Клязьминский парк: невоплощенный проект мастерской Бабурова. Часть 1

Яхты в Бухте Радости, 1947-1948 гг.
КОЛЬЦО ПАРКОВ ВОКРУГ МОСКВЫ
Проект Клязьминского загородного парка появился в 1934 году. Речь шла о достаточно внушительном участке, расположенном на территории между Ярославской железной дорогой и Дмитровским шоссе. Основной доминантой проекта должно было стать Клязьминское водохранилище, которое на тот момент еще не было наполнено и находилось в стадии строительства.
Авторами проекта стали специалисты 9-й планировочной мастерской Моссовета под руководством Виктора Бабурова. Необходимость создания Клязьминского загородного парка объяснялась потребностью в крупных природных массивах близ территории столицы.
Архитектор Виктор Бабуров
В то время пригородная зона активно осваивалась и застраивалась, посему авторы подчеркивали важность выбора участков, предназначенных для массового отдыха, и их неприкосновенность. Население Москвы в тот момент составляло около 4 млн человек и по прогнозам должно было вырасти до 5 млн.
Загородные парки вокруг столицы представляли единую систему. Всего их было задумано шесть: Истринский, Михайловский, лесопарк на р. Пахре, Восточный парк на Балашихинском водоеме, Верхне-Клязьминский и Клязьминский.
Одним из важнейших факторов районирования будущих парков стал уже существующий на тот момент проект канал Москва-Волга, привносивший невиданные для Подмосковья пространства водных поверхностей.
Кольцо парков вокруг Москвы, эскиз.
Клязьминский парк был первоочередным для освоения, сказывалась и непосредственная близость к Москве, и наличие огромного водоема, и подходящие природные условия.
Площадь будущего Клязьминского парка впечатляла – она в три раза превосходила все имеющиеся парки культуры и отдыха в Москве (около 15 тыс. га против 5,5 тыс. га). А вот предполагаемая численность, наоборот, была более емкой: 230 тыс. посетителей против 940 тыс. посетителей всех парков Москвы. Таким образом и плотность посетителей на один гектар предполагалась значительно ниже – всего 15 человек против 166 в переуплотненных парках Москвы.
ЛИНЕЙНЫЙ ИЛИ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ
Каким же видели загородный парк архитекторы 1930-х? Существовало несколько вариантов организации пространства и размещения объектов инфраструктуры.
Сам Виктор Бабуров предлагал децентрализованный вариант схемы парка. Его идея заключалась в том, что от Москвы перпендикулярно к Клязьминскому водохранилищу (архитектор называет его "озеро") проводится сильно развитая магистраль, на которую нанизываются отдельные районы-сектора с основным композиционным центром у озера. По ходу этой магистрали посетитель парка имеет возможность использовать по своему желанию каждый из видов отдыха, разбросанных на обширном пространстве.
Схема парка, выполненная архитектором Вячеславом Шквариковым, наоборот, была централизованной. Согласно его идее обслуживание посетителей происходило бы по кольцевому движению вокруг водоема. Он считал нецелесообразным распределять различные виды загородного отдыха по всей территории парка.
Архитектор Иван Ламцов предлагал линейную схему парка. В основе его проекта – парквей, проезжая благоустроенная улица, без каких-либо тяжелых транспортных средств, предназначенный для живописного, рекреационного вождения. Предполагалось, что парквей соединит самые красивые уголки парка и приведет путешественников к водохранилищу. Возле него будут сосредоточены основные объекты обслуживания.
Взяв отдельные черты от каждого из трех проектов, специалисты архитектурной мастерской предложили конечный вариант схемы парка. Мы видим, что зоны отдыха распределены по всей территории парка, при этом у водохранилища сосредоточено основное обслуживание, в северной части находятся зона длительного пребывания – дома отдыха, пионерский лагерь. Сообщение между объектами происходит посредством парквея.
ГИДРОПАРК, АЭРОКЛУБ И ПОЛЕ ДЛЯ ПУШБОЛА
Интересно изучить и сопоставить с современностью те направления отдыха и объекты инфраструктуры, которые виделись архитекторам мастерской Бабурова.
Первое и достаточно очевидное направление – активность на воде, авторы именовали его "Гидропарк". На береговой линии должны были появиться гавани и пристани для лодок, яхт, буеров, глиссеров, а также вышки, бассейны, купальни, пляжи, места для солнечно-воздушных ванн. Для гидропланов планировалось выстроить аэрогидродром.
Перспектива прибрежной части парка, эскиз.
Именно эта часть плана архитекторов 1930-х действительно получила развитие в последующие годы, зотя сам проект Клязьминского загородного парка реализован не был. Уже после войны на тут стали регулярно проводиться парусные регаты, в наши дни здесь также сосредоточено множество яхт-клубов для профессионалов и любителей парусного спорта: "Адмирал", "Буревестник", "Водник" и другие. Пляжный отдых тоже стал популярным в этой местности, правда доступ к купаниям и солнечно-воздушным ваннам ограничивают огромные пробки – вместо парквея на побережье ведет Осташковское шоссе, переполненное автомобилями.
К слову, о дорогах и транспортном сообщении. Отмеченное в проекте второе окружное шоссе, очевидно, реализовалось в виде МКАД, только построена магистраль значительно ближе к Москве. Например, пересечение МКАД с Ярославским шоссе сейчас находится в районе ж/д станций "Перловская" и "Лось", а на схеме 1934 года пересечение предполагалось северо-восточнее станции "Строитель".
Вторая окружная железная дорога, показанная авторами проекта вдоль северного берега Клязьминского водохранилища, и дорога из Сокольнического парка так и остались лишь на бумаге.
Южнее водохранилища предполагались леса, занимающие примерно 50% территории парка. Они разделялись на два массива: западный (у Савеловской ветки) и восточный (у Ярославской ветки). Лес планировалось расчищать и делать доступным – окультуривать. Глядя на современную карту, действительно можно увидеть обширные лесопарки: Пироговский, Хлебниковский, Природный заказник Северный.
Окончание материала читайте здесь.
Фото из архива автора, pastvu.com