28 Июля Среда
21 C, небольшой дождь

Лиля Брик в Подмосковье

18 Декабря 2020 5 минут Автор: Юлия Симутова 391
Материалы для исследования биографии главной музы Владимира Маяковского до сих пор целиком не доступны. Однако интерес к личности Лили Брик и ее вкладу в культуру не угас до сих пор. В Подмосковье есть несколько мест, связанных с Брик - это Малаховка, Пушкино, Старая Руза, Переделкино и окрестности Звенигорода.
После отчаянного обращения Лили Брик к Сталину с жалобой на бюрократические препоны, мешающие печати произведений поэта, в СССР началась кампания повсеместного насаждения творчества Маяковского. Стала знаменитой фраза Бориса Пастернака - Маяковского стали вводить принудительно как картошку при Екатерине. Заметим, что несмотря на эти слова, Лиля Брик одной из первых поддержала Пастернака, когда началась его травля.

С 1930-х в ее домашнем литературном салоне в Спасопесковском переулке был эпицентр всей советской литературы и культурной жизни. И где бы не бывала Лиля Брик - ее окружали талантливые люди, у музы был дар открывать таланты, знакомить их между собой и поддерживать людей искусства.

Письмо И.В. Сталину с просьбой о переиздании произведений В.В. Маяковского, об организации библиотеки-музея с резолюцией И.В.Сталина Н.И. Ежову на письме.png
Письмо Лили Брик с резолюцией Сталина

Подмосковье застало Лилю Брик в разные периоды её жизни. В 1915 году в Малаховке она познакомилась с Владимиром Маяковским, который изначально ухаживал за ее сестрой - Эльзой. “Мы сидели с ней и с Левой Гринкругом вечером на лавочке возле дачи. Огонек папиросы. Негромкий ласковый бас: “- Элик! Я за вами. Пойдем погуляем?” Жаль, темно, не разглядела Маяковского. Огромный, кажется. И голос красивый”- писала она в книге “Пристрастные рассказы.”

Летом 1919 года Лиля Брик снимала дачу с Маяковским в Пушкино. “Адрес: "27 верст по Ярославской ж д., Акулова гора, дача Румянцевой". Избушка на курьих ножках, почти без сада, но терраса выходила на большой луг, направо — полный грибов лес. Было голодно. Питались одними грибами. На закуску — маринованные грибы, суп грибной, иногда пирог из ржаной муки с грибной начинкой”.

Лиля Брик вспоминает: “Володя научил меня любить животных. Позднее в Пушкине на даче мы нашли под забором дворняжьего щенка. Володя подобрал его, он был до того грязен, что Володя нес его домой на вытянутой руке, чтобы не перескочили блохи. Володя назвал его Щен. Выросла огромная красивая дворняга. Зимой 1919 года, когда мы страшно голодали, Володя каждое утро ходил со Щенкой в мясную и покупал ему фунт конины, которая съедалась тут же около лавки. В нашей совместной жизни постоянной темой разговора были животные”.

06dedbc471738316ab6d41075beeaa5e.jpg
Дача-музей В.В. Маяковского на Акуловой горе

В Пушкине на даче крестьянина Румянцева Маяковский написал “Необычайное приключение”. Заканчивается стих общим выводом, к которому приходят поэт и Солнце: "Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!"

Вот, как пишет об этом Лиля Брик: “По вечерам сидели на лавочке перед дачей, смотрели на закат и на носящегося задрав хвост Щенку маленького. Закаты бывали самые разные, ослепительно-красивые, но кончались они неизменно тем, что солнце медленно и верно закатывалось и остановить его было невозможно! Владимир Владимирович рассердился и написал об этом стихотворение "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”.

Есть еще одно подмосковное место, где бывала Лиля Брик - это Старая Руза, Дом творчества композиторов. Сюда Лиля Брик приезжала к своим друзьям и, по совместительству, соседям по Кутузовскому проспекту - композитору Родиону Щедрину и балерине Майе Плисецкой, которые жили на даче №11. Многолетняя дружба с Плисецкой началась в 1949 году. "У Бриков всегда было захватывающе интересно. К концу 1950-х, думаю, это был единственный салон в Москве”,- вспоминает балерина в своей книге “Я, Майя Плисецкая.”

Сегодня сложно представить, что когда-то поездка в Дом творчества композиторов "Руза" была престижным мероприятием, признаком вхождения в элитный круг. До сих пор в Старой Рузе музыканты и туристы могут отдохнуть в старых, но легендарных домиках, где репетировал Ван Клиберн и писалась песня “Подмосковные вечера”. ДТК “Руза” исполнилось 80 лет, здесь бывают потомки знаменитых советских композиторов, вспоминая своё детство.

Слева направо- Тамизи Найто, Борис Пастернак, Сергей Эйзенштейн, Ольга Третьякова, Лиля Брик, Владимир Маяковский, Арсений Вознесе.jpg
Слева направо - Тамизи Найто, Борис Пастернак, Сергей Эйзенштейн, Ольга Третьякова, Лиля Брик, Владимир Маяковский, Арсений Вознесенский и переводчик с японского

Третьим мужем Лили Брик с 1938 года стал писатель, исследователь биографии Маяковского Василий Катанян. Именно с ним она жила в легендарном Переделкино с конца 1960-х. Идею создания этого культового места подал Максим Горький, который в 1933 году рассказал Сталину, что на Западе писатели отдыхают в домиках на природе. Было решено за государственный счет построить посёлок для отдыха и работы литераторов. Проекты для домов в Переделкино создавал немецкий архитектор Эрнст Май - лучший специалист по массовому жилому строительству.

Важно отметить, что период жизни в Переделкино случился уже после того, как Лиля Брик пережила забвение и травлю. Её убирали с фотографий, где она была вместе с Маяковским, ее имя исчезло из публикаций. Все это произошло после выхода в свет в 1958 году тома “Литературного наследства”, где были опубликованы письма поэта к Лиле Брик с ее предисловием и текстом предсмертной записки поэта.

Дача, на которой жила Лиля Брик в Переделкино - улица Павленко, дом №4 - была построена в 1933 году среди сосен на берегу озера. Первым здесь жил драматург Александр Афиногенов, автор пьесы "Машенька". Позже дом отдали семье писателя Всеволода Иванова, а уже после его смерти второй этаж был предложен Лиле Юрьевне Брик.

Вот как она описывает Переделкино в своих воспоминаниях: “Мы сняли на зиму комнату в Переделкине - с центральным отоплением и канализацией. Все время жить там не собираемся, но будем часто ездить и я хочу навести красоту и уют, чтобы жить не кое-как. А по-человечески - с коврами, креслами, занавесками и красивой посудой. Домработница там есть”.

Дом 11_1 Фото Симутовой Юлии.JPG

Соседом Лили Брик был Борис Пастернак, живший в доме № 3 по улице Павленко (сейчас здесь музей Б.Пастернака- филиал Государственного литературного музея). Дача в Переделкине считалась пределом мечтаний, но мало кто знает, что изначально многие домики и участки располагались на болотистой местности и постоянно затапливались, писателям приходилось их благоустраивать на свои деньги. Здесь жили большие начальники - Александр Фадеев - председатель правления союза писателей СССР, интеллектуальная элита того времени: Лев Кассиль, Илья Ильф, Евгений Петров, Корней Чуковский, Константин Симонов, Булат Окуджава, Константин Паустовский. Здесь, в Переделкине снимался эпизод фильма “Зеркало” Андрея Тарковского - встреча вернувшегося с фронта отца с детьми на улице Серафимовича.

В доме репрессированного Бруно Ясенского размещался лагерь для детей фронтовиков, где проводила часть лета семья Тарковских. Осенью 1943 года к ним неожиданно с фронта приезжает отец - Арсений Александрович. Марина Тарковская вспоминает: "Мы занимали крохотную комнату с кирпичной печуркой. По соседству были дачи Инбер, Тренева, Павленко, подальше — Фадеева. С сыном Фадеева, Сашей, Андрей играл в "солдатики"." (Подробнее про фильм “Зеркало” и детство Андрея Тарковского читайте здесь).

В литературном салоне Лили Брик в Переделкине бывали Сергей Параджанов и Эльдар Рязанов, Ив Сен-Лоран и Юрий Любимов, Мстислав Ростропович и Микаэл Таривердиев. А.Солженицын В конце 1960-х годов на даче Корнея Чуковского жил опальный Александр Солженицын, и Лиля Брик регулярно с ним переписывалась.

Поездку в Переделкино в 1974 году к Лиле Брик вспоминает писатель и поэт Эдуард Лимонов: “У Катаняна, на его палке, о которую он опирался, было привинчено велосипедное зеркало. "Это чтобы я мог видеть грузовики и секретаря Союза писателей и отойти в сторону", – смеялся сам Катанян”.

Лиля Брик записывала песни Булата Окуджавы на магнитофонную ленту, помогала Параджанову выбраться из тюрьмы, считая своим долгом поддерживать людей искусства.О ее внимательности к людям ходят легенды, муза всегда помнила что любят ее многочисленные друзья.

Переделкино также связано с трагической страницей биографии Лили Брик - в мае 1978 года она сломала ногу, и понимая, что встать больше не получится, добровольно ушла из жизни в возрасте 86 лет.

Последнее место в Подмосковье, связанное с легендарной музой, - поле под Звенигородом близ деревни Бушарино, где 7 мая 1979 года был развеян её прах. Почитатели поставили на этом месте валун, на котором выбиты ее инициалы Л.Ю.Б. Эти инициалы были выгравированы на кольце, которое ей подарил Владимир Маяковский. Если читать эти инициалы по кругу- получится бесконечное “люблю”.

Камень Лили Брик.jpg
Памятный камень с  инициалами Лили Брик

Современное состояние памятных мест Лили Брик в Подмосковье оставляет желать лучшего - на домике в Старой Рузе где она бывала с Майей Плисецкой, нет памятной таблички, в Переделкино, Малаховке, Пушкино также нет памятных знаков. Только под Звенигородом пытливый путешественник и почитатель таланта может найти камень с инициалами.

А ведь ей посвящал стихи не только Маяковский, но и чилийский поэт Пабло Неруда:
“Я не знал костра ее глаз
и только по ее портретам
на обложках Маяковского угадывал,
что именно эти глаза, сегодня погрустневшие,
зажгли пурпур русского авангарда.
Лиля! Она еще фосфоресцирует, как горстка угольков.
Ее рука везде, где рождается жизнь, в руке — роза гостеприимства”.
Надеюсь, что в ближайшем будущем к памятным местам Подмосковья, связанным с великой и противоречивой музой Маяковского, отнесутся с большим вниманием.

Фото: Юлия Симутова, Сергей Калугин, Wikipedia.org

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее