16 Апреля Пятница
11 C, ясно

Химки: пронизанные Москвой

27 Февраля 2020 5 минут Автор: Илья Буяновский 759
У столичных курьеров есть такое понятие, как «химкинский парадокс» - по областным тарифам считать доставку в этот город или ещё по московским? Москва лежит перед Химками (сразу за МКАДом), за Химками (Зеленоград) и даже внутри Химок (Ленинградское шоссе).
На карте Химки напоминают остров сложной формы в окружении мелких островков: к городу могут относиться какие-нибудь районы, промзоны, новостройки, даже не сообщающиеся напрямик с его другими частями. Но есть здесь и двойное «ядро» - Старые и Новые Химки по разные стороны Ленинградского шоссе. В Старых Химках – железнодорожная станция, исторический центр и ракетно-космические заводы, а в Новых Химках - лишь бесчисленные ячейки квартир. И шоссе между ними сложно пересечь, а потому существуют две половины Химок независимо друг от друга.

Старые Химки тоже делятся пополам железной дорогой. Она же разграничивает «трёх китов» здешней индустрии. Со стороны Ленинградки находится НПО имени Лавочкина (отсюда выходила сложнейшая межпланетная техника от луноходов до телескопа «Радиоастрон»), а со стороны Химкинского водохранилища - "Энергомаш" (там делают лучшие в мире ракетные двигатели, востребованные даже в США) и КБ "Факел" (здесь тоже делают ракеты, и тоже лучшие – но для комплексов ПВО). На железной дороге – и своеобразные ворота Химок: бетонный фермовый мост длиной 116 метров, построенный в 1935 году вместе с Каналом имени Москвы над водохранилищем речки Химка.

Помимо электричек, с 1997 года в Химки можно приехать ещё и на троллейбусе. Два его маршрута заканчиваются у станции метро "Планерная", и таким образом он не только междугородний, а ещё и единственный в России межрегиональный!

1934201.jpg

История Химок подмосковная донельзя. Издавна здесь была россыпь сёл, впервые упоминающихся в писцовых книгах 1573 года. Но большинство из них располагались по краям нынешней территории города. В 1812 году на реке Химке стоял французский лагерь Эжена Богарне - правой руки Наполеона. Еще до войны вокруг старых деревень стали появляться дачи – многие дворяне и купцы жили на две столицы, и отсюда могли уезжать в Петербург, не плутая в московских закоулочках. В 1851 году здесь прошла Николаевская железная дорога, а на ней появилась станция Химская, от которой сохранился даже путейский дом 1850-х годов. Когда же стальную магистраль дополнил Канал имени Москвы, Химки начали стремительно расти как промышленный центр.

У станции Химки, за советской мозаикой, раскинулся Парк культуры и отдыха им. Толстого. Дачи в будущем городе снимали в разное время как Лев Николаевич, так и Алексей Николаевич, но парк назван в честь, конечно, автора «Войны и Мира». Вид его, особенно летом, необычайно южный – здесь растут большие туи, а у набережной прямо в тротуаре «купаются» несколько бронзовых бегемотов – оригинал этой скульптуры находится в Тайбэе. С набережной видны заградительные ворота Канала имени Москвы 1930-х, а с другой стороны раскинулась яхтенная марина. Летом, с лесом тонких мачт на фоне блестящих таунхаусов, она тоже приобретает какой-то средиземноморский облик. Но зимой вместо яхт тут можно увидеть одинокий военный катер. Нарушают идиллию гигантские новостройки, в том числе 40-этажная круглая башня жилого комплекса «Маяк».

1934837.jpg

Буквально в квартале от водохранилища Старые Химки выглядят иначе – в этой части своей, ближе к заводам, они сохранили неповторимый дух города советских инженеров. Центр этого района – у перекрёстка улиц Мира и Победы. По последней расходятся в разные стороны Аллея Любви с вогнутыми Скамьями Примирения и Аллея Трудовой славы со стендами, посвящённая истории знаменитых заводов. На улице Мира есть ещё и Аллея Героев: перекрёсток отмечают два памятника павшим в Великой Отечественной – «старый» поставлен в 20-летию Победы, а новый, с бронзовыми ладонями – к 70-летию.
Неподалёку, в глубине спорткомплекса «Родина», между стадионом и катком стоит Петропавловская церковь (1822-29), оставшейся от села Петровского, также известного как Козлово. Близ улицы Бурденко, у проходных «Энергомаша» - подобие исторического центра 1930-х годов в стиле конструктивизма. Особенно интересен дом №8 – со двора его архитектура напоминает скорее ар-деко или «новую вещественность» из Европы тех лет.

3_Petropavlovskaya_tserkov.jpg

Дальше по улице Грушина, идущей вдоль промзоны КБ «Факел», пейзаж с каждым шагом делается всё более запущенным и мрачным, заканчиваясь кварталом каркасно-засыпных домов той же довоенной эпохи. Один из ближайших к Москве таких кварталов, он год за годом продолжает существовать вопреки строительному буму. Парой кварталов далее начинается знаменитый Химкинский лес, в 2010 году, когда через него строилась дополнительная трасса в Шереметьево, ставший символом протестной активности в России. Вокруг его защиты тогда сплотился натурально весь мир вплоть до вокалиста U2. Теперь об этом вряд вспоминают те, кто ходят в лес гулять летом и кататься на лыжах зимой. Может быть благодаря этому лесу Химки имеют славу города лыжников, и даже в логотипе города буква "Х" изображается в виде пары скрещенных лыж.

С другой стороны от железной дороги – нынешний центр Химок, выросший на месте старых дач. Одна из них даже уцелела в глубине дворов его дворов – потому что жил в ней советский лётчик-герой Иван Фёдоров.

5_Dacha_Fyodorova.jpg

Площадь на Московской улице официально зовётся Центральной, и отмечает её нетиповой коренастый Ильич, поставленный в 1969 году. Напротив, за голубыми елями - здание администрации Химок (1956). За мэрией тянется длинный сквер 50-летия ВЛКСМ, с другой стороны упирающийся в Химкинский муниципальный драматический театр "Наш дом" и огромную Химки-Арену. Звёздный час последней был связан с Мундиалем-2018 – ни один из его матчей в Химках не проходил, однако Химки-Арена заменяла на время реконструкции главные московские стадионы.

Но фасадом Химок служит Ленинградское шоссе, буйством торговых центров удивлявшее ещё в «нулевые». Особенно впечатляет "Гранд" – без преувеличения шедевр цветастого китча лужковской эпохи. Вдоль шоссе - мощные остановки с подземными переходами, построенные в 1964 году вместе с главным терминалом аэропорта Шереметьево.

6_Protivotankovye_Ezhi.jpg

А там, где Химки вновь сменяются Москвой (вернее, Зеленоградом), стоят огромные противотанковые “ежи” (1966), химкинцам известные как Монумент без пояснения. Здесь в октябре 1941 года произошёл ближайший к Москве достоверно известный бой Великой Отечественной – отбитая атака, после которой на этом рубеже остались догорать несколько вражеских танков. Менее однозначен загадочный прорыв немецких мотоциклистов, многочисленные версии этого события не сходятся ни в географии, ни в датах, но по самой радикальной версии мотоциклетный разведывательный взвод достиг Сокола. Добавляет сюрреализма то, что оборонял Химки небезызвестный Андрей Власов – те мрачные события, за которые его имя стало нарицательный в значении «предатель», случились позже. В 1990-х на одном из зданий Химок Власову была даже посвящена мемориальная доска.

Но всё это было давно, а теперь химкинцы шутят, что немцы в 1941-м дошли до «Икеи». Именно её бескрайняя парковка раскинулась у подножья “ежей”.

Фото: Илья Буяновский, фотобанк Московской области РИАМО

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее