03 Июля Воскресенье
29 C, ясно

Любимая ученица Айседоры Дункан

29 Мая 2019 5 минут Автор: Евгений Голоднов 2250
В истории русской культуры навсегда осталась знаменитая Школа пластического танца, созданная 3 декабря 1921 г. в Москве супругой Сергея Есенина Айседорой Дункан (1877—1927). Любимой ученицей и последовательницей великой Айседоры была уроженка подмосковной Дрезны Мария Филипповна Борисова. В минувшем году исполнилось 110 лет со дня её рождения.
Мария появилась на свет в 1908 г. в обычной рабочей семье текстильщиков. Борисовы жили в бывшей Первой казарме (ныне – ул. Зимина, д. 8). Впоследствии талантливая девушка стала выдающейся русской танцовщицей. По свидетельству современников, танцы Марии Борисовой неизменно производили ошеломляющее воздействие на зрителей.

Главным принципом Школы пластического танца стала неповторимая индивидуальность. Яркими индивидуальностями были и сама Айседора, и её любимая ученица, ставшая позже старшим инструктором. В организации Школы деятельное участие принимал народный комиссар просвещения РСФСР Анатолий Луначарский. Сохранились подробности того, как летом 1921 г. Айседора Дункан, которую правительство США лишило гражданства за исполнение танца с красным знаменем, приехала в Россию по приглашению самого наркома.

Главной целью Школы Айседоры Дункан было воспитание гармоничной личности средствами танца и музыки. В основу был положен принцип свободы творческого самовыражения в процессе духовного формирования ребёнка, развития его художественной интуиции. Большая роль отводилась музыке – средству, способному дать импульс образному воображению. Изучение танца начинали с простейших элементов, ритмичной ходьбы, марша, бега, прыжков.

Дункан.png
Айседора Дункан

Советское правительство разрешило Дункан создать массовую школу пластического танца и выделило для этой цели особняк, принадлежавший ранее балерине Балашовой. Учениками были в основном дети рабочих в возрасте от четырёх до 10 лет. В школе-интернате было предусмотрено семилетнее образование. Ребятишки ежедневно занимались пластической гимнастикой. Упражнения подбирались, чтобы – по идее Дункан – наполнить содержанием каждый день ребёнка.

Результаты не замедлили сказаться – успехи были поразительными. Газета «Правда» писала: «Дети, поступившие болезненными и хилыми, робкими, быстро начали крепнуть, смелеть, буквально перерождаться». Разумно, идеально практично». Айседора организовала и летний отдых ребятишек, которых насчитывалось более четырёхсот. В специально арендованном подмосковном имении дети свободно занимались гимнастикой, подвижными играми, плаванием, а также английским, французским и немецким языками. Ежедневно они работали в огороде, в результате чего школа запасалась картофелем, капустой и морковью на всю зиму. Воспитанницы великой американской танцовщицы выступали под мелодии революционных песен и пользовались большим успехом у советского зрителя.

В «Школу пластического танца» Мария Борисова поступила в 1921 г. в возрасте 12 лет. Из книги «Айседора Дункан и Сергей Есенин» (точнее, из опубликованного в ней письма Марии Борисовой к Луначарскому) узнаём, что её мать трудилась ткачихой более 40 лет на Зиминской прядильно-ткацкой фабрике, отец работал на фабрике электротехником, состоял в партии большевиков. Впоследствии ученица Дункан всячески старалась продолжать дело великой танцовщицы в России.

Борисова-2.jpg
Мария Борисова

Уже после смерти Айседоры Борисова побывала в США. Газета Нью-Йорка писала о ней: «Кто видел танцовщиц студии Айседоры, тот заметил ослепительную, стройную и прекрасную фигурой тёмноволосую девушку, которая кажется более гибкой и динамичной, чем остальные из этих юных замечательных танцовщиц, див и русалок в красных рубашечках. Марии Борисовой – 19 лет…»

Через год после этой статьи, в 1929 г., она вернулась из Америки в СССР и совершила поездку по родной стране. Россия поражала её не только размерами, но и настроениями народных масс: зрители долго и оглушительно скандировали: «Ура! Даёшь индустрию!», «Да здравствует ВКП(б)!». Во время выступлений в Челябинске часто гас свет, дребезжал старый рояль, пол сцены был неудобен для босых ног танцовщиц, и всё же они произвели ошеломляющее воздействие на челябинцев. Зал рукоплескал, люди кричали «бис», охапками бросали на сцену цветы. Газета «Челябинский рабочий» 26 июля 1930 г., освещая концерты «революционной танцовщицы мира», новатора и красного борца Айседоры Дункан, писала: «В Челябинск приезжает московский ансамбль балетной студии имени Айседоры Дункан под руководством Марии Борисовой. Выступление ансамбля – зрелище новое, волнующее…»

В 1929 г. приёмная дочь Айседоры Ирма Дункан уехала в США. «Школа пластического танца» перешла в административное ведение Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького. Вместо Школы появилась «Концертная студия Дункан», которую возглавила Борисова, осуществлявшая постановки концертных программ в стиле танцев Дункан. Лишённая помещения для регулярных занятий, студия всё-таки работала, постоянно гастролировала, воспитывала новые поколения танцовщиц. В 1930-е гг. Мария Борисова со своим творческим коллективом выступала и перед земляками – в Орехово-Зуеве (в Зимнем театре) и в Дрезне…

В 1940-е гг. студию перевели в Москонцерт, в составе которого она работала до 1949 г. А в эпоху «борьбы с низкопоклонством перед Западом» была расформирована как «болезненное, декадентское искусство, завезённое в нашу страну из Америки».

В 1963 г., в разгар «хрущёвской оттепели», группа бывших учениц Айседоры Дункан, в том числе и Мария Борисова, обратились с письмом к тогдашнему Министру культуры СССР Екатерине Фурцевой с предложением оказать свою безвозмездную помощь в восстановлении в Москве Студии танца А. Дункан. В ответ они получили чиновничью отписку: «Искусство пластического танца, как художественное направление, представляемое А. Дункан и её последователями, имело прогрессивное значение в первые годы советской власти. С этого времени пластический танец утратил самостоятельное значение для советского зрителя. Подчинить обучение современных танцовщиц изучению пластики было бы неправильным. Отдел музыкальных учреждений Министерства культуры СССР не считает целесообразным организацию студии пластического танца».

Борисова.jpg
Мария Борисова

Мария Борисова прожила долгую интересную творческую, хотя и тернистую, жизнь. Прославленная танцовщица жила в Москве, иногда навещала своих родных и земляков в Дрезне. Её не стало в начале 1990-х, похоронена она на Даниловском кладбище столицы.

Cын Марии Филипповны Борисовой Владимир Андреевич Вербенко родился 6 декабря 1938 г. в Москве, окончил МГИМО, работал послом в Индонезии; был первым мужем известной актрисы театра и кино Людмилы Марченко (1940–1997), похоронен на Ваганьковском кладбище.

Фото из личного архива автора


Онлайн-подписка на 2022 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье»
и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее