16 Апреля Пятница
10 C, ясно

Князь Олег, упокоенный в Осташево

29 Марта 2021 4 минуты Автор: Дмитрий Котов 71
Князь Олег Константинович Романов прожил блистательную, но короткую жизнь. Он олицетворяет классический образ сказочного принца – красивый, с военной выправкой, тонко, чувствующий, благородный юноша императорской крови. Олег Константинович Романов – правнук царя Николая Первого. Его отец – великий князь Константин Константинович, широко известный в начале ХХ века как романтический поэт с инициалами К.Р., а мать происходит из немецких императорских фамилий – Елизавета Августа Мария Агнесса, вторая дочь Морица Саксен-Альтенбургского, в России получившая имя Великой княгини Елизаветы Маврикевны. К сожалению, жизнь юного князя была трагически коротка - он погиб незадолго до своего 22-летия.
Олег был четвёртым из девяти детей в этой семье. Мемуаристы отмечают, что он рос честным и благородным дворянским мальчиком – вёл дневник, в котором укорял себя за маленькие детские провинности, увлекался героическими подвигами своих предков и был горячо верующим человеком.

Получать образование он начал в кадетском корпусе, причём проявлял успехи в основном в гуманитарных предметах. Затем князь пожелал поступить в высшее учебное заведение и начал учебу в Александровском лицее – том самом, в котором учился Пушкин. Таким образом, он стал первым членом императорской фамилии, обучавшимся здесь, и первым же из них, кто до военной службы поступил в гражданское высшее учебное заведение.

najh05xq.jpg

Желание связать биографию с именем великого русского поэта было для Олега не случайным. Молодой человек был серьезно увлечён творчеством поэта, он даже подготовил к печати издание пушкинских автографов и издал его в 1912-м году. Разумеется, князь Олег и сам писал стихи, поэмы, повести и очерки. Некоторые его небольшие стихотворные и прозаические произведения даже были изданы.

В 1913-м году князь Олег стал служить в лейб-гвардии гусарского полка. Когда началась Первая мировая, он отправился на северо-западный фронт. В ту пору военная служба считалась честью для дворянина, особенно столь высокого происхождения, и у молодого человека даже не возникало сомнений в правильности своего поступка. Для него важно было показать, что даже в трудную минуту царская семья стоит на защите государства.

Несмотря на то, что поначалу его представили к ведению полкового дневника, молодой человек рвался на передовую. Кстати, Олег Константинович воевал в кавалерии и сражался верхом, что требовало незаурядного мастерства.

27 сентября 1914 года в ходе стычки с немцами он получил тяжелые ранения и через два дня скончался. 20 сентября (3 октября по новому стилю) отмечался день памяти его небесного покровителя Олега Брянского.

9j170pnu.jpg
Некролог князя Олега Романова в вечерней газете, 1914 г.

По желанию Олега Константиновича он был упокоен в имении Осташево неподалеку от Волоколамска. Усадьба была приобретена его отцом Константином Константиновичем Романовым в 1903-м году. Поэтически настроенный Великий князь таким образом решил удалиться от столичной суеты.

В воспоминаниях местных жителей осталось похоронная процессия, которая протянулась от от железнодорожной станции Волоколамск до Осташева. Местные жители любили красивого доброго юношу и искренне переживали его гибель.

Место для собственного захоронения князь Олег избрал при жизни – в соответствии с его тонко чувствовавшей душой: высокий обрывистый холм, окруженный высокими деревьями, откуда открывался вид на изгибы руки Рузы, безбрежные поля и далёкий лес…

64532312.jpg

Храм-усыпальницу, которую предполагали освятить в честь преподобных Олега Брянского и Серафима Саровского, начали строить после похорон князя. Для этого был приглашен знаток русских русских древностей, статский советник Сергей Смирнов, ранее уже управлявший другими строительным процессами семьи Константинович. Его партнером стал академик архитектуры Марьян Перетяткович. Эти прекрасные специалисты уже работали вместе, возводя храм-памятник Спаса-на-Водах в Санкт-Петербурге и церковь в честь святой Ольги под Псковом, творческий тандем виделся великокняжеской семье весьма удачным.
Небесный покровитель князя, Святой Олег Брянский, тоже был личностью романтического склада: князь и воин по рождению, он отрекся от сражений и титула, приняв иночество.
Скорее всего, именно в Псковских Выбутах Перетяткович подсмотрел идею Осташевского храма, ведь он очень похож на тамошнюю церковь во имя Илии Пророка, построенную в традициях псковского храмового зодчества XV века. Одноглавый, четырёхстолпный, лаконичный по своим формам, он был дополнен не типичной для наших мест колокольней, а двухпролетной звонницей, которая для современного человека скорее окажется похожа на фрагмент крепостной стены.

Строительство храма начали в июне 1915 года. Для фундамента брали местный природный камень – в основном из Новлянского. Кирпич применялся осташевский – инженеры признали его качественным, прочным и наиболее соответствующим поставленным задачам.

Поскольку на месте захоронения тела Олега Константиновича должно было вестись строительство, останки временно перезахоронили в усадебном парке.

Храм строился на средства жертвователей, которыми стали родители князя Олега, члены великокняжеской семьи, представители других царских династии Европы и различные частные лица. Общественность, как сказали бы сейчас, живо откликнулась на трагическое событие. Псковская художественно-промышленная школа вызвалась бесплатно выполнить керамические и мозаичные работы для нужд храма силами обучающихся. Поскольку планировалось соблюдать идентичность древнерусского стиля, интерьеры также должны были быть характерными, обилие изразцового творчества, ярко оформлены печи в ярославском духе. В древнерусском стиле планировался и грубо-монументальный каменный резной крест, похожий на Святославов, установленный у самой гробницы.

765.jpg
Фрагмент разрушенной звонницы. 1980-е.

Древность соседствовала с современностью: церковь предполагала быть отапливаемой, в помещении под звонницей собирались поставить котёл, а в стенах храма запланировали ниши для батарей. Проем для вноса котла оставили в цоколе звонницы и впоследствии заложили, оставив нишу, которую можно увидеть и сейчас.
Кстати, по соседству с Осташевым, на территории нынешнего Волоколамского городского округа, размещается ещё одна усыпальница – это место упокоения графа Захара Чернышёва, вокруг которой существует немалое количество легенд – в частности, до сих пор не ясна судьба великолепного надгробия в форме пирамиды в тёмной мраморный облицовке, со скульптурами и портретными изображениями в античном стиле.
Планировалось построить не просто усыпальницу, а настоящий памятник воинской славы и жертвы Отечеству. Более того, это должен был быть своеобразный музей с памятными предметами, принадлежавшими князю, и документами о строительстве храма.

Перетяткович любил творить в стиле домонгольского зодчества или использовать мотивы псковской архитектуры. При этом он старался максимально соблюдать историчность, не допускать эклектики и откровенной "клюквы". Особое внимание уделили проектированию иконостаса: вариантов было как минимум шесть: низкий с мозаикой или высокий без мозаики разных видов. Иконы для убранства храма производства товарищества "П.И. Оловянишникова сыновья" также стилизовали под старину. В числе размещаемых в храме икон планировалось использовать образы покровителей семьи Великого князя и местночтимых святых, например, Николая Можайского. Также планировалось и символическое оформление парковой территории. Тропинка, которая вела от усадебного дома, шла к южному боковому фасаду храма, и для того, чтобы оформить подход к главному фасаду, спроектировали дорожку в виде трилистника, символа Святой Троицы.

235245245.jpg
Храм в Осташево, наши дни

Завершилась работа над храмом летом 1916 года. А в марте 1917-го финансирование прекратилось. Потом грянула революция. Тело князя так и не удалось перенести в усыпальницу. Более того, в поисках золотой шашки, с которой якобы он был похоронен, могилу неоднократно оскверняли.
Те, кто хорошо знаком с легендариумом Московской области, сразу проведут параллель с захоронением генерала Ивана Дорохова в не столь отдалённой от Волоколамска Верее. Генерал был награждён золотой шпагой за освобождение этого города, и по преданию, вместе с ней его и похоронили. В советское время гробницу Дорохова в Рождественском соборе взламывали в поисках этой шпаги.
В 1920-м году князь Олег Константинович Романов был перезахоронен на противоположной стороне реки Рузы, на старом кладбище у храма святого Александра Невского. 10 лет спустя церковь разрушили, а кладбище оптимизировали под частную застройку. Сейчас уже не представляется возможным отыскать останки князя, но дух его незримо осеняет собою эти великолепные места.

Что касается храма, то до наших дней он дошел полуразрушенным. Уже в двухтысячные годы он был восстановлен силами местных жителей и духовенства, но пока так и не прошел чина освящения.

Фото: hramolega.prihod.ru, sobory.ru, rusmuseumvrm.ru

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее