13 Мая Четверг
14 C, ясно

Колоцкий Успенский женский монастырь

14 Апреля 2021 3 минуты Автор: Дмитрий Котов 48
Этот монастырь находится почти на самой границе Московской и Смоленской областей. Еще в начале XX века он относился к Гжатскому уезду. А во времена, когда он создавался, смоленская земля и вовсе была другим государством, она относилась к Литовскому княжеству. Давайте же погрузимся в темные воды истории в поисках жемчуга истины.
Все началось с обретения чудотворной Колоцкой иконы Божией Матери. Она была явлена в 1413 году – тогда Русь только воспряла после победы над Ордой.

История явление иконы такова: бедный крестьянин Лука из села Колочи увидел ее в лесу на дереве и принёс домой. Благодаря этой иконе стали исцеляться болящие не только в Колочах, но и в соседних деревнях.

Лука отправился с образом по российским городам, и за исцеление брал мзду. Вернувшись в родную Колочь, он построил церковь Рождества Пресвятой Богородицы, где и поставил чудотворную икону. Но сам он не исцелился – прежде всего, духовно. Праведную жизнь не начал, погряз в роскоши, начал пить и дебоширить.

Однажды мимо проезжали ловчие можайского князя Андрея, поймавшие на охоте медведя. Лука, утративший всякую адекватность, приказал выпустить зверя у себя во дворе. Медведь сильно потрепал его. Тут и настал момент раскаяния. Лука передал все накопленные средства можайскому князю, и тот, известный своим благочестием, построил в Колочах монастырь во имя Успения Божией Матери. Раскаявшийся Лука постригся в монахи и провел в обители всю оставшуюся жизнь. А повесть о нем стала памятником древнерусской литературы XVI века.

vnfhpbm1.jpg
Сергей Прокудин-Горский. Вид на Колоцкий монастырь. 1911 г.

Икона Колоцкой (Колочской) Божией Матери – святыня не только можайских, но и московских, калужских, смоленских земель.
"в некоемъ месте обрете икону Пречистыя Богородицы, держашу на руце Младенец Господа Бога нашего Исуса Христа. Со единыя страны иконы тоя на затворце образ Николы чюдотворца, а з другую — Илии пророка"
Икона изображает не только Богородицу с младенцем на руках. Рядом с нею находятся почитаемые русским народом святитель Николай Чудотворец и пророк Илия. По правую сторону стоит Иоанн Предтеча: по левую – Симеон Богоприимец, Также на иконе изображены Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Нашлось на ней место местночтимым святым: это чудотворцы Пафнутий Боровский и Авраамий Смоленский. Это еще раз подтверждает, что икона создавалась в значительное для страны время объединения земель и сама выполняла объединяющую роль. Вокруг него сплотились жители близлежащих Можайска, Гжатска, Вереи, Боровска – тех городов, которые создавали мощный заслон на русско-литовской границе.
Колоцкая икона Божией Матери сопровождала царя Ивана Грозного в походе против Полоцка в 1563-м году.
В наши дни вряд ли удастся восстановить прежний облик монастыря, ведь в Смутное время он был практически полностью разрушен поляками и позже восстановлен уже с гораздо меньшим размахом.

Колочская-икона-Божией-Матери-главная-святыня-монастыря.jpg
Колочская икона Божией Матери - главная святыня монастыря

Самая древняя церковь обители – Успенская, она относится к середине XVII века. Точнее, к этому времени относится основной кубический объем здания с небольшими окнами и монументальными стенами, на которых хорошо различимы полукруглые своды – закомары.

Масштабное строительство в монастыре развернулось в середине XVIII века. Именно тогда Успенский собор обрел новый барабан и главу, а также приделы во имя пророка Илии и святителя Николая – как на иконе. Появилась здесь каменная ограда и четырёхъярусная колокольня, которая имеет характерные барочные черты.

В 1812-м в окрестностях монастыря развернулись боевые действия. Здесь расположились русские войска, которые готовились к решающему сражению с армией Наполеона. С монастырской колокольни Кутузов осмотрел предстоящие поле боя, однако позиция на болотистых берегах была признана невыгодной, и армия двинулась к Бородину.
В окрестностях монастыря воевал знаменитый "летучий гусар" Денис Давыдов, в честь его триумфального боя с французами здесь установлена мемориальная доска.
И снова горел монастырь, и снова был разрушен, однако вновь восстановлен. До времени безбожия оставалось еще сто лет.

В начале XX века монастырь упразднили. Здесь располагалась коммуна бедноты. Монастырские стены эта самая беднота разобрала для строительства домов. Затем постройки монастыря были переданы интернату для детей с нарушениями слуха, и только Успенский собор до 1934 года оставался приходским храмом для окрестных деревень. Потом закрыли и его. Верующие могли молиться в Рождественской церкви соседнего села Суконники (Суконниково). Туда же перенесли и Колоцкую икону Божией Матери. В 1937-м году власти закрыли и этот храм. Икона была перенесена в Гжатск, её хранили сначала в частных руках, потом в Вознесенском соборе. В 1970-х она была утрачена.

hq8md1y5.jpg
Жак Дюпакье. Руины Колоцкого монастыря. 1964 г.

В годы Великой Отечественной войны в монастыре располагался госпиталь. На территории обители расположена братская могила, в которой покоится больше 700 человек, и лишь малая часть их имён известна. После войны в монастыре находились сельская школа, родильный дом, больница, сельсовет и библиотека.

От полного разрушения монастырь спасли реставраторы Николай Иванов и Юрий Мосунов. Благодаря совместной работе музейщиков и архитекторов удалось признать комплекс Колоцкого монастыря памятником архитектуры федерального значения. В 1980-е годы он являлся частью Бородинского музея-заповедника и лишь в 1993-м году снова начал функционировать как центр духовного притяжения – теперь в формате женской обители.

hqboq0x8.jpg
Колоцкий монастырь. Наши дни

Вернулась в монастырь и чудотворная икона – точнее, ее список. В XIX веке он был собственностью местного церковного старосты, а потом по наследству перешел к его правнуку – сотруднику НИИ Киноискуства Владимиру Михайлову. Михайлов завещал своей дочери вернуть святыню монастырю. На дворе стояли 1990-е, интернета в его современном изводе еще не было, и женщина поехала в Можайские края наобум. Каково же было ее удивление, когда она с первого же раза попала именно в нужную ей обитель.

Сейчас в монастыре ведётся активная хозяйственная деятельность. Помимо молитвенных трудов, прилежные сестры занимаются сельским хозяйством и делают вкуснейшее молоко и молочные продукты, которые можно приобрести в церковной лавке. Здесь рады паломникам и туристам, которые готовы на полчаса свернуть с "минки", чтобы погрузиться в историю.

Фото: prokudin-gorsky.org, kolockiy.cerkov.ru

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее