15 Августа Суббота
17 C, пасмурно

Кок из Подмосковья, служивший с легендарным Маринеско

24 Июля 2020 4 минуты Автор: Евгений Голоднов 157
Кто сказал, что русские повара плохо воевали во время военных действий? Хотя, в нашем случае речь пойдет не о поваре, а о коке, потому что лодка, на которой служил наш герой-земляк Тимофей Кондратов из подмосковной деревни Юркино – подводная, легендарная. С номером "13"!
Судя по архивным документам, 29 сентября 1940 года в дом Кондратовых в деревне Юркино бывшего Орехово-Зуевского района (теперь – Орехово-Зуевского округа) Московской области пришла повестка из военкомата. Призвали одного из трёх братьев Кондратовых - старшего, 19-летнего комсомольца Тимофея. До армии паренёк трудился в колхозе с родителями.

Сначала в Красной армии Тимофей обучался специальности радиста. Деревенскому пареньку выпало служить на флоте, на новенькой подводной лодке С-13 в Балтийском море. Предназначалась подлодка для Северного флота, но дооборудование ее было завершено только в августе 1941 года, так что экипаж перенёс все тяготы блокады вместе с многострадальными ленинградцами. До осени 1942-го экипаж лодки готовил корабль к походу, отбивал воздушные налёты и, самое главное, тренировался. 

В свой первый боевой поход советская подводная лодка вышла осенью 2 сентября 1942 года. Первая встреча с врагом произошла вблизи Хельсинки, где субмарину атаковали финские катера. Прорвавшись через вражеские патрули, днём 11 сентября 1942 года лодка вышла на боевые позиции в Ботническом заливе северной части Балтийского моря. 

Советских подлодок здесь ещё не было. Вскоре нашим морякам удалось потопить два финских транспорта, идущих с грузом в гитлеровскую Германию. Третье судно пришлось расстреливать из орудия. Парусно-моторная шхуна, хоть и сумела выброситься на берег, но выгорела полностью.

Т.А. Кондратов.jpg
Тимофей Кондратов

Возвращаясь из похода 15 октября 1942 года С-13 была замечена и атакована финскими сторожевиками. От близких разрывов глубинных бомб вышли из строя гирокомпас и эхолот, заклинило вертикальный руль, треснули баки аккумуляторов, в лодку начала поступать забортная вода. Пришлось лечь на грунт и в течение шести часов устранять повреждения. Исправить руль глубины так и не удалось, так что дальше в пути управлялись лишь электромоторами, но до родной базы дошли. 

Наш земляк Кондратов проявил себя как умелый артиллерист, в этом походе он способствовал потоплению трёх вражеских транспортов общим водоизмещением 25000 тысяч тонн. Да и, как единодушно отметила команда, питание кока Кондратова всегда было вкусное и качественное. При этом в условиях строгой экономии электроэнергии коку удалось сократить время приготовления еды в два раза. Поэтому 26 октября 1942 года грудь старшего краснофлотца Тимофея Кондратова справедливо украсил орден Красной Звезды.

Заметим, что кок на подлодке - это совершенно не то, что повар в дивизионной столовой. Помещения лодки маленькие, для камбуза выделен крохотный закуток, с трудом можно только повернуться. Плита электрическая, а электричество здесь берегут, ведь под водой лодка движется на электромоторах, да и все приборы обеспечения тоже нуждаются в энергии. Всплыть для зарядки электробатарей в тылу врага можно не всегда, поэтому в экстренных случаях камбуз отключается в первую очередь. А команду кормить надо всегда. Да и по боевому расписанию кок на лодке типа "Средняя" входит в состав артиллерийской команды, а в подводном положении лодки он вместе со всеми участвует в аварийных работах. Так что кок на подводной лодке личность не менее героическая, чем торпедисты или артиллеристы.

В 1943 году во время артобстрела Ленинграда, Кондратова контузило - из-за этого у краснофлотца произошла частичная потеря слуха… В апреле 1943 года (до сентября 1945 года) командиром С-13 становится капитан 3-го ранга Александр Маринеско, будущий Герой Советского Союза. Он готовит лодку к новому походу, но в 1943 году немцы плотно перекрыли выход из Финского залива минными полями и противолодочными заграждениями. Потеряв несколько подлодок, советское командование отменило подводникам все выходы в море. Только после выхода из войны Финляндии наш подводный флот на Балтике вновь смог выходить на охоту. 

pkrydzvz.jpg
А.И. Маринеско

1 октября 1944 года С-13 вышла в свой очередной боевой 43-суточный поход. Вскоре после возвращения, 26 ноября, Тимофея Кондратова наградили медалью Нахимова "за умелые, инициативные и смелые действия, способствовавшие успешному выполнению боевых задач…". 

В третий раз команда под руководством Александра Маринеско вышла в море 11 января 1945 года. Сначала лодке не везло, все встреченные транспорты либо очень хорошо охранялись, либо проходили вне зоны поражения. Наконец, 30 января в перископе появился большой корабль, быстро уходивший вдаль. Чтобы не упустить и его, Маринеско приказал догонять цель в надводном положении. Но только лишь форсировав двигатель лодки до предела, советским подводником удаётся выйти на дистанцию торпедного выстрела. После трёх полученных в борт торпед немецкое судно быстро затонуло. После взрывов опомнились и корабли немецкого эскорта. Чтобы их запутать, Маринеско уводит лодку в сторону берега и ложится на грунт. Расчёт оправдался, С-13 так и не нашли. 

Следующая удачная атака произошла 10 февраля 1945 года. Маринеско был уверен, что в этот раз он потопил немецкий крейсер "Эмден". Уже по возвращении стало известно, что первый потопленный транспорт это лайнер "Вильгельм Густов", а второй - не крейсер, а тоже транспорт - "Генерал Штойбен".

Лайнер "Вильгельм Густов" - десятипалубное круизное судно. До войны он использовался как плавучий дом отдыха, а с 1940 года был переоборудован под учебное судно-казарму дивизии подводного флота Германии. В 1945 году на нём вывозили из осаждённого Данцига всех, кого немецкое командование желало спасти от русского плена. Так как погрузка на эвакуацию была поспешная, точное количество пассажиров неизвестно. По разным данным, при потоплении погибло от пяти до десяти тысяч человек, в том числе курсанты училища подводного плавания и нацистские функционеры с семьями. На втором транспорте "Генерал Штойбен" пытались уйти от возмездия более трёх тысяч гитлеровцев, из них спаслись в десять раз меньше - около трёхсот. 

С-13.jpg
Рубка подводной лодки С-13, установленная на территории нижегородского Кремля.

Внушительные потери от атак С-13 по-настоящему взбесили Адольфа Гитлера и он объявил Александра Маринеско своим личным врагом. 

Советская подлодка успешно вернулась домой после тяжёлого зимнего 37-суточного похода. За боевые достижения в походе нашего Кондратова удостоили ордена Отечественной войны II степени. В приказе командира Маринеско от 20 февраля 1945 года говорилось, что Тимофей Кондратов проявил себя смелым, стойким и мужественным воином. Несмотря на большие штормы, он отлично справлялся со своими непосредственными обязанностями и способствовал потоплению фашистских крейсера и лайнера водоизмещением 20 тысяч тонн.

Считается, что С-13 вместе со своим командиром и экипажем стала самой результативной боевой единицей из всех подводных сил СССР за Великую Отечественную войну. Что же касается несчастливого номера "13", то из всех лодок этой серии на Балтике только она осталась в строю до конца войны, остальные, увы, погибли.

9 мая 1945 года в латвийском городе Лиепая вместе с сослуживцами легендарной подводной лодки Тимофей Кондратов тепло отметил день Победы. Тогда же вышел приказ о награждении боевого кока медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг".

Супруги Кондратовы.jpg
Супруги Кондратовы

Служба героя-земляка Тимофея Кондратова в ВМФ СССР завершилась 10 декабря 1945 года. Он с победой вернулся в родное подмосковное Юркино. Долгой и счастливой была жизнь Тимофея Алексеевича и в супружестве. Его боевая верная подруга Ксения Демьяновна была родом из донбасской Горловки, и тоже - участником Великой Отечественной войны, награждена боевыми медалями и орденами.

К рассказанному добавим, что, помимо Тимофея, в Военно-Морском флоте СССР доблестно служили два его родных брата – Иван и Виктор. Иван Алексеевич был призван на службу в октябре 1944 года и до апреля 1951 года находился во флоте, участвовал в экспедиции по Северному морскому пути от Ленинграда до Владивостока. Виктор Алексеевич служил на Балтике, занимался в том числе обезвреживанием акватории от неразорвавшихся мин, оставшихся после войны.

Памятники экипажу подводной лодки С-13 находятся в Кронштадте, в Одессе, на родине Маринеско, и в Михайловске (Ставропольский край). А на территории Нижегородского кремля можно увидеть рубку подводной лодки С-13 в память о том, что эту легендарную ПЛ изготовили на нижегородском заводе "Красное Сормово".

Евгений Голоднов, член Союза краеведов России, г. Орехово-Зуево. Фото из архива автора.


Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее