03 Апреля Пятница
4 C, облачно с прояснениями

История о Солнечной горе и коне Сенешале

05 Марта 2020 7 минут Автор: Наталия Нестерова 255
Это сегодня мы рассуждаем, как удобнее путешествовать – на скоростной электричке или на своем авто. Это сегодня расстояния не имеют значения, мир подчинился глобализации и, как учат на психотренингах успеха, важна лишь мотивация. А двести лет назад, когда в местечке под название Солнечная гора (или Подсолнечная гора) построили Путевой дворец, скорость и расстояние являлись носителями совершенно иных смыслов.
По хорошей грунтовой дороге конный экипаж мог добраться из центра Москвы до нынешнего Солнечногорска примерно за 4-5 часов. Погодные катаклизмы, замена лошадей, поломки карет делали эту дорогу намного более продолжительной и мучительной. Словом, это было именно то расстояние и время, через которое требовалось отдохнуть душой и телом, и людям, и животным. Кроме того, это сегодня мы в любой момент можем остановиться, перекусить, посетить уборную. В распоряжении путешественника XVIII – XIX веков было только то, что он вез с собой. Разве что, кроме уборной, расстилавшейся вдоль дороги повсеместно. 

Путевые дворцы в те времена строились достаточно часто, преимущественно – монархами тех или иных держав. Задача такого строения была – дать отдых знати во время многодневного утомительного путешествия, совершаемого в силу каких-либо государственных или личных нужд. 

В XVII веке на месте Солнечногорска пролегал тракт, соединявший Москву и Великий Новгород. В следующем веке на тракте, теперь уже именуемом Петербургским, возле имения гвардии поручика Петра Хлопова возникло село Гомзино. В конце XVIII века здесь и выстроили Путевой дворец, а вскорости при Дворце основали почтовую станцию (вторую от Москвы) с гостиным двором для менее знатных путешественников и просторными конюшнями. 

DSC_4816.jpg

Давайте представим себе, что вы – путешественник прошлых веков. И тут на выручку нашему современному воображению приходит, как обычно, Александр наш Сергеевич Пушкин. Его путевые заметки «Путешествие из Москвы в Петербург», сделанные в 30-е годы XIX века – весьма убедительное пособие для того, кто намерен мысленно вернуться в «старые времена». 

«Узнав, что новая московская дорога совсем окончена, я вздумал съездить в Петербург, где не бывал более пятнадцати лет. Я записался в конторе поспешных дилижансов (которые показались мне спокойнее прежних почтовых карет) и 15 октября в десять часов утра выехал из Тверской заставы.

Катясь по гладкому шоссе, в спокойном экипаже, не заботясь ни о его прочности, ни о прогонах, ни о лошадях, я вспомнил о последнем своем путешествии в Петербург, по старой дороге. Не решившись скакать на перекладных, я купил тогда дешевую коляску и с одним слугою отправился в путь. Не знаю, кто из нас, Иван или я, согрешил перед выездом, но путешествие наше было неблагополучно. Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумертвый. Мои приятели смеялись над моей изнеженностию, но я не имею и притязаний на фельдъегерское геройство и, по зимнему пути возвратясь в Москву, с той поры уже никуда не выезжал». 

С постройкой «новой московской дороги» рейс между двумя столицами – 726 верст – дилижанс с использованием почтовых лошадей, которых перепрягали на станциях, стал проделывать в двое суток с половиной, вместо четырех – четырех с половиной на перекладных до того. Кроме того, дилижансы были оборудованы рессорами (а это важное техническое достижение) и могли везти не единственного путешественника, а четырех-шестерых. Благодаря почтовым станциям и сменным лошадям методика конных путешествий совершенствовалась и развивалась.

DSC_4848.jpg

До открытия первой железной дороги от Москвы до Царского села в 1837 году оставалось еще почти двадцать лет, и около сорока – до эпохи массового железнодорожного строительства, путешествий и перевозок.

Дорога из Москвы на Санкт-Петербург и ныне проходит в центре современного Солнечногорска и делит город пополам. Ленинградское шоссе внутри города называется улица Красная. Над ней выстроены пешеходные переходы. Мало кто задумывается о том, что магистраль – настоящий памятник культуры и истории, которая под всеми своими слоями асфальта и бетона хранит грунтовые дороги, разбитые копытами лошадей, мелкие, потерянные на тракте монетки, осколки расколотой в пути посуды. 

Любители всего самого современного могут объехать город по платному скоростному Обуховскому шоссе. А в далеком 1851 году было открыто суперпередовое на те времена движение по Николаевской (ныне Октябрьская) железной дороге. В селе Солнечная гора построили станцию Подсолнечная, которая и по сей день называется именно так. Когда вы приезжаете в Солнечногорск, у вокзала вас встречают две водонапорные башни, ровесницы Николаевской железной дороги. Их можно увидеть на фото 1860-х годов, которое сохранилось в коллекции Южного методистского университета в Далласе.

Путевой дворец в Солнечной горе - это двухэтажное прямоугольное кирпичное здание в стиле классицизма. Рациональное, сдержанное, удобное в эксплуатации. При здании были выстроены просторные конюшни (их южный корпус сохранен и отреставрирован), гостиный двор. Исследователи подсчитали, что, к примеру, А.С.Пушкин проезжал Солнечногорскую почтовую станцию 23 раза. Наверняка отдыхал здесь, ел и пил, очинял гусиные перья. 

DSC_4832.jpg

По мере того, как железнодорожный транспорт вытеснял транспорт гужевой, значение путевого дворца и почтовой станции снижалось. В конце XIX в. в здании Путевого дворца располагалась земская больница. В конюшнях до недавнего времени находилось хирургическое отделение городской больницы. Во дворе музея есть бывшая больничная часовня, построенная в конце XIX века - кирпичное оштукатуренное здание в псевдорусском стиле. Рядом с часовней установлен памятник Василию Татищеву.

Чтобы оценить всю прелесть Путевого дворца в Солнечногорске, надо знать историю. Чувствовать ее, словно русский дух. Услышать дробь копыт почтовых лошадей, увидеть бравых фельдъегерей (скоростной почты времен императорской России) на рослых лошадях, попробовать представить себя путешественников времен свечей и шпаг, кремневых пистолетов и гусиных перьев с чернильницами. И осознать, каково это – проделать верхом или в карете путь от Москвы до Солнечной Горы и найти тут кров, отдых, пищу и красивый пейзаж. 

Две церкви, несколько старинных зданий, интересный погост. Что же еще в Солнечногорске напоминает нам о минувших временах? Что служит здесь памятником «старины глубокой»? Да вот же. 

DSC_4903.jpg

Соединение рек Москвы и Волги для развития торговли планировалось ещё в царствование Петра I. Инженер Георг Вильгельм де Геннин создал проект, который предусматривал соединение рек Москвы и Сестры и создание сквозного водного пути из Балтийского моря через Волгу и Москву в центральные районы России. Проект, однако, отложили – иначе (скорее всего) в канале им. Москвы не возникло бы никакой нужды, так как Петр наш Алексеевич строил все на совесть и на века. 

О проекте Петра I вспомнили спустя сто лет. В 1824 году Николай I поручил разработку нового проекта канала генерал-майору Михаилу Николаевичу Бугайскому. В «петровский» проект канала были внесены изменения. Протяженность проектируемого водного пути составила около 300 километров. 

В 1826 году в верховьях Сестры начались строительные работы, длившиеся более двадцати лет. В районе Солнечной горы реки Сестру и Истру соединили каналом, ширина которого составляла 45 метров, а длина – 8 км. Около деревни Загорье соорудили дамбу (в конце XIX века барон Кноп устроил на ней первую в Подмосковье гидроэлектростанцию). В долине рек Сестры и Мазихи образовалось водохранилище, более известное ныне как Сенежское озеро. На карте 1860 года озеро обозначено как «Сенежское Гущино». 

DSC_5131.jpg

Озеро ледникового происхождения, давшее название всему огромному водоёму, теперь является одним из заливов в южной части водохранилища – «Старым Сенежем». Но есть и более романтическая версия, согласно которой рукотворное озеро получило своё название по имени любимого коня Екатерины II — Сенешаля. Знают ли об этом современные дачники, купальщики, рыболовы и серферы? 

Итак, строительство Екатерининского канала и создание Сенежского озера сделали это место в подмосковной провинции весьма оживленным. В 1850 году новый водный путь Москва — Волга был торжественно открыт и практически сразу показал свою экономическую несостоятельность: водные торговые пути, бывшие до этого времени абсолютно непревзойденными как летом (судоходство), так и зимой (по замерзавшим рекам отправляли санные караваны), начал сдавать позиции перед железнодорожным транспортом. Хотя в разгар «карьеры» в навигацию по Екатерининскому каналу сплавляли баржи, перевозившие каменные блоки весом до 30 тонн (в частности – для строительства храма Христа Спасителя в Москве), и именно здесь был особенно распространен труд бурлаков. 

В 1860 году Екатерининский канал был закрыт, шлюзы разобраны и распроданы. Со временем Екатерининский канал постепенно превратился в заросший заболоченный ручей, но сохранились и открытые участки воды – в частности, в Солнечногорске. Сегодня это достаточно неухоженные канавы. Титанический труд времен императорской России пропал зазря: содержание сложного гидротехнического Екатерининского канала не окупалось. Впрочем, почему зазря? Вот он, Сенеж. Радует душу и глаз. 

DSC_5145.jpg

В 2001 году в Путевой дворец переехал местный историко-краеведческий музей. Он был официально открыт 7 сентября 2003 года в день празднования 65-летия города Солнечногорска. Основная экспозиция музея – это настоящая машина времени. Историко-краеведческая экспозиция «Мир русской провинции» - тщательно воссозданные образчики быта ушедших эпох. 

Отправляйтесь в Солнечногорск. Погуляйте по местному парку, уставленному скульптурами солнечногорского художника Романа Фашаяна. Выйдите на набережную Сенежского озера, полюбуйтесь феерической местной Русалкой – скульптурой Александра Рукавишникова, которая возникла тут в 2008 году. Перекусите в местных кафе. Зайдите в Путевой дворец. Зайдите – как путешественник во времени и в пространстве. 

И кстати, помните, что массивную закладную плиту — большую серебряную пластину с выгравированным на ней текстом, рассказывающем о создании волжско-московского канала – зарытую в начале строительства под одним из шлюзов исчезнувшего канала, так и не нашли.

Фото: Сергей Калугин


Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее