29 Ноября Понедельник
2 C, пасмурно

Кого озарит свет “Звезды Театрала”?

18 Ноября 2021 5 минут Автор: Даниил Коломийчук 30
В начале декабря на сцене театра имени Евгения Вахтангова в Москве традиционно пройдет церемония вручения премии “Звезда театрала - 2021”. Это единственная российская награда в сфере театрального искусства, обладающая статусом независимой Премии зрительских симпатий. В театральной среде эту премию воспринимают как символ непредвзятой оценки и общественного признания, ведь её лауреатов определяет самое массовое и пристрастное жюри - зрительская аудитория. Номинируют и отбирают понравившиеся работы сами зрители, так что для театров, актеров и режиссеров попадание в премиальный список часто оказывается сюрпризом.
В этом году в шорт-лист конкурса попали три подмосковных театра в четырех номинациях. Антон Хабаров из Московского Губернского театра выдвинут в номинации “Лучшая мужская роль второго плана” - зрителям полюбилось его исполнение роли Михаила Львовича Астрова в “Дяде Ване”. Чеховские “сцены деревенской жизни в двух действиях” были впервые поставлены в МГТ в декабре 2020 года - в год 160-летия со дня рождения Антона Павловича. Режиссером спектакля выступил художественный руководитель театра Сергей Безруков, он же исполнил роль дяди Вани - Ивана Петровича Войницкого. Хабаров в роли Астрова, по словам Безрукова, это лучший Астров, которого он видел, попадающий в роль и по возрасту, и по внутреннему миру. И смешной, и трагичный Астров вызывающе современен и, как считает сам Хабаров, может шокировать зрителя.

A9R1b8bb5x_1jbmepb_4qw.jpg

Разочаровавшийся в жизни, почти разложившийся внутренне, злоупотребяющий выпивкой - такое прочтение знакомого образа встретить на сцене можно не часто. Спектакль, по словам Хабарова, почти не дает надежды. Астров появляется перед зрителем не лишенным благородства, в ослепительно белом костюме, но ломает это впечатление так бескомпромиссно, что многие в зале недоумевают - а тот ли спектакль они продолжают смотреть. По словам актера, он долго готовился к роли доктора, просмотрев записи множества спектаклей. Самым близким в роли Астрова Хабарову показался Олег Борисов, тоже не боявшийся произвести на публику неприятное впечатление. То, что роль удалась самому Хабарову, зрители подтвердили, выдвинув актера на “Звезду театрала”. Так ли страшен топящий свою боль и отчаяние в запое Астров, можете оценить сами, купив билеты на спектакль.

Московский Губернский театр и его худрук засветились в еще одной номинации: “Лучшая роль театрального актера в кино”. Сергей Безруков был выдвинут на нее за роль Федора Эйхманиса - начальника Соловецкого лагеря особого назначения в исторической драме "Обитель", снятой Александром Велединским по роману Захара Прилепина. Восьмисерийный сериал, премьера которого состоялась весной 2021 года на “Россия-1”, повествует о драматических страницах советской истории - жизни заключенных на Соловецких островах в конце 1920-х годов. Один из зеков влюбляется в чекистку Галину, сожительствующую с начальником лагеря, она отвечает ему взаимностью…

971423.jpg

Роль Эйхманиса, того самого начальника, человека предельно жестокого и хладнокровного, но уверенного, что он строит “новую цивилизацию”, Безрукову, по его словам, далась тяжело и стала одной из самых непростых ролей в карьере. Сложности добавляло и то, что Эйхманис-Эйхманс - реальная историческая фигура. Первый начальник ГУЛАГа, как и многие ему подобные, и сам не избежал репрессивных жерновов и был расстрелян как сообщник врага народа в 1937-м. Играя “демона революции”, Безруков пытается логически понять своего героя, объяснить мотивацию его поступков, найти правду, по которой Эйхманис строил свою жизнь. Разобраться в психологии палача, да еще и идейного, формирующего, как ему кажется, из лагерной пыли и грязи граждан новой цивилизации, задача непростая.

В номинации “Лучший любительский театр” в шорт-лист премии попал Народный коллектив “Театр-студия “Артель” из Подольска. Как рассказала художественный руководитель и режиссер театра, заслуженный работник культуры Московской области Ольга Огонькова, новость о номинации стала для всех приятной неожиданностью. Театр образовался в 1996 году в подмосковном Климовске (сейчас это один из микрорайонов Подольска) и в этом году отмечает свой 25-летний юбилей. В основном составе “Артели” играют около 30 взрослых актеров, также при театре работают студия "Артель. Молодежь" и детский коллектив - образцовый театр "Подмастерья", своеобразный актерский инкубатор.

DSC_2291.JPG

Выросшие дети оттуда попадают прямиком в основной коллектив, либо идут по театральной тропе дальше. Сейчас “Артель” выпустила группу, занимавшуюся в студии с четырех лет. “Оперившиеся” ребята поступили во ВГИК, ВТУ им. М.С. Щепкина, МГИК. “Артель” работает на базе подольского Дома культуры ЗИО. В репертуаре - проверенная временем классика: три пьесы Островского, “Сон в летнюю ночь” Шекспира… Но визитная карточка театра - проект “Три дня с автором”. Для того чтобы зрители, особенно молодежь, лучше поняли и прочувствовали реалии пьесы, устраивается своеобразное “погружение” - три дня отданы путешествию в быт того времени, в биографию автора, в исторические детали. В итоге на сам спектакль ребята приходят уже подготовленными.

lepOuIxzmjY.jpg

В этом году, по понятным причинам, героем “Трех дней” стал Федор Михайлович Достоевский. В “Трех романах Федора Достоевского” речь пойдет не только о книгах писателя и романах сердечных, но и о романах с Россией, романах с игрой... После “Трех дней” спектакль остается в репертуаре театра. Не забывают в “Артели” и о совсем юных зрителях. Детские спектакли - “12 месяцев” Маршака, “Три толстяка” Олеши, “Фея Изумрудного города” Сухинова - многолюдные и, как смеясь говорит Ольга Огонькова, многонаселенные: дети в них играют наравне со взрослыми, учатся существовать на сцене. О том, что “Артель” попала в список финалистов премии, в театре узнали случайно. Независимо от решения жюри - это уже важный жест признания.

2020 год был годом ограничений: антиковидная повестка внесла свои коррективы в работу не только театров, но и всех учреждений культуры Подмосковья. Многие театральные коллективы области были вынуждены согласиться с правилами игры и уйти в онлайн-проекты - единственную доступную форму взаимодействия со зрителем. Мытищинский театр драмы и комедии “ФЭСТ” придумал онлайн-проект “Капустный сад” - серию видеороликов, рассказывающих об истории театральных капустников. Автор проекта - заслуженный артист России Антон Кузьменко - рассказал “Атмосфере”, что “Сад” задумывался еще до пандемии.

maxresdefault.jpg

“Скопилась масса разрозненных видеоматериалов и, в общем, было два пути: либо просто это все архивировать, либо пытаться публиковать. Вот я и решил, что лучше это выдавать маленькими порциями, а не часовыми кусками”, - рассказал Антон. В проекте заняты практически все актёры театра и даже некоторые технические работники и персонал, одним словом все, кто когда-нибудь участвовал в капустниках. “Я думаю, для меня и для всех актёров это возможность запечатлеть и поделиться со зрителями ещё одной стороной нашего творчества, которая чаще всего большому кругу людей не видна и неизвестна”, - отметил автор проекта. “Капустный сад” выдвинут на “Звезду театрала” в номинации “Лучший арт-проект онлайн”.

Кому достанется главный приз "Звезды театрала" - фарфоровый мим в черном костюме, держащий в руках золотую звезду, мы вскоре узнаем. Но, уверены, подмосковные театры в истории премии ждет еще не одна заслуженная победа!

Фото: Московский Губернский театр, Театр-студия “Артель”, film.ru, otchiykray.ru

Онлайн-подписка на 2022 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее