен в сферу искусства: его отец был главным архитектором города, мама работала в комитетепо культуре. После школы поступил во ВГИК на художника кино, отучился четыре года и поступил в академию Ильи Глазунова — на факультет скульптуры, теперь преподает в академии. Он окончил искусствоведческую аспирантуру, написал множество статей по проблемам градостроительства прошлого и настоящего.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СРЕДУ

Идея создания скульптурных маленьких стилизованных павлинчиков возникла в администрации Серпухова. Мне показалось это любопытным, хотя сперва я отнесся к этому в большей степени как к своеобразной скульптурке, адресованной детям.

Любая скульптура, маленькая или большая, влияет на формирование городского пространства. Всякий художественный акт, проявляемый в городской среде, влечет за собой ответственность. Такие маленькие скульптуры, как павлинчики, не оказывают столь сильного формирующего влияния на город. Однако это не отменяет ответственности художника. Мы должны понимать, что даже брошенная упаковка может смазать впечатление от города.

525252.jpg

Павлинчики — мелкая пластика. Они, будучи камерными, притягивают к себе внимание, к ним можно подойти вплотную. Но стоит сделать шаг в сторону, и они растворяются в городской среде, будто их нет.

Вначале скульптурки привязывали к знаковым точкам города. Первого павлина поместили у театра, по сюжету он был конферансье, зазывающий в театр на представление. Павлин-художник стоит возле музея, спортсмен — возле стадиона, повар — у ресторана, павлинчик-железнодорожник — на вокзале. Они определяют места, которые рекомендуется посетить и через них узнать город. Иногда подсказывают верные действия — например, павлин-дворник как будто говорит о том, как важно соблюдать чистоту.

ДОМ

Часто у меня возникает ощущение, что я живу на два города. Преподаю в академии в Москве, в Москве же и мастерская, участвую в работе искусствоведческой комиссии при Союзе художников России. Впрочем, я не уверен, что Москва (как и любой мегаполис) — лучшее место для развития художника. Правда, с одной стороны — исторический центр города в пределах Садового кольца, Пушкинский музей и Третьяковская галерея, но с другой — чудовищная застройка огромного города, ад многоэтажек — такая среда лишь подавляет творческий потенциал. Сейчас стараюсь больше проводить времени в родном городе: здесь свой дом и семья. Период самоизоляции позволил сосредоточиться на творчестве: рисую, леплю, реализую давние замыслы.

4343244.jpg

ИСТОРИЯ И ЭСТЕТИКА

Художник несет ответственность за свое влияние на умы людей — не только эстетическое, но и этическое. Слово "памятник" — от слова "память". В этом контексте и уличная скульптура является памятником, то есть напоминанием о том, насколько Серпухов древний и богатый историей город.

Мне было бы приятно знать, что мои работы приносят пользу, напоминают о фактах родной истории. Здесь когда-то были стрельцы, а на берегах Нары проходили богатые ярмарки. Засадный полк, возглавляемый серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, своей атакой переломил ход Куликовской битвы. Карамзин говорил, что удар засадного полка решил судьбу России.

ВЫСОКАЯ КЛАССИКА

Своей наиболее важной работой я считаю парную конную скульптуру Дмитрия Донского и Владимира Храброго. Если проводить аналогии, это как для писателя роман, для композитора — симфония. Впрочем, мощь героики и эпоса мне близки с детства, так как моим любимым произведением в юности был роман "Война и мир", позже — "Илиада". Для зрителя важно эмоциональное содержание скульптуры, профессионал же видит сложность реализации памятника: посадить всадника на вздыбленного коня, поставить рядом второго, увязать двух всадников в единую композицию, придав ей динамику, и при этом не использовать повторяющихся элементов — задача сверхсложная, особенно если делать все в сжатые сроки.

442524.jpg

Сегодня наступает пора, когда необходимо обратиться к прошлому, к высокой классике, произвести переоценку ценностей и попытаться создать новое с оглядкой на прекрасное старое. Так создавались все шедевры: Рублев творил, глядя на Византию, итальянцы эпохи Ренессанса погружались в античность, Чайковский не сформировался бы как композитор без Моцарта. Если мы хотим создать что-то величественное и чистое по стилю, нужно обращаться к классическому искусству.

А что до маленьких скульптурных композиций, изображающих павлинят, то я отношусь к ним довольно иронично. Впрочем, если работа художника приносит кому-то радость — она достигла определенного и, возможно, неплохого результата.

Фото: Максим Усков, личный архив художника

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее