13 Мая Четверг
16 C, ясно

Максим Дунаевский: кризис – это в какой-то мере и очищение

29 Апреля 2020 4 минуты 572
Художественный руководитель Московской областной филармонии, народный артист России Максим Дунаевский – о деятельности учреждений культуры во время самоизоляции, об онлайн-трансляциях, о новых формах взаимодействия со зрителем и многом другом.
Вынужденная самоизоляция – чувствительный удар по театральной и музыкальной сферам. Как выжить театру или филармонии в эти сложные времена?

Это не просто чувствительный удар, это нокаут! Я думаю, сейчас мы не выживаем, а просто дышим. Знаете, как больной – он лежит и только дышит, живой, не умер… но и не двигается. Вот примерно такое состояние сейчас у театров, концертных организаций, у всех зрелищных предприятий.

Как, на ваш взгляд, можно сегодня помочь учреждениям культуры? Чем может помочь государство?

Собственно говоря, государство и так помогает. У нас театры и филармонии являются государственными бюджетными учреждениями, поэтому все продолжают получать зарплаты. Но, конечно, будут потери. Театры и филармонии зарабатывали внебюджетные деньги при помощи билетной продажи. И это был существенный прирост: на зарплаты, на всевозможные постановки, на покупки – в общем, на свою жизнь. Сегодня, разумеется, нет никаких билетных продаж, все театры, концертные площадки закрыты, и, соответственно, внебюджетных поступлений нет. Как говорят директора очень известных театров, должна быть «подушечка», и у них она есть, но не больше чем на пару месяцев. А ведь сегодня им приходится возвращать зрителям деньги за огромное количество проданных билетов – это очень существенно, это миллионы рублей. Я думаю, что после такого шока все будет восстанавливаться очень медленно.

8E0A0168.jpg
Московская областная филармония, открытие сезона 2017-2018 (Домодедово, ГДКиС «Мир»)

Смогут ли восстановиться маленькие театры – это большой вопрос. Крупные театры, наверное, держаться будут. Хотя мнение, что сразу после снятия ограничений публика ринется в театры и на концерты, мне кажется чересчур оптимистичным. Люди, потерявшие очень много денег, ставшие безработными за это время, – куда это они так сразу побегут? Тем более цены на билеты достаточно высокие, во всяком случае, в центральных городах. Если театры и концертные организации понизят цены, а, боюсь, другого выхода у них нет, они тоже будут выживать еле-еле, им будет не хватать денег на постановки хороших спектаклей, на декорации и костюмы, на приглашение ведущих артистов и музыкантов, на организацию фестивалей и так далее.

Наверное, как после любого серьезного кризиса, восстановление будет очень долгим, болезненным, сопряженным со многими потерями – театров, артистов, красивых постановок. Возможно, у государства хватит денег «тушить эти пожары» прямыми вливаниями… Но в нашей стране слишком много театров, концертных организаций, филармоний, оркестров – как «cкорая помощь», ко всем не приедешь. Тем не менее, надежда на поддержку есть, раз уж это государственные бюджетные учреждения.

Остановилась ли жизнь в Московской областной филармонии без слушателей и концертов? Чем заняты ведущие музыканты?

Конечно, привычная концертная жизнь остановилась. Каждый занят своим делом. Кто-то выступает онлайн, делает флешмобы, придумывает новые формы – иногда очень интересные, я сам их тиражировал в социальных сетях! Есть такие примеры на Западе, когда из профессиональных студий создавались флешмобы с великолепнейшими артистами, музыкантами, и вместе это получалось просто потрясающе. И я вам скажу, что в обычной жизни соединить таких замечательных артистов вряд ли было бы возможно! Если самоизоляция продлится еще достаточно долго (не дай Бог!), то вот новая форма, которая уже найдена. Пусть слушатель сегодня сидит дома, но он все равно есть, и публики очень много. Музыканты постепенно втягиваются в процесс онлайн-творчества, хотя у каждого наверняка есть и что-то свое. Я, например, сейчас пишу музыку. В последние годы, пока я возглавляю Московскую областную филармонию, у меня оставалось для этого мало времени. А сейчас я пишу много музыки и надеюсь на премьеры в театрах – в тех самых, о которых мы сейчас говорим. И, наверное, это будет серьезная лепта – и для театров, и для слушателей, и для музыкантов, если, конечно, найдутся средства поставить эти новые произведения.

IMG_7616.jpg
Музыкальный спектакль «Ваня и крокодил»

Сегодня множество, если не большинство театров перешли в онлайн-формат. Что делается у вас в этой области? Архивные записи, трансляции – где и что может посмотреть и послушать наш читатель?

Московская областная филармония тоже перешла в онлайн. Я поставил задачу своим сотрудникам, чтобы у нас в эфир выходили только высокопрофессиональные выступления, записанные с хорошим звуком. Это записи концертов, детских спектаклей – так называемых semi-stage постановок, которые имели очень большой успех и получили самые теплые отзывы зрителей. Наши солисты что-то придумывают, проявляют творческую фантазию. Все это можно увидеть и услышать на официальном сайте Московской областной филармонии, на нашем YouTube-канале и на наших страницах в социальных сетях:
Instagram, Facebook и "ВКонтакте". Там есть очень интересные работы, которые я сам с большим удовольствием просматриваю и думаю: Боже мой, как здорово было, как хорошо это вспомнить!

Что касается онлайн-формата в целом, то, на мой взгляд, нельзя замусоривать эфир. Кто-то ради собственного пиара ежедневно выставляет в социальных сетях свое квазитворчество, хотя оно очень домашнее, самодеятельное. Я бы посоветовал поостеречься таких бесконечных пиар-кампаний, потому что это обесценивает. Я считаю, что не нужно показывать онлайн лишь бы что. Даже большие музыканты сразу бросились записывать концерты при пустых залах – на мой взгляд, это тоже не очень хорошая идея. Конечно, спасибо им большое и нельзя бросить камень в их огород, но у меня есть такое ощущение, что это попахивает самопиаром. Сейчас на том же YouTube есть такое количество профессионально записанных концертов артистов мирового уровня. Каждый желающий может послушать любого музыканта, нажав кнопочку телевизора или компьютера. Поэтому концерты в пустых залах – это лишняя суета. Я уже не говорю о том, что это лишняя опасность заразиться или заразить других. Если уж делать это, то очень профессионально. И такие примеры есть: они редки, как все талантливое не должно быть ежедневным и частым.


К этому надо стремиться и к этому я призываю наших музыкантов и театральных деятелей. Например, мне нравится, когда артисты выходят в эфир с потрясающим чтением стихов! Это доступный формат. Но представьте себе: сыграть дома в небольшой комнате сцену из спектакля – вот этого, наверное, не стоит делать. Так и музыкантам не стоит себя унижать и стирать тем, что они дома что-то быстренько наиграют с плохим звуком, записанным на микрофон телефона. Я резко против этого. Если выступать перед публикой, то надо делать это с высоких позиций.

Онлайн-постановки сейчас – вынужденная мера. Есть ли возможность монетизации спектаклей и концертов в этих условиях или это всегда – благотворительная акция, не подразумевающая дохода?

Я думаю, что сегодня говорить об этом не стоит, потому что в эти трудные времена благотворительность играет огромную роль. Все люди, имеющие авторские права, дают разрешения на трансляции. Я не знаю ни одного человека, который сегодня запретил бы что-либо исполнять и сказал: я хочу получать за это свои деньги. А вообще, конечно, есть определенные ограничения, есть авторские права на все произведения – и на кино, и на театр, и на музыку. Они всегда действовали. Думаю, что после того как ситуация нормализуется, все постепенно войдет в зону авторских прав.

BAT_7125_thumb.jpg
Спектакль «Баллада о маленьком буксире»

На самоизоляцию можно попытаться посмотреть и с неожиданной стороны – возможно, в это время зарождаются новые формы взаимодействия со зрителем? Какой предстанет зрителям Московская областная филармония, когда угроза спадет?

Конечно, самоизоляция уже много изменила в нашей жизни. Думаю, кое-что останется – и хорошо! Жизнь филармонии, конечно, тоже изменится. Я уже размышляю над другими формами работы. Кризис ведь не только несет с собой лавину негативного, кризис – это в какой-то мере и очищение. Очищение твоих мыслей, устремлений. Идет отбор. Как только мы войдем в нормальное русло, наверняка появятся новые формы общения со зрителем. Еще с консерваторской практики я хорошо помню: ограничения плодотворно действуют на фантазию. Например, когда я учился в консерватории, то не имел возможности написать симфонию для оркестра – она бы не была исполнена. Я писал для нескольких инструментов – четырех-пяти, и должен был сосредоточить всю свою фантазию, ограничить себя. Это очень хороший тренаж обострения творческой мысли. Думаю, что здесь у нас произойдет то же самое. В этих обстоятельствах нам придется себя ограничить, и в этом самоограничении наверняка найдутся новые интересные формы. Сейчас пока точно нельзя сказать – какие именно, но я уже это вижу, чувствую.

IMG_5240-2.JPG
Юбилейный концерт Максима Дунаевского (Москва, Концертный зал имени П.И. Чайковского, 2015)

Что бы вы пожелали не только вашим слушателям, но и всем жителям Подмосковья, оказавшимся в эти дни в самоизоляции?

Самое главное – здоровья, терпения и силы духа! Мы часто говорим про терпение, но сейчас оно должно быть на первом месте. Терпите! Это вынужденное терпение, это не какие-то капризы, а серьезные вещи. Это самоограничение сейчас должно вами руководить. Но пытайтесь при этом делать что-то полезное. Думаю, что каждый из вас находит какое-то занятие по душе, по сердцу, никто просто так не лежит, грустно размышляя о бренном существовании. Кто-то может профессионально работать дома, и я это приветствую. Кто-то находит в себе таланты: рисовать, писать. И, конечно, нужно по возможности дышать воздухом, тем более – на улице весна!

В рамках беседы о судьбах современного театра ранее были опубликованы интервью с руководителями ведущих подмосковных учреждений культуры: Игорем Шаповаловым, Ярославом Ермаковым, Нонной Гришаевой, Олегом Лабозиным и Алексеем Гущуком.

Материал подготовлен пресс-службой Московской областной филармонии

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее