Онлайн-подписка на 2021 год
Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» ПодробнееКняжищево-Петровское: и жизнь, и слезы, и любовь…
23 Декабря 2020
4 минуты
153
Это место в 35 километрах от Москвы имеет несколько названий: усадьба Петровское-Алабино, Петровское-Княжищево или просто Княжищево. Некогда здесь располагался роскошный усадебный комплекс-монплезир: главный дом, напоминающий парковый павильон в стиле классицизма, флигели, парк. Однако уже более ста лет усадьба разрушается. Попробуем посмотреть на уходящую натуру.

БЫЛОЕ И ДУМЫ
В XVII веке близ нынешнего села Петровского располагалась пустошь, именуемая Княжищевой, приписанная к селу Ильинскому Московского уезда Гоголева стана, вотчина Боровского Пафнутьева монастыря.
В начале XVIII века сельцо Княжищево было пожаловано указом царя Петра Первого вице-канцлеру Петру Павловичу Шафирову, происходившему из выкрестов. Шафиров руководил почтовым ведомством, был обвинен в злоупотреблениях служебным положением и едва не казнен – палач уже занес топор, но голову рубить не стал – царь заменил смертную казнь на ссылку в Сибирь. Впрочем, и ссылка была недолгой, у Шафирова вполне хватило времени на благоустройство усадьбы. Он испросил у царя разрешение построить церковь Петра Митрополита – во имя своего небесного покровителя и возвел ее уже спустя год – небольшую, деревянную, без приделов и "без пения" – зато разноцветно окрашенную снаружи и внутри. К церкви прилагались деревянные хоромы с шестью светлицами. С момента строительства храма местность стала именоваться по храму – Петровским.

Петр Павлович Шафиров
Спустя 20 лет сын и наследник – Исайя Павлович – возвел вместо обветшавшего храма новый, тоже деревянный, с приделом во имя "своего" святого: Исайи, Ростовского чудотворца.
Значительный расцвет усадьбы относится к периоду, когда ею владела семья промышленников Демидовых – тех самых, родоначальников горнодобывающей отрасли на Урале.
Роскошный дом с колоннами был выстроен для третьей жены Акинфия Демидова – Александры Евтихиевны. Монплезиры в европейском стиле тогда были последним писком моды – в такой усадьбе, утопающей в зеленых насаждениях, было положено проводить долгие часы исключительно в удовольствиях. Впрочем, барыня была не только элегантна, но и хозяйственна: в усадьбе выращивали птицу, овец, и не только для собственных нужд, но и на продажу в лучшие дома столицы. Располагался здесь и "эко-уголок", почти современный – с холеными маралами и американскими оленями.

Дворец до постановки на государственную охрану. Фото МАА (до 1924 года)
АРХИТЕКТУРНАЯ ЗАГАДКА
В числе возможных архитекторов усадьбы называются разные имена. Больше всего историки архитектуры склоняются к тому, чтобы приписать ее авторство Баженову или Казакову. Фамилию "Казаков" прочитал знаменитый реставратор Игорь Грабарь на торце закладного камня в цокольном этаже дворца. Там же был обозначен год начала постройки – 1776, а также имя заказчицы и ее супруга. В то же время центричная композиция усадебного ансамбля не характерна для творчества Казакова. Более того, мастер никогда не упоминал роскошную усадьбу в числе своих проектов.
Так в этой истории возникла фамилия Баженова, который, по мнению Грабаря, и разработал проект дворца, будучи хорошо знаком с владельцем усадьбы. Римские мотивы характерно отражены в проекте собственного дома Баженова. Также сходные архитектурные мотивы были замечены в павильонах Инженерного замка, созданных им в 1792-м году в Санкт-Петербурге. Также главный дом имеет сходство с петербургской усадьбой Демидовых авторства Ивана Старова.

Один из сохранившихся флигелей
Сейчас здесь можно увидеть остатки дворца с колоннами, флигели, в одном из которых пытался создать музейную экспозицию потомок князей Мещерских. В руинах лежит и церковь Петра Митрополита, а на другой стороне улицы располагается действующая Покровская церковь постройки конца XIX века. Регулярный и пейзажный парки изрядно заросли, чугунные скульптуры, отлитые на заводах Демидовых не сохранились. Гостей встречают хмурые остроконечные обелиски у входной группы. Можно побродить здесь, соблюдая все меры предосторожности, и сделать несколько фото на фоне тлена и уныния.

Вид на руины главного дома и обелиски въездной группы
А приехав домой, прочитать мемуары княгини Екатерины Мещерской, которая после революции недолго жила в одном из усадебных флигелей и вспоминала:
"Недаром Петровское названо уникальным: в центре его стоял редкой красоты дворец, сложенный из белого камня. Он был украшен шестнадцатью большими колоннами и — на своих четырех портиках — восемью малыми. Летом и зимой ослепительно сиял его купол, покрытый белой медью. К главному входу подводили с двух сторон широкие веерообразные лестницы. Их, точно стражи, охраняли фигуры сфинксов и разъяренных львов с поднятой лапой".
Фото: NVO/Wikipedia.org, DonSimon/Wikipedia.org, Krassotkin/Wikipedia.org