28 Июля Среда
21 C, небольшой дождь

Лев Горнунг: фотохудожник от бога

25 Ноября 2020 5 минут Автор: Юлия Симутова 187
После начала "перестройки" большой интерес стали вызывать поэты, так или иначе пострадавшие от советской цензуры: Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Борис Пастернак. Мало кто знает, что память о них в своих мемуарах сохранил крёстный отец Андрея Тарковского Лев Горнунг - переводчик, поэт, фотограф. Его точные и правдивые воспоминания о литераторах, художниках и музыкантах, а также фотографии деятелей культуры XX века являются ценнейшим источником для исследователей. Дневники Горнунга - хроника культурной жизни 20-30 годов XX века, которая часто отличается от официальной версии событий.
Отец Льва, предприниматель и химик Владимир Иосифович Горнунг, занимался не только торговлей, но и литературным творчеством, даже отправлял свои рассказы Льву Толстому. При Временном правительстве Владимир Иосифович организовал Всероссийский Родительский союз. Дедушка, Иосиф Иванович Горнунг, известный коллекционер-нумизмат, почетный член Московского нумизматического общества. Пожертвовал Историческому музею свою коллекцию древнерусских нагрудных крестов, часть его коллекции монет хранится в Эрмитаже.

В 1917 году, когда отец ушел из семьи, 14-летнему Льву пришлось добывать себе пропитание самостоятельно. В 1922 году брат Льва Борис приглашает его для участия в одном из первых опытов самиздата в Советской России - в машинописный журнал “Гермес”. Здесь Горнунг печатает свои стихи и получает опыт литературной деятельности.

В 1925 году Анна Ахматова узнает, что Горнунг собирает материалы про Николая Гумилева, завязывается тесная переписка. Позже Лев Владимирович сделает несколько фотографий Ахматовой. Про снимок поэта в Коломне он вспоминает: "Когда Анна Андреевна присела отдохнуть прямо на траве около большого тенистого дерева, она протянула руку к стволу и оперлась на него. Поза была интересная и необычная, и я заснял Ахматову…"

0a46s3bz.jpg
Анна Ахматова в Коломне. 1936 г.

Горнунг знакомится с художником-графиком Леонидом Фейнбергом и его братом - пианистом Самуилом Фейнбергом, с композитором Александром Гедике - основателем советской органной школы и Александром Гондельвейзером - создателем одной из крупнейших советских пианистических школ.

Позже Горнунг скажет: “Я не получил формально высшего образования, но моими университетами стали люди, с которыми я общался”. Своими главными наставниками на поэтическом поприще он считает Гумилева и своего брата Бориса. Особенно тесно сдружился с поэтом Арсением Альвингом.

В 1937 году Лев Горнунг женится на поэтессе Анастасии Петрово-Соловово, с которой познакомился в гостях у друзей Шервинских в подмосковных Старках. Анастасия была ссыльной дворянкой - ее прадед Алексей Григорьевич Щербатов был московским генерал-губернатором и курировал строительство Храма Христа Спасителя.

Помимо сочинения и перевода стихов, в период работы в Государственной академии художественных наук с 1925 года Лев Горнунг занимался подготовкой крупных московских и зарубежных выставок, находил и перепечатывал редкие рукописи: китайскую поэму Гумилева "Два сна", поэму "Аврора" Георгия Маслова.

С Арсением Тарковским и его женой он знакомится в 1928 году. В Москве, Завражье, и Тучково, где он отдыхал и работал в гостях у Тарковских, он создает серию фотопортретов, которые впоследствии лягут в основу фильма его крестника - режиссера Андрея Тарковского “Зеркало”. В книге “Осколки зеркала” сестра Андрея Марина Тарковская вспоминает: “Он много снимал, на последние гроши покупал фотопринадлежности и химикалии, отказывая себе в самом необходимом. Лев Владимирович был фотохудожником от Бога, у него было врождённое чувство красоты. В его фотографиях отразилось время. Это уникальные исторические свидетельства 30-40-х годов, будь то снимок князя Шереметьева, жившего в башне Новодевичьего монастыря или разрушенные фашистами новгородские шедевры древней архитектуры”.

jv7j0270.jpg
Арсений Тарковский с сыном Андреем

Нигде Лев Горнунг он не упоминает о том, как часто помогал в решении бытовых проблем семье Тарковских. Он помогал не только им. Когда многие его знакомые подвергались репрессиям - носил продукты, помогал с уборкой. Его часто вызывали на допросы в ГПУ. Марина Тарковская вспоминает: "Летом мама увозила нас из города. Папа изредка приезжал на дачу, но чаще там бывал друг родителей, Лев Горнунг, который привозил продукты и керосин. Одна дачная хозяйка была очень удивлена, узнав, что отец детей вовсе не он".

Лев Горнунг вспоминает: “Всю зиму 1930-31 года я бывал у Тарковских. Они приходили ко мне. Мы писали стихи и читали их друг другу. Тарковский был увлечен поэзией О. Мандельштама. Мы втроем мечтали всю зиму о Завражье и много говорили о нашей поездке туда. Моей страстью было фотографировать Андрюшу. Ему было уже два года, он умело пользовался речью, настойчиво выражал свои желания. Я приготовился сфотографировать его во время еды. Андрюша сидел за маленьким столом и обедал. В это время откуда-то выскочили два черных кролика, и мальчик хотел бросить еду и побежать за ними. Маруся не позволила это сделать, и сказала: "Сперва съешь суп, а потом пойдешь к кроликам". Андрюша громко заревел, и я сфотографировал его плачущим”.

xvotov5f.jpg
Мария Тарковская-Вишнякова с сыном Андреем

О поездке в Тучково (Игнатьево) вспоминает Марина Тарковская: “У мамы было твердое жизненное правило: что бы ни происходило, как бы туго ни приходилось, детей необходимо вывозить на лето из города. Весной 1935 года друг наших родителей Лев Владимирович Горнунг, а попросту дядя Лев, повез нас на станцию Тучково Белорусской железной дороги, чтобы помочь снять на лето дачу. Мы пешком пришли в деревню Игнатьево. Там снять ничего не удалось, но в деревне сказали, что на хуторе у Горчаковых еще "не сдадено". "Мама, там кукушка!" — эти слова, процитированные в "Ивановом детстве", сказал трехлетний Андрей в первое лето на хуторе. Мама очень любила цветущую гречиху. У гречишного поля мы всегда останавливались, замолкали и слушали, как гудят пчелы в бело-розовом бесконечном море".

Горнунг любил снимать модели на фоне зеркала - это был один из его любимых приемов. Так он снимал Бориса Пастернака, Арсения Тарковского и его сына в день шестнадцатилетия.

Кинорежиссер и сценарист Александр Гордон вспоминает о подготовке к съёмкам фильма “Зеркало”: “Понятно, что как муж сестры Тарковского я был приобщен к замыслу фильма раньше других. С Андреем наши пути неизбежно пересекались, даже в географическом плане. Четыре года мы снимали дачу для нашего сына и Марии Ивановны в деревне Игнатьево, там, где жили Тарковские до войны. Снимали дачу у того же хозяина - Павла Петровича Горчакова. Как-то Андрей вдруг сказал: "Никому не показывай эти фотографии. В Игнатьеве я хочу снимать фильм". Было это в 1963 году.”

3333333.jpg
Кадр из фильма Андрея Тарковского "Зеркало"

Вскоре к Льву Владимировичу Горнунгу пришли из "Мосфильма" чтобы приобрести негативы его фотографий семьи Тарковских. К сожалению, его просьбу не выполнили и копии с негативов ему не сделали. Позже они обнаружились в Париже, и многие западные издания книг Тарковского были иллюстрированы фотографиями Льва Владимировича. В фильме "Зеркало" многие кадры повторяют фотографии Льва Горнунга - Маргарита Терехова, сидящая с папиросой на заборе, она же с ведром у колодца.

Лев Горнунг с помощью друзей в 1986 году был принят в Литфонд. Появились в печати его первые литературные воспоминания, публикуются стихотворения, он регулярно консультирует исследователей культуры XX века.

Сейчас место, недалеко от деревни Игнатьево в Рузском районе, где был дом Горчакова и прошли ранние годы Арсения Тарковского, пустует. Дома давно нет, остались лишь лес и поле, на котором когда-то посеяла гречиху съёмочная группа “Зеркала”. Местные жители были скептически настроены, так как не верили, что тут может расти гречиха. Но, к их удивлению, гречиха взошла. Остаётся надеяться, что память о Льве Горнунге тоже имеет шанс на возрождение.

Источники: “Упавшие зерна. Бегущие ландыши”, авторы Лев Горнунг, Анастасия Горнунг; “Воспоминания об Андрее Тарковском”, автор Александр Гордон, “Свидетель терпеливый”, автор Татьяна Нешумова. Фото: goslitmuz.ru, helionews.ru

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее