22 Октября Вторник
+ 7,7 C, Пасмурно

Дачные истории

08 Октября 2019 5 минут Автор: Ирина Новожилова 120
После трудовой недели, которая в 30-е годы заканчивалась в субботу, москвичи отправлялись на дачи. Куда? В подмосковье! На чем? На электричке!
Третьего августа 1929 года на Ярославском (тогда Северном) вокзале было оживленнее обычного: на линии Москва — Мытищи запускали первый электропоезд. За несколько лет до этого образовалась Московская область, а уже через несколько лет по ней станут бодро курсировать электрички. В светлое будущее надо было добираться быстро, неспешный ритм жизни уходил в прошлое, и паровозам с их средней скоростью 16 км/ч пришлось постепенно сойти с рельсов.

В самой столице тем временем было жарко и душно, утомленные работой и солнцем люди мечтали выбраться на волю, на простор, в общем, за город. В воздухе носилась пыль и мысли о переезде на дачу. Это слово рисовало в воображении столичного жителя тридцатых годов деревянный домик, снятый на лето у хозяев, парное молоко, теплый воздух и густой лес, а еще — вечерний поезд, спешащий увезти из суетной Москвы.

Появление электричек помогло превратить эти мечты в явь и в разы увеличило количество дачников: добираться до летнего жилья стало гораздо проще и быстрее. Как в старину дома возникали вблизи рек, так в XX веке они строились рядом с железными дорогами — Ярославской, Казанской, Октябрьской — чем ближе, тем лучше.

На первых советских электричках не только было хорошо ездить, но и просто смотреть на них было приятно: сверкающие чистотой вишнево-серые вагончики радовали глаз, так что ими приходили полюбоваться даже граждане, не замышлявшие побег из Москвы. С порядком было строго: за ним в каждом вагоне следил проводник, он же объявлял об остановках.

1395305.jpg

Тогда у всех на слуху были дачи, расположенные к северо-востоку, востоку и юго-востоку от столицы: Перловка, Томилино, Малаховка, Быково, Кратово. Железнодорожные пути здесь проложили давно, еще в 60-е годы XIX века, и это сразу привлекло сюда отдыхающих. Престижные сегодня западные направления тогда только-только начинали осваиваться дачниками.

В поселке Кратово к строительству железнодорожной сети подошли со всей серьезностью: здесь проложили даже детскую железную дорогу. Не игрушечную, шутки в сторону. Самую настоящую, с платформами и поездами, дорогу решили построить пионеры Раменского района — школьники разработали проект и сами выполнили все строительные работы. В 1937 году по ней стали ходить поезда ВЛ-1 и ИС-1. Угадайте, кто скрывался за этими буквами? Они самые — Владимир Ленин и Иосиф Сталин.

Молодое поколение было на верном пути. Железная дорога в Кратово работает до сих пор: летом здесь проходят обучение и практику школьники — у них есть возможность попробовать себя в роли контролера, проводника, экскурсовода и даже машиниста. Те, кто в тонкости железнодорожного ремесла вникать не хочет, могут прокатиться по дороге в качестве пассажиров.

1739595.jpg

В конце 20-х — 30-х годов выпускали даже справочники-путеводители по дачным местам. Про уже упомянутую Перловку в таком справочнике нам сообщают вот что: «Все дачи деревянные, с террасами, освещаются, как и улицы, электричеством. Большая часть дач расположена в крупном сосновом лесу. Попадаются и фруктовые садики. Комнату можно найти от 30 руб. в месяц, дачу — не менее 300 руб. за сезон».

А сезон был длинный: с конца апреля по конец сентября. Если средства позволяли, вывезти семью за город считалось само собой разумеющимся. Главы семейств, для которых 6-дневную рабочую неделю никто пока не отменял, ездили со службы на дачу и обратно. Их прозывали в шутку «дачными мужьями».

дача.jpg

Поезда, развозившие граждан на законный отдых, уже тогда брались штурмом. Владимир Маяковский, проведший несколько летних сезонов на даче в Акуловке
(Пушкино), признавался:
«Пару третей
из короткого лета
мы
стоим
в ожиданьи билета»,
и отрезвлял не в меру мечтательных и оптимистично настроенных современников:
«Чтобы рассесться —
и грезить бросьте,
висните,
как виноградные грозди».
Сегодня, спустя без малого век, мы можем проделать тот же маршрут, что и Маяковский, только с гораздо большим комфортом, и посетить в Акуловке восстановленную дачу, в которой он гостил.

25f74544715ed94277aedc226429a208.jpg

К чему же так стремились неутомимые дачники? Уж точно не к бесплатным занятиям физкультурой на грядках — в те дни столичные жители за городом действительно отдыхали: читали, музицировали, гуляли, пили чай, писали этюды и варили варенье. И если с сельскохозяйственными культурами на дачах начала XX века было не очень, то просто культура процветала. Здесь ставили пьесы и устраивали летние театры. В одном из таких театров, в Малаховке, выступал Федор Шаляпин и дебютировала Фаина Раневская.

Еще одно интересное явление 30-х годов в СССР — это дачные поселки для профессиональных «гильдий»: ученых, врачей, деятелей искусства, служащих госучреждений. Переделкино, где отдыхали и ждали посещения муз писатели, — хрестоматийный пример такого поселка.

Но были и другие, среди них — расположившийся на берегу Истры НИЛ. В этой аббревиатуре любовно зашифрованы «Наука. Искусство. Литература». Селились здесь архитекторы, последователи конструктивизма и авангарда. Дачи они строили «с задумкой»: например, у архитектора Григория Сенатова дом был в виде перекрытого куполом куба, а его коллега Виктор Веснин украсил свою дачу круглыми окнами-иллюминаторами, прогуливался по ней в бархатной блузе и рисовал натюрморты.

m7vv7nux.jpg

Сегодня со словом «дача» у нас ассоциируется несколько другая картина — хотя лес и неспешные прогулки в ней все еще присутствуют, но подмосковные просторы все так же притягивают нас на выходные, про которые мы, счастливые жители XXI века, можем сказать во множественном числе.

Материал опубликован в №3 (63) журнала “Горизонты культуры” за 2019 год.
Фото: Сергей Калугин, фотобанк Московской области РИАМО, mamoshino.com

Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее