28 Ноября Воскресенье
2 C, облачно с прояснениями

История монастыря "Зосимова пустынь". Часть 1

15 Ноября 2021 5 минут Автор: Татьяна Жукова 72
Монастырь Зосимова пустынь находится среди густого лесного массива, вдали от мирской суеты. С 2012 года в связи с изменением границ между Москвой и Московской областью он вошел в состав Новой Москвы и получил название Московского Троице-Одигитриевского ставропигиального монастыря "Зосимова пустынь". Монастырь расположен в поселении Новофедоровское Троицкого административного округа столицы, а ранее был в составе Наро-Фоминского района Московской области. 195 лет назад, когда 20 ноября (3 декабря по новому стилю) 1826 года старец схимонах Зосима основал здесь обитель среди болотистых лесов, это была территория Верейского уезда Московской губернии. Но обо всем по порядку.
Появлению монастыря предшествовало чудесное знамение. Во время Отечественной войны 1812 года местные крестьяне из села Руднево прятали в болотистых лесах чудотворную икону Божией матери "Одигитрия" от французов, известных своим мародерством в отношении православных святынь. Некий старец, увидев крестьян, сказал: "Матерь Божия прославит здесь имя свое". Примерно 8 октября 1812 года Наполеон со своей армией переходил по большаку через Руднево и Ожигово с Калужского на Смоленский тракт. Икону сохранить удалось. Предсказание же сбылось через 14 лет: на этих болотистых землях в 60 верстах от Москвы на участке земли сельца Архангельского, пожертвованного Одигитриевской обители его владелицей - помещицей Марией Семеновной Бахметевой, старец Зосима поселился со своими духовными дочерьми - бывшими насельницами основанного им ранее Свято-Николаевского монастыря в Туринске Тобольской губернии.

ПУТЬ СХИМОНАХА ЗОСИМЫ

Схимонах Зосима (в миру Захария Богданович Верховский) родился 24 марта 1768 года в селе Буловицы Смоленской губернии. Верховские принадлежали к древнему дворянскому роду. Захария был самым младшим из девяти детей (всего у родителей было шесть дочерей и три сына). Отец Зосимы Богдан (при крещении Василий) Данилович Верховский дослужился до звания полковника. В своем селе Лобково он выстроил новый храм и был там церковным ктитором. Особенно отличалась благочестием мать Захарии Анна Ивановна. В житии Зосимы говорится о чудесном знамении: однажды перед рождением младшего сына, отец Захария отправлял свои ночные молитвы, как услышал голос, сказавший ему: "У тебя родится сын, не учи его светским наукам, но лишь Закону Божию". Родился Захария. Как самый младший в семье, он более других находился при родителях, был привязан к ним сильнейшей любовью. Когда мать читала вслух жития святых, то их истории занимали его душу, особенно жития преподобных пустынников, он загорался духом подражать им.

w4wf4iu8.jpg
Схимонах Зосима. Страница книги "Житие и подвиги в бозе почившего блаженной памяти старца схимонаха Зосимы". Москва, 1889 год.

Когда сыновья подросли, то Захария и два его брата были определены на военную службу в Преображенский полк. Все три брата были на службе в Петербурге, когда в 1784 году скончался их отец (Захария к тому времени успел прослужить только три месяца). Раздел имения между братьями проведен был полюбовно, и Захария получил деревни Злотову и Зяхину. А спустя два года после смерти супруга умерла и мать Захарии - кроткая Анна Ивановна, что оставило глубокий след в душе юноши. Уже тогда в молитвах своих он вверял свою судьбу царице небесной. Но мир не сразу выпустил его из своих тенет - Захария вернулся на военную службу.

Брат Илия в 1787 г. уволился из полка и стал послушником в Авраамиевском монастыре в Смоленске, а Захарию отдал часть своего наследства - село Лобково. И Захария увлекся любостяжанием, его радовало, что он стал вдруг богатым помещиком. Но здесь очередное вмешательство божественного провидения - ему был голос: "Ты сам пойдешь в монахи". Всё более убеждаясь в своем предназначении, Захария в 1788 году вышел в отставку, а имение продал зятю.

Брат Илия все же почувствовал себя неспособным к монашеской жизни, он прославился тем, что научился вырезать маленькие иконы из дерева, некоторые из которых даже дошли до императрицы. Также он сочинял духовные стихотворения, не прощая себе нарушенного им монашеского послушания. После смерти в 1813 году у Илии осталось пять маленьких дочерей, они были на попечении сестры Пелагеи Повало-Швейковской в Буловицах, но в дальнейшем в судьбе этих девушек - сестер Варвары и Матроны - огромную роль сыграл их дядюшка Захария, к тому времени уже монах Зосима.

monasterium.ru_zp_02.jpg
Вид на монастырь. Начало ХХ века.

Современник Серафима Саровского, старец Зосима - личность поистине уникальная и многогранная. Пустынножитель (со своим духовным наставником - старцем Василиском он более 20 лет прожил на безмолвии в кельях, в глухих сибирских лесах под городом Кузнецком), духовный писатель (в своем наследии схимонах оставил несколько душеспасительных книг), основатель двух женских монастырей: Свято-Николаевского - в городе Туринске Тобольской епархии (1822-1825 гг.) и Троице-Одигитриевского - в Верейском уезде Московской епархии (год основания -1826).

ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ

В момент основания первого женского монастыря Зосиме исполнилось 50 лет. К этому возрасту он прошел, выражаясь современным языком, мощную трансформацию: за спиной у него была служба в гвардейском полку, из которой он вышел в отставку в звании поручика; краткий период пустынножительства в Рославльских лесах, 10 лет послушничества в Богородице-Рождественском монастыре на Коневском острове на Ладожском озере, двадцатилетнее пустынножительствово в сибирских лесах. В 1818 году жизнь Зосимы в очередной раз переменилась: под его руководством стала складываться женская монашеская община в сибирском Туринске.

Не будем подробно останавливаться на этом периоде жизни старца, отметим лишь, что из-за случившихся в монастыре конфликтов, в январе 1825 г. Зосима был уволен из монастыря. Вскоре он знакомится с Марией Семеновной Бахметевой, которая приняла в его судьбе и судьбе будущей его обители самое деятельное участие, приютив сперва верных Зосиме монахинь, последовавших за ним из Туринска, в своем московском доме, а затем пожертвовав под новый монастырь участок земли своего имения в Верейском уезде.

w319dp3t.jpg
Мария Семеновна Бахметева

Способствовал основанию нового монастыря и митрополит Филарет Московский (Дроздов), ходатайствовавший лично перед Священным Синодом. Интересен факт, что Зосимова пустынь была лишь третьей общежительной женской обителью после Аносино Борисо-Глебовской и Спасо-Бородинской, благословленной в 1820-ые гг. Филаретом Московским.

Сестры поначалу сильно испугались здешних непроходимых болот, ведь дороги здесь весной и осенью становились размытыми, а до ближайшего храма в селе Рудневе было четыре версты, но старец Зосима заверил их, что наградой им будет необыкновенная тишина, покой и уединение этих мест. Шестнадцать сестер последовали за своим духовным учителем во вновь основанную пустынь.

Зосима покинул этот мир 24 октября 1833 года, в день празднования иконы Божией матери "Всех скорбящих радость". На месте его захоронения в 1838 году был построен Троицкий храм.

ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ ДО РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА

Расскажем о благотворителях Зосимовой пустыни, без деятельной помощи которых невозможно было существование и развитие монастыря. Мария Семеновна Бахметева (урожденная княжна Львова) родилась 12 октября 1765 года. Сведения о ней дошли до нас благодаря тому, что ее сестра Анна была замужем за графом Василием Шереметьевым, и в семейных архивах доступна информация и о Марии Семеновне. В 20 лет Мария вышла замуж за Петра Алексеевича Бахметева, брак этот был неудачным из-за дурного характера мужа, и Мария Семеновна вскоре стала жить отдельно. Более 20 лет её судьба была тесно связана с именем графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского, в доме которого она проживала до его смерти в 1801 году. Известно, что в 1819 году она приобрела небольшое сельцо Архангельское в Верейском уезде, и вот участок этой земли в 1826 году она пожертвовала Зосиме для обустройства там Троице-Одигитриевской пустыни.

Храм Живоначальной Троицы строился на средства другого благотворителя Зосимовой пустыни - купца Семена Лонгиновича Лепешкина (1787-1855). Именно он воздвиг каменную церковь над могилой старца Зосимы в 1838 году. В 1841 году на средства Лепешкина были возведены несколько каменных корпусов, амбары, каменные ограды монастыря с башнями по углам. О семье Лепешкиных мы недавно рассказывали в публикации, касающейся судьбы усадьбы Валуево.

33d3cc1d5c3d60a9a88b0a761af1a7e0.jpg
Василий Логинович и Семен Логинович Лепешкины

Землю, необходимую для постройки Троицкого храма, оформили на имя еще одной активной благодетельницы Зосимовой пустыни - грузинской царевны Тамары, очень почитавшей старца Зосиму. Поданное ей прошение на строительство одобрили в 1837 году с резолюцией "построить храм для слушания грузинской царевны Тамары литургии по слабости ее здоровья; по кончине ее домовую церковь перевести в приходскую". В декабре 1838 года строительство храма было окончено, Троицкая церковь была освещена, а Священный синод постановил "оставить церковь, построенную на имя грузинской царевны Тамары, существующей навсегда". Через год скончалась другая благодетельница пустыни - Мария Семеновна Бахметева, которая была погребена у алтаря уже действующего храма.

По прошению митрополита Филарета община, основанная Зосимой, в 1841 году была преобразована в общежитие, где начальницей была назначена племянница Зосимы Вера Верховская. Тогда здесь проживало 34 сестры. В 1852 году был построен второй храм - во имя иконы Смоленской Божией матери "Одигитрия". Его возвели на средства титулярной советницы Елизаветы Петровны Арсеньевой (впоследствии Третьяковой). С ее именем связана интересная история. Сестры обители узнали о том, что в соседнем Рыжкове в часовне есть чудотворная икона Божией матери. Крестным ходом они принесли ее в обитель для молебна. Арсеньевой же во сне было видение: явившаяся к ней Божья матерь исцелила ее от недуга. Арсеньева, узнав про Зосимову пустынь,внесла пожертвование на строительство храма в этом монастыре. Мать исцелившейся Елизаветы Петровны отдала в церковь чудотворную икону Одигитрии Смоленской.

С 1851 года шло расширение Троицкого храма, его дополнили двумя приделами: северный, с престолом во имя Святой Марии Египетской, был построен на пожертвования Марии Ивановны Головиной. Освящение состоялось 1 октября 1855 года. На нем присутствовали оптинские старцы Моисей, Антоний, Макарий. В 1855 г. митрополит Филарет начал ходатайствовать о преобразовании общежития, в котором к тому моменту насчитывалось уже 120 сестер, в общежительный монастырь, и 22 марта 1856 года, спустя 30 лет после основания обители Зосимой, она получила официальный статус монастыря. Веру Верховскую возвели в сан игуменьи, она стала первой настоятельницей Зосимовой пустыни.

В 1857 году было закончено строительство третьего монастырского храма, во имя Рождества Иоанна Предтечи, во втором ярусе колокольни, которая отстраивалась уже сыновьями С.Л. Лепешкина - Василием и Дмитрием. Освящение церкви состоялось 22 июля 1857 г.

2040167.jpg
Колокольня Зосимовой пустыни

С 1857 года и до событий 1917 года в монастыре действовали три храма с пятью престолами: церковь Живоначальной Троицы, трапезный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи, надвратный храм во имя иконы Смоленской Божией Матери "Одигитрия".

Итак, первой настоятельницей монастыря стала игуменья Вера (в миру Варвара Верховская). Расскажем о ней. Вера была игуменьей на протяжении 12 лет (1856-1868 гг.), а назначили ее на этот пост 26 сентября 1856 года. Вера - племянница Зосимы, дочь его родного брата Илии. Родилась она в 1801 году и рано осиротела. В 1823 году Зосима забрал Веру (тогда Варвару) и ее сестру Матрону, которая при постриге взяла имя Маргарита, с собой в Туринск, где они стали инокинями, и всю свою жизнь они оставались духовными дочерьми и послушницами Зосимы. При правлении Веры был отстроен третий храм с колокольней. Весной 1860 года увидела свет книга Жизнеописания незабвенного старца Зосимы, ее авторство приписывают именно Вере Верховской.

Второй игуменьей после смерти Веры в 1868 году стала Афанасия (в миру Наталия Григорьевна Качалова). Она была настоятельницей монастыря с 1869 по 1881 гг. По происхождению - дворянка из Калужской губернии, Афанасия была духовной дочерью оптинского старца Антония. Афанасия Качалова родилась в 1818 году, на момент вступления в должность настоятельницы ей было 50 лет, а до этого девять лет она исправно трудилась на посту казначея монастыря. Фотографии игуменьи, к сожалению, не сохранилось.

xrx85bia.jpg
Игуменья Вера (Верховская)

Третьей игуменьей стала Магдалина (в миру Мария Верховская), внучатая племянница Зосимы и племянница Веры Верховской. Она была настоятельницей монастыря с 1881 по 1901 гг. В Зосимову пустынь она поступила с родной сестрой Екатериной в 1853 году, ей было тогда 18 лет. В ее правление число сестер увеличилось уже до 200. В 1880-х гг. произошло обретение нетленных мощей старца. В 1889 году было переиздано житие старца Зосимы, а в 1892 году вышла в свет книга о монастыре. За время управления монастырем Магдалиной значительно улучшилось его благосостояние: появились новые благотворители, поступало огромное количество пожертвований, даже появилось подворье в Москве.

Четвертой игуменьей стала благочинная Московского Ивановского монастыря София (Быкова). Она была настоятельницей с 1902 по 1919 гг. София Быкова родилась в Москве в 1846 году. С 16 лет она была послушницей в Аносином Борисо-Глебовском монастыре, а затем в Московском Ивановском монастыре. При ней монастырь активно строился. Появились три новых двухэтажных кирпичных корпуса (они сохранились до наших дней). В лесу на месте, где пустынножительствовал в деревянной келье Зосима, построили часовню, а также обустроили колодец, славящийся целебной водой.

Окончание материала читайте здесь.

Фото: фотобанк Московской области, zosimapustin.ru, bookposter.ru, muzeydela.ru

Онлайн-подписка на 2022 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее