22 Мая Среда
+ 21,5 C, Облачно

Куда бежит коломенский трамвай

19 Апреля 2019 5 минут Автор: Елена Батракова 119
Спросите любого, побывавшего в подмосковной Коломне, с чем у него ассоциируется этот древний город, а после - загибайте пальцы, считая повторяющиеся ответы. Пастила, ароматный калач, Маринкина башня местного кремля - список коломенских достопримечательностей и диковин устоявшийся и, кажется, изменениям не подлежит. Но не тут-то было! А вы знали, что Коломна - единственный подмосковный город, где до сих пор сохранилось трамвайное движение?  Если нет - читайте нашу историю.

На самом деле, лидерство в трамвайной гонке Коломне выдержать было несложно: в Подмосковье до недавних пор только два города имели трамвайные линии. В Ногинске вагончики по рельсам бегали с 1924 по 2011 год. Правда, маршрут там был единственный, а однопутная линия составляла чуть более 10 километров. Древние вагоны подолгу простаивали на разъездах, пропуская встречный состав. А ведь какие были амбициозные планы - дотянуть ветку аж до самой Москвы, соединив ее со столичной трамвайной сетью!

В Коломне трамвай появился позже. 5 ноября 1948 года в городе было открыто движение на участке от Советской площади до станции “Коломзавод”. Сегодня общая протяженность коломенской трамвайной сети составляет почти 20 километров,  действует 10 маршрутов, эксплуатируется 53 пассажирских и 11 служебных трамвайных вагонов. В городе работает музей трамваев, а те, кто музейным витринам предпочитает стук колес на стыках и сменяющиеся пейзажи за окном, могут прокатиться на обычном трамвае в качестве пассажира.

1289829.jpg


Теперь немного истории. Как ни странно, но Коломна не только закрывает трамвайную историю Подмосковья, но, в некотором смысле, и открывает ее. Первый в истории России трамвай был выпущен именно тут, на заводе братьев Струве. Военный инженер Аманд Егорович  Струве основал завод в 1863 году, а после пригласил в компаньоны компаньоны своего родного брата - тоже военного инженера - Густава Струве.

Братья сперва специализировались на строительстве мостов из собственных металлоконструкций, получив подряды на строительство в Петербурге, Москве, Киеве, Твери и других городах, а затем превратили завод в многопрофильное машиностроительное предприятие. Завод выпускал вагоны и паровозы, постепенно заняв треть машиностроительного рынка России. Сотый паровоз “Коломна” получил почетный диплом Всемирной выставки в Вене в 1873 году, а тремя годами ранее на торгово-промышленной ярмарке в Санкт-Петербурге Коломенский завод был награжден высшей наградой - Государственным гербом.

06.jpg

В 1891 году на заводе был выпущен первый трамвай на электрической тяге. Только предназначался он не Коломне, а Киеву. За основу был взят американский образец, привезенный из Бостона. Местные умельцы адаптировали его к российским условиям и слегка изменили внешний вид. Вслед за Киевом трамваи стали заказывать и другие города: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Одесса… Однако сами коломенцы оказались в роли сапожника без сапог. Работники завода из соседних сел Бочманово и Протопопово добирались на работу пешком. Планам запустить трамвайную сеть в городе сперва помешала революция, а после - Великая Отечественная война. Первый трамвай на коломенские рельсы встал лишь в 1948 году, хотя решение о строительстве было принято в 1945 году, сразу после окончания войны. Резоны были всё те же - доставка рабочих, особенно в ночные смены, на бывшее предприятие братьев Струве - ныне Коломенский паровозостроительный завод. Строительство началось в 1946 году, а спустя два года первый трамвай побежал по своему маршруту.


К концу 1948 года по рельсам в Коломне бегали уже семь вагонов - скромные трамвайчики серии КМ с высокими окнами и покатым потолком. За это время изменилось многое - за 70 лет Коломенский трамвай перевёз два с половиной миллиарда пассажиров, пробежав почти 233 миллиона километров. Космические цифры, не правда ли? Ежедневно по десяти городским маршрутам едут почти 65 тысяч пассажиров - спешат по своим делам, слушая постукивающие на стыках трамвайные колеса...

1289499.jpg

Да и сами трамваи изменились. В 2018 году в коломенское депо пришли первые вагоны серии 71-407. Изготовили их на екатеринбургском “Уралтрансмаше”. В новеньких, с иголочки, вагонах есть есть пандус для инвалидов, большие окна, четыре мощные печи и просторный салон. А вообще, на улицах Коломны сегодня вы можете встретить несколько поколений трамваев. Или увидеть все из них, но уже в виде моделей - в местном музее трамваев.


Находится он в старом деревянном доме XIX века, расположившемся на улице Дмитрия Донского на территории Коломенского кремля. Хозяин музея - коллекционер Андрей Мясников собирает модели трамваем уже более 30 лет.  Здесь можно увидеть легендарную конку - прародительницу всех трамваев, паровики, первый берлинский трамвай и его коллега из австралийского Мельбурна, знакомые людям постарше советские РВЗ-6 Рижского вагоностроительного завода (такие бегали по улицами Коломны до 2001 года) и самые новые образцы трамвайной техники. Вагоны выставлены в витринах и на макете, изображающем тихие улочки небольшого провинциального города. Следит за порядком на путях водитель трамвая Коля - манекен, одетый в форму современного петербургского вагоновожатого. Работает музей со среды по воскресенье, стоимость билетов - от 150 рублей.

1288689.jpg

Еще один транспортный аттракцион Коломны - экскурсионный трамвай желаний “Коломчонок”. Его маршрут проходит по исторической части города, а программа насыщена сюрпризами: здесь разыгрывают счастливый билет, учат пользоваться старым кассовым аппаратом и компостером, поют песни и пьют чай со “шпалами”, сделанными из коломенской пастилы. Стоимость проезда на “Коломчонке” - 300 рублей.

2-shematram.jpg


Есть и более простой вариант: вооружиться удобной схемой, заранее разметив на ней все городские достопримечательности, дождаться обычного трамвая, сесть у окошка и отправиться, как в детстве, навстречу приключениям. Стоимость проезда - 53 рубля наличными или 34,43 рубля по карте “Стрелка”. Доброй дороги!

Фото: Фотобанк Московской области РИАМО, artletika.ru, rzd-expo.ru.