29 Ноября Понедельник
2 C, пасмурно

История монастыря "Зосимова пустынь". Часть 2

16 Ноября 2021 4 минуты Автор: Татьяна Жукова 88
Мы завершаем публикацию материала, посвященного истории монастыря "Зосимова пустынь". Первую часть можно прочесть здесь.
ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ ПОСЛЕ 1917 ГОДА

Последней до закрытия монастыря настоятельницей стала игуменья Афанасия (Лепешкина). В 1920 году на момент вступления в должность ей было 45 лет. Александра Васильевна Лепешкина родилась в Москве 15 марта 1875 года. Ее отец - купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин Василий Николаевич Лепешкин. Мать - Александра Григорьевна, из московской купеческой семьи Котовых. Прадед Василий Лонгинович – родной брат Семена Лонгиновича Лепешкина, усилиями которого Зосимова пустынь активно обустраивалась в 1840-1850-е гг. Александра окончила респектабельное Усачевско-Чернявское училище для детей купцов и мещан, получила диплом преподавателя гимназии, была способной и общительной девушкой.

В 1896 году умирает бабушка Александры по материнской линии - Любовь Васильевна Лепешкина, являвшая собой пример христианской любви. Именно в 1896 году в возрасте 21 года Александра поступает в Зосимову пустынь. Именно ей достаются самые сложные годы, когда монастырь вынужден был выживать при новой власти под видом сельскохозяйственной артели. Трудные восемь лет в Зосимовой пустыни продолжаются службы, сестры продолжают свой подвиг, монашеские обеты остаются нерушимыми, несмотря ни на что, монастырское устроение внутренней жизни пустыни сохраняется.

kccu74eg.jpg
Игуменья Афанасия (Лепешкина)

Первое упоминание о Зосимовой пустыни как о трудовой артели в советских документах появилось в апреле 1919 года. В документах 1920 г. впервые упоминается имя председателя трудовой общины – Афанасии Лепешкиной. 26 октября 1920 года коллектив монастыря получил официальный статус "артель Зосимова пустынь". В 1920-м же году Афанасия избирается и новой игуменьей. Для того чтобы иметь возможность продолжать совершать богослужения, артель подала заявление о регистрации религиозного общества при храмах бывшего монастыря, такая регистрация была выдана в 1924 г., благодаря ей продолжались службы и сохранялся монастырский уклад жизни. Проводивший в 1925 году проверку работник ГПУ записал: "Артель проявила себя как трудолюбивая и работоспособная организация. Проведены принципы коммуны. Но артель по сути женский монастырь: уклад жизни и труда – монастырский".

В 1928 году выходит постановление Моссовета о ликвидации примонастырских артелей в Московской губернии. В Зосимовой пустыни в октябре 1928 года отказались от реорганизации артели в колхоз, и монастырь постановлением Моссовета о ликвидации от 28 декабря 1928 года был закрыт. Игуменьи Афанасии к этому времени в Зосимовой пустыни уже не было. Вместе с послушницей Евдокией Бучневой они поселились в Алабино-Петровском. Афанасия была тяжело больна, и в Петровском находилась под наблюдением врача Михаила Михайловича Мелентьева, в воспоминаниях которого запечатлен бесконечно мужественный и кроткий образ настоятельницы. Далее события развивались стремительно, в канве того времени. В мае 1931 года Афанасия Лепешкина была арестована за антисоветскую деятельность. На допросе у следователя она показала следующее: "Во время пребывания в монастыре я крепко была предана Богу и также предана в настоящее время и готова за Бога и Христа жизнь положить".

В июне 1931 года Афанасия была осуждена на ссылку в Казахстан поэтапно. На другой день по прибытии на свое новое место жительства, 12 мая 1932 года, игуменья скончалась. послушница Евдокия, которая последовала в ссылку за ней, скончалась на следующий день. Их похоронили в одной могиле, место захоронения неизвестно. Шесть новомучеников Зосимовой пустыни были прославлены в лике святых: настоятельница Афанасия (Лепешкина), инокиня Магдалина (Забелина), послушницы Евдокия Бучнева и Мария Портнова, священники Дмитрий Ильич Розанов и Михаил Николаевич Виноградов.

67474.jpg
Священник Димитрий Розанов с насельницами Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни. 1920-е гг.

Последние, до закрытия монастыря в 1929 году, священники разделили с сестрами все гонения и скорби 1920-х гг. Отец Михаил пришел в монастырь в 1906 году. В 1931 году он был обвинен в антисоветской деятельности и был сослан в Казахстан, где и скончался год спустя. Отец Дмитрий был назначен в Зосимову пустынь вторым священником в 1915 году. До закрытия артели он оставался приходским священником Троицкой церкви. Был арестован в 1931 году за антиколхозную агитацию, выдержал ссылку в Казахстане и вернулся к священослужению. В 1936 году был возведен в сан протоирея. В 1937 году вновь был осужден за антисоветскую деятельность уже в стенах Покровского храма в с. Ново-Васильевское. Расстрелян 9 октября 1937 г. на Бутовском полигоне.

С 1932 года службы в Зосимовой пустыни не проводились, Троицкий храм, функционировавший с 1928 по 1932 год как приходской, был закрыт и переоборудован в клуб под названием "Смычка". Во время Великой Отечественной войны на территории бывшего монастыря оборудовали госпиталь для военных летчиков, так как рядом в Сотниково располагался аэродром.

Обезглавленный Троицкий собор был превращен в клуб. От Одигитриевского храма после 1945 года не осталось и следа. Лишь в 2003 году на месте его престола бывшего появился поминальный памятный крест. Крест на колокольне надвратного храма Рождества Иоанна Предтечи сохранялся весь советский период, "светил во тьме", в надежде на лучшие времена. По преданию, его пытались снять, но совершивший попытку снять крест, сорвался с колокольни и разбился.

Колокольня надвратного храма была переоборудована в водонапорную башню, а нижний ее ярус использовался как склад. С 1925 по 1968 год на территории монастыря действовал Инвалидный дом. С 1968 по 1998 год в Зосимовой пустыни располагался летний пионерский лагерь для детей сотрудников Московского метрополитена.

434235.jpg

Только в 1982 году Зосимова пустынь была внесена в список вновь выявленных памятников архитектуры как интересный пример небольшого монастырского комплекса середины XIX - начала XX веков.

ВОСКРЕСЕНИЕ МОНАСТЫРЯ

Первый после 65-летнего перерыва молебен в бывшем Троицком храме прошел 7 декабря 1996 года. В сентябре 1999 года было принято решение о канонизации схимонаха Зосимы как местночтимого святого. Прославление его в лике преподобных произошло 23 июля 2000 года. А 4 октября 2004 года было утверждено прославление преподобного Зосимы в лике общецерковных святых.

Немало для возрождения обители было сделано праправнучатой племянницей Зосимы Людмилой Александровной Верховской (монахиней Зосимой), инициировавшей в РПЦ возобновление деятельности монастыря. В 1999 году открылось подворье Новодевичьего монастыря в Зосимовой пустыни. 7 марта 2000 года Священный синод принял решение об утверждении Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря, а 9 апреля 2000 года состоялось открытие "Троице-Одигитриевского монастыря "Зосимова пустынь". С 1 июля 2012 года в связи с вхождением в состав Новой Москвы монастырь стал именоваться "Московский Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь "Зосимова пустынь".

WWW.jpg

Сейчас на территории монастыря ежедневно ведутся службы в отреставрированной церкви Живоначальной Троицы, несколько раз в году проходят службы и в надвратном храме во имя Рождества Иоанна Предтечи (в верхнем ярусе колокольни), не ежедневно, поскольку храм не отапливается. На месте Одигитриевского храма установлен Памятный крест с именами всех настоятельниц и священников обители. Восстановлен Отчин колодец с целебной водой. Есть часовня Воскресения Христова. С 25 сентября 2021 года работает музей истории монастыря. В церковной лавке много интересной литературы. Строятся гостиничные корпуса для паломников. Обитель живет, трудится и развивается, что особенно радостно осознавать в год 195-летия со дня основания пустыни старцем Зосимой, 180-летия утверждения пустыни в статусе общежития и 165-летия получения монастырем официального статуса.

Фото: фотобанк Московской области, zosimapustin.ru, miloserdie.ru,

Онлайн-подписка на 2022 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее