23 Августа Пятница
+ 21,5 C, Облачно

«Коронованные» храмы

24 Мая 2019 16 минут Автор: Сергей Степанов 351
Мы часто смотрим и не видим, слушаем, и не слышим, прикасаемся и не чувствуем. Таковы особенности человеческого восприятия... Но есть здесь позитивный момент, дарующий нам возможность внезапно ощутить дуновение неведомого, возникшее от уже известного. Это сродни открытию или озарению. Посещая храмы десятилетиями, пристально ли вглядываемся мы в ставшую привычной атрибутику церковных реликвий, многие из которых наполнены особым смыслом? Отмеченные Божией благодатью, несущие в себе добродетели и лучшие национальные черты народа, они словно рассказывают нам о глубокой древности, о важнейших событиях и великих именах, сопряжённых с историей храмов. Отличительный символ некоторых из них – царская корона на кресте. И оказывается, их, коронованных храмов, немало...
Многовековая история Руси наиболее зримо представлена в памятниках зодчества. Большую часть архитектурного наследия составляют церковные памятники – соборы и храмы. Они определили неповторимый облик многих российских городов, которыми и поныне гордятся их жители, восхищаются туристы.

Интерес к венчающим храмы крестам на Руси появился давно. Толкованием происхождения отдельных деталей купольных крестов занимался ещё преподобный Максим Грек.

Проведённые исследования подтверждают, что корона венчает крест в знак того, что кто-либо из царских особ был вкладчиком храма, влиятельный вельможа или представитель царствующего дома становился его попечителем. Православные надкупольные кресты могут завершаться венцом, который олицетворяет венок славы Христовой.

Известный деятель русской православной церкви архиепископ Макарий (Миролюбов) в своём труде «О форме крестов на главах храмов и колоколен» ещё полтора столетия тому назад писал: «… На некоторых храмах поверх крестов имеются короны. Но короны эти, как думают, приделаны только к тем храмам, которые находились в особенных отношениях к коронованным лицам».

Однозначного ответа о причинах появления короны на надкупольном кресте пока не найдено. По мнению многих, в том числе и автора, «корона венчает надкупольный крест в знак того, что храм возведён по царскому указу и на пожертвования из царской казны». Вместе с тем, существуют и другие объяснения (преимущественно богословского характера) появления таких корон. Несомненно, изложение всех существующих точек зрения и их анализ сделали бы выводы на этот счёт более убедительными.

Приобщение к «биографии» любого такого храма – это непременное познание значимых вех развития русской истории, культуры и православия.

ф. 5. Павл. слобода.JPG
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Павловская слобода

Дивный, будто из сказки, встаёт пред вами белокаменный собор Благовещения в подмосковном селе Павловская Слобода – семиглавый, увенчанный редкими по красоте ажурными крестами, на главном из которых – царская корона. Золотые херувимы окружили животворящий крест, невидимо трепещут они крылами в недосягаемой высоте, славят Господа. Четыре главы с золотыми звёздами по синему, а центральная – самая большая, покоящаяся на барабане с узкими окнами-бойницами, – ослепительно золотом сияет, солнышком обласканная. Массивный храм кажется чрезвычайно лёгким, пронизанным воздухом и светом. Торжественный, исполненный величия, царственный даже, он пленяет взор, не отпускает от себя. И в душе рождается вздох облегчения: вот она, красота, которая спасёт мир. Его история насчитывает более 350 лет.

Впервые Павловская Слобода упоминается в грамоте великого князя всея Руси Ивана III в 1504 году. Там неоднократно бывал государь Алексей Михайлович, присутствовал на богослужениях, трапезничал, отдыхал в колокольне, где на двух этажах размешены покои. История сохранила свидетельства посещения храма царём Фёдором. Здесь же молились царевна Софья и Пётр I. А зачинателем храма в Павловской Слободе был Борис Иванович Морозов – дядька молодого царя-реформатора, воспитатель и ближайший его сподвижник.

Возможно, внимание к этому храму, попечительство столь влиятельных особ и обусловило водружение на его купол кованного креста с изображением Серафимов – Бесплотных Сил Небесных, ангелов-хранителей – посланцев Божиих, «восьмёрки» в средокрестии – «замочной скважины», отворяющей двери в рай, и короны – украшения, указывающего на возведение церкви по царскому указу или на казённые деньги.

Стереть из памяти человеческой небольшой, ничтожный эпизод пройденного пути – все равно, что изъять фрагмент из несущей стены: всё строение может дать крен, а то и вовсе разрушиться. А потому главное – не испортить, не навредить, не пытаться превзойти зодчих древности, но уподобиться им.

Вот почему нынешние творцы, воссоздавая дух старины, вслушиваясь в музыку архитектуры древних строений, посильно помогают нам влиться в культурно-исторический поток, стать частицей и приобщиться к национальному наследию. Следуя лучшим традициям, на территории храма Благовещения в Павловской Слободе возвышается ныне новодел – храм в честь Царственных Страстотерпцев.

ф. 4. крест хр. Царственных Страстотерпцев в Павловской Слободе, Истринский р-н. Моск. обл..JPG
Крест храма Царственных Страстотерпцев. Павловская слобода

Представления об облике православного храма складывались с первых веков христианства. Крест – древний и самый универсальный из христианских символов, которые знаменуют победу Спасителя над смертью и новую жизнь, возможную благодаря этой победе.

Действительно, сразу после Крещения Руси возведение храмов стало делом государственной важности; чему покровительствовали великие князья и цари. Особая значимость «коронованных» храмов, по мнению священнослужителей, историков, архитекторов, искусствоведов связана с участием в их создании известных особ.

Когда смотришь на венчающие храмы кресты, с восхищением отмечаешь талант древнерусских мастеров, воздвигнувших уникальные постройки, совершенные в пропорциях, украшенные закомарами, аркатурными поясками, опоясанные галереями-гульбищами. Некоторые надкупольные кресты являются не просто произведениями кузнечного искусства, а часто и уникальными, единичными. Похожих уже не увидишь нигде.

В XVII–XVIII вв. кузнечное ремесло в изготовлении таких крестов достигло своего наивысшего расцвета. Вглядываясь в них, даже не верится, что эти лёгкие, как бы парящие в небе конструкции – из металла. Такими их делают ажурные сквозные узоры, будто не кованные, а сплетённые искусными кружевницами.

Саввино-Сторожевский монастырь – одна из древних и особо почитаемых святынь Русской земли. В середине XVII в. монастырь был заново отстроен. Он стал загородной резиденцией царя Алексея Михайловича. Здесь возвели дворец и царицыны палаты, звонницу. На церковных куполах появились «коронованные» кресты. Проявляя интерес к храмам с коронами на крестах, невольно пытаешься узнать об этих местах как можно больше. И, как же не познакомиться с преданиями, легендами, сказаниями, да и просто с народной молвой.

ф. 7. Звенигород.JPG
Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Саввино-Сторожевский монастырь, Звенигород

Здесь помнят, как царь Алексей Михайлович, охотясь зимой в звенигородских лесах, оказался наедине с медведем, который в ярости шёл на него. Царь приготовился к гибели, но вдруг рядом возник монах, при виде которого зверь тотчас скрылся. На вопрос царя старец ответил, что он Савва из Сторожевского монастыря, и исчез так же неожиданно. В монастыре царь стал искать спасителя и нашёл – на иконе преподобного Саввы. Возможно, после этого и появились короны на надкупольных крестах собора Рождества Пресвятой Богородицы.

Недалеко от Волоколамска возвышается белоснежный ансамбль Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря. Привлекает внимание его главный, пятиглавый Успенский собор, ставший как бы продолжателем деревянной церкви (1479), первое бревно в основание которой положили преподобный Иосиф вместе с князем Борисом Васильевичем. Благочестивый Волоцкий управитель стал первым вкладчиком. И ныне собор венчает крест с короной, символизирующей участие в строительстве и пребывание здесь царя Фёдора Алексеевича и дьяка Захария Силина, которые пожертвовали средства на новый каменный храм. Монастырь пользовался и особым благоволением Ивана Грозного, который часто его посещал.

Корона на надглавных крестах могла иметь форму как реальную, близкую к настоящему царскому венцу (иногда в митре), так и достаточно условную, скорее напоминающую некий декоративный элемент оформления.

Стоит отметить и разнообразие размещения венцов на кресте. Так, маленькие короны украшают полумесяц в композиции надкупольного креста Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря; в виде тиары – в Давидовой пустыни и Ново-Голутвине монастыре в Коломне; в виде обруча – на храме Смоленской иконы Божией Матери в Софрино.

ф. 10. Иосифо-Волоцк..jpg ф. 11. Давидова пустынь.JPG
Крест Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря и крест в Давидовой пустыни

Суть проекта «Храмы России с коронами на крестах» можно обозначить так – заглянуть в глубину истории Святой Руси. Проводимые исследования о символах надкупольных крестов дают дополнительные возможности краеведам; вызывают интерес у паломников, реставраторов, преподавателей учебных заведений и воскресных школ, молодёжи.

Энтузиастами – участниками проекта (а им может стать каждый, кто путешествует по стране или изучает ее историю), уже выявлено 360 «коронованных» храмов в 33 регионах России и пяти зарубежных городах (а именно, в Брюсселе, в Ницце, в Каннах, в Карловых Варах, в Пярну и в Ташкенте). Наиболее крупно представлены регионы Москвы (47) и Московской области (44), Владимирской (51), Вологодской (47), Тверской (22), Рязанской (23), Иркутской (12), республики Татарстан (16). Немало объектов находится на туристических маршрутах по Поволжью и Золотому кольцу. По результатам проводимой работы издана книга «Храмы с короной на крестах», создан сайт www.kresthrama.ru. Фотоматериалы экспонировались на выставках – «Путями царского богомолья» в Александровской слободе, в Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре, Государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино, «Храмоздатели Смоленщины» и «Храмоздатели Руси» в Смоленске.

Открывая выставку «Слава храмоздателям Поволжья!», губернатор Нижегородской области Валерий Павлинович Шанцев отметил: «Сегодня мы вспоминаем всех тех, кто трудился долгие годы над созданием храмов, с тем, чтобы эти храмы служили людям. В понятие “храмоздатель” входит широкая категория людей: благотворители, меценаты. Это люди, которые совершили не разовый дар для восстановления храмов, но регулярно оказывали помощь на его содержание, поддержание в должном виде. Такая деятельность для человека становилась делом всей его жизни. Слово “храмоздатель” надо возвращать к нам, в нашу жизнь».

В свою очередь, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий сказал: «Наша забота сегодня – думать о будущем поколении, чтобы школьники, молодёжь, интеллигенция ещё раз прикоснулась к красоте русской души, которая отражена в этих святынях, крестах и монастырях. Это и есть связь времён. Сегодняшний день показывает, что мы не Иваны, не помнящие родства, а народ, имеющий свою историю и культуру».

Изучение разнообразия художественных элементов и символов надкупольных крестов позволяет специалистам, опираясь на опыт поколений, исключить повторения при их реставрации, правильнее и всестороннее подходить к созданию новых, избежать необоснованного размещения церковных символов, в том числе и корон. Проектируя крест на вновь возводимый либо реставрируемый храм, следует с особой осторожностью подходить к его выбору, который должен соответствовать не только архитектуре храма, но и истории его сооружения.

Чтобы не вносить неоправданной вольности при создании храмов, стоило бы следовать правилам, опубликованным в конце XIX в. в «Известиях Императорского археологического общества»: «… произвол в форме крестов на храмах, особенно с уклонением от общепринятой и употребительной формы, не должен иметь места, хотя бы он происходил от усердия храмоздателей и других лиц».

Из паломнических поездок можно привезти не только снимки, но и замечательные истории, связанные как с самими церквями, так и их создателями, людьми, внёсшими свой вклад в создание того или иного храма.

ф. 14. Дубровицы.jpg
Крест церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Посещая в Подмосковье храмы с короной на крестах, паломник, несомненно, будет очарован рассказами о том, как и почему возвели оригинальной архитектуры храм Знамения Пресвятой Богородицы с необычным куполом в виде короны в Дубровицах, он узнает, как строились и чем знамениты храмы по дороге в Троице-Сергиеву лавру (Алексеевское, Софрино) и многое другое.

Познавательная информация пробуждает любовь и уважение к нашей Родине, формирует духовные и культурные ценности. Появление новых исследователей расширит число выявленных храмов с коронами на крестах, на основе анализа объективных данных можно будет определить новые направления для развития религиозного туризма и паломничества.

Каждый путешествующий, познавая новое и обогащая свою историческую память, вносит реальный посильный вклад в сохранение культурно-исторического наследия. Исследование темы «коронованных» храмов продолжается, новые открытия впереди.

Автор - адвокат, член Союза журналистов России. Материал опубликован в №1 (59) историко-краеведческого альманаха “Подмосковный летописец” за 2019 год. Фото автора