Все Подмосковье
20 C, ясно

Мамонтовка: от бараков Дмитлага к кварталу на Рабочей. Часть 1

24 Марта 2023 5 минут Автор: Ольга Соловьева 158
Я живу в Мамонтовке. Часто слышу: "Захолустье. Надо в Москву". Но в такие минуты мне всегда вспоминаются слова сатирика Александра Иванова в его пародии на поэта Сидорова: "Я дома здесь. Я здесь пришел не в гости". Точнее и не скажешь.

Панельные пятиэтажки квартала ул. Мира - ул. Рабочая в Мамонтовке

Я живу в Мамонтовке и пишу заметки о местной истории. Порой хочется исследовать яркие и всенародно любимые объекты. Изучать биографии великих. Но поглядишь в окно – Мамонтовка, пятиэтажки. Рабочая окраина. Дворы, бывшие в советское время дворами будущего, и дома, приютившие барачных переселенцев, стали нашим настоящим.

Мне подумалось, что и окраина тоже имеет право на краеведение. Посему этот рассказ посвящается одной из главных улиц Мамонтовки, символу эпохи, улице Рабочей.

БЫВШИЙ ГОРОДОК МОСКВА-ВОЛГОСТРОЯ

В архиве Московской области хранится интересный документ, датированный 1955 годом. Это эскизный проект планировки будущего жилого квартала в Мамонтовке.

Ранее на территории, о которой идет речь, находилось подразделение Дмитлага – городок строительства Москва-Волгостроя (МВС). Так именуется в пояснительной записке сей участок площадью 27 га в двух километрах от железнодорожной станции Мамонтовская.

Границы городка МВС.jpg
Границы городка МВС.

Городок МВС граничил на востоке и юго-востоке с колхозными землями, на западе, юго-западе и северо-западе – с участками индивидуальных дач, на севере и северо-востоке – с улицей Школьной.

Проект 1955 года был разработан в связи с необходимостью сноса аварийных бараков, которые к тому моменту все еще оставались здесь со времен Дмитлага.

Согласно документам, бараки были построены как временные в 1932 году, и предполагалось, что сооружаются они на 2-3 года. Изначально в них жили заключенные, участвовавшие в строительстве Акуловской плотины, Учинского водохранилища, эксплуатационного поселка и других объектов канала Москва-Волга. После завершения строительства канала бараки стали использовать под обычное жилье, заключенных перевели в другое место, некоторых амнистировали.

5643.jpg
Один из бараков в районе нынешней улицы Мира. 1960 год.

Бараки были трех типов. Каркасно-засыпные бараки строились без фундамента и нижней обвязки, на столбах, врытых в землю. К моменту осмотра специалистами все несущие конструкции деформировались, материал сгнил. Текущему и капитальному ремонту эти бараки не подлежали.

Второй тип – бараки из коротких бревен. Стойки из бревен 20-22 см были врыты в землю. Эти бараки также были построены без фундамента и нижней обвязки, текущему и капитальному ремонту не подлежали.

И наконец третий тип – бараки бревенчато-рубленые. Были построены из бревен толщиной 16-19 см, без фундамента, на деревянных "стульях". Архивные документы дают точное понимание о том, сколько было бараков и где находился каждый из них.

План квартала, где отмечены бараки Дмитлага.jpg
План квартала, с отмеченными бараками Дмитлага.

Итак, в 1955 году на обозначенной территории размещалось 44 строения: это были одноэтажные и двухэтажные деревянные дома общей жилой площадью 11169 кв. м, а также пять финских домиков завода №28 и девять одноэтажных деревянных домов индивидуального пользования.

По принадлежности бараки подразделялись на жилой фонд Поссовета (23 барака), завода №28 (девять бараков), Гипроречтранса (11 бараков) и Управления речного транспорта (один барак).

Канализации на указанной территории не было. В аварийном бараке №51 в Новоспасском поселке размещалась двухклассная школа, в северной части территории, по Школьной улице, в бараке №11, имевшем крайне аварийное состояние, находился клуб с библиотекой. В бараке №4/16 по Школьной улице – амбулатория.

На месте нынешнего водозаборного узла и водонапорной башни находилась артезианская скважина. На плане четко видно схему водоснабжения – несколько колонок, в домах водопровода не было.

Вдоль северной границы завода №28 проходила мощеная дорога, обсаженная деревьями (современный Акуловский проезд и улица Рабочая в районе домов 1-3).

Адреса бараков относились к Центральной и Школьной улицам, а также к Новоспасскому поселку. В каждом проживало в среднем 6-13 семей, но были и крупные бараки, например, под номером 1 по Центральной улице – в нем проживало 28 семей или 101 человек.

В 1955 году все бараки предполагалось снести, за исключением трех – они были капитально отремонтированы. Ближайшим соседом городка МВС был завод №28 Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог. И завод был крайне заинтересован в строительстве новых домов.

Территория завода №28.jpg
Территория завода №28.

Завод образовался в 1930-е годы. Вначале это были мастерские по ремонту инвентаря, требовавшегося на строительстве канала Москва-Волга. Здесь также работали заключенные МВС, они ремонтировали лопаты, тачки, телеги, носилки.

После начала эксплуатации канала мастерские перепрофилировали на ремонт дорожной техники. Появились слесарно-сборочный и заготовительный цеха. В годы войны завод занимался ремонтом техники, поступающей с фронта, изготавливали аккумуляторы. Предприятие стало называться "Завод №28".

С 1946 года завод был передан Минавтошосдору и стал специализироваться на ремонте дорожной техники. В 1955 году завод стал называться МОЭЗ, начался выпуск собственной продукции: асфальтоукладчиков, бетономешалок, шнеков, роторных машин. В других цехах продолжался ремонт автокранов, трелевочных тракторов и другой техники.

В 1963 году на заводе было создано Центральное проектно-конструкторское бюро (ЦПКБ). Стала выпускаться новая продукция: пескоразбрасыватели, лебедки, насосы, роторные снегоочистители. Всего на предприятии в тот период трудилось около 1000 специалистов.

Как и многие другие предприятия, завод постепенно пришел к упадку в 90-е годы. Цеха стали сдаваться в аренду. Окончательно выпуск продукции прекратился в начале 2000-х. Сложно сказать, что происходит за воротами завода в наше время. Однозначно некоторые корпуса переоборудованы в общежития, на территории организован прием металлолома, также здесь размещается предприятие по производству и продаже строительно-отделочных материалов.

Но вернемся к прошлому завода. В 50-60 годы он активно развивался, строились новые помещения. Увеличивалось и количество рабочих – соответственно возрастала потребность в жилье.

ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ

Итак, граждане проживали в аварийных бараках, что побуждало Мособлпроект решать проблему строительства новых домов.

Почему же новые дома планировалось строить именно в границах бывшего городка МВС, а не где-то на другом месте в пределах Мамонтовки? Ответ на этот вопрос дает протокол совещания Мамонтовского поселкового совета от 11 апреля 1955 года, председателем в тот момент был Владимир Семенович Михеев.

В документе говорится, что размещение нового строительства в непосредственной близости от станции Мамонтовская было бы невозможно без сноса существующей застройки, а намеченный участок, наоборот, позволял строить, не выселяя людей из прежнего жилья.

Эскизный проект планировки 1955 года.jpg
Эскизный проект планировки 1955 года.

Также намеченный участок был свободен от крупных древонасаждений и отвечал всем санитарным требованиям того времени – высокий берег Учи, окруженный с юга и юго-запада лесом.

И вот в центре обозначенного района был запроектирован квартал №1 общей площадью 4,8 га, являющийся основным жилым массивом, там было намечено первоочередное строительство.

Квартал должен был состоять из трехэтажных домов по типовым проектам Гипрогора, серия 260, из кирпичных блоков. Остальные дома за пределами квартала №1 должны были стоять в восточной и юго-восточной частях этого жилого района – в основном на месте сносимых бараков.

Составляли проект с учетом сложившегося к тому моменту направления улиц и проездов, а также границ завода №28. Автором проекта застройки 1955 года стала Ольга Борисовна Гуринова.

Глядя на план 1955 года, мы видим, что многое из намеченного тогда претворили в жизнь. В 1957 году появились первые два дома на улице Рабочей: №7 и №9, в них размещалось 18 квартир.

В 1958 году построили дом №6, в 1959 – дом №9 (буквой Г) и дом №16. Сама улица Рабочая, кстати, сформировалась и получила свое название тоже в это время.

Рабочая, №7. Самый первый дом, построенный в квартале.JPG
Дом № 7 по ул. Рабочей - самый первый, построенный в квартале.

На плане мы видим некий идеальный город, утопающий в зелени, с ровными, расходящимися лучами дорожками. По задумке автора жилые дома должны были окружать многочисленные курдонеры, внутриквартальные садики, клумбы и цветники, спортплощадки, площадки для отдыха детей и взрослых.

Интересно сравнивать проект с теперешней реальностью: зелени здесь действительно много, только растет она хаотично, дико и дерзко, словно доказывая окружающим право на собственное существование.

Зелень в квартале растет дико и дерзко.JPG
Зелень в квартале растет дико и дерзко.

Особое внимание на плане привлекает клуб и сад вокруг него. Забегая вперед, стоит отметить, что ни того, ни другого не случилось, ибо через несколько лет после составления данного плана последовал следующий, отражающий все возрастающую потребность рабочих завода в собственном жилье. Словом, место под клуб и сад оказалось под жилой застройкой…

Справедливости ради стоит отметить, что по другую сторону современной улицы Мира в конце 1960-х все же появился кинотеатр "Октябрь", рядом с ним по направлению к станции – сквер.

Кинотеатр _Октябрь_, 1967 год.jpg
Кинотеатр "Октябрь". 1967 год.

Приклубным садом его назвать сложно, все-такие наиболее верная формулировка "сквер". Фонтанов и клуб в нем нет, а есть только грунтовая "народная" тропинка.

С конца 1990-х кинотеатр стоял заброшенным, пустым, мрачным, сквер рядом обрастал мусором и собирал под своей сенью странную публику. Но время, сделав виток, все расставило по местам: кинотеатр стал сетевым магазином, который теперь каждый вечер собирает рабочих местного общежития.

Со времен Дмитлага в квартале оставались тополи. В проекте 1955 года они отдельно отмечены в юго-западной части городка МВС, тогда этим деревьям было 15-20 лет. Они представляли декоративную ценность, решено было их оставить.

Сложно сказать, сохранились ли конкретно те деревья до наших дней, но тополь стал чуть ли не самым часто встречающимся деревом в квартале: пух, словно снег, каждое лето окутывает все в округе…

Окончание материала читайте здесь.

В статье использованы фотоматериалы из личного архива автора, фотографии А. Гречи, фотографии из открытых источников, материалы из Центрального государственного архива Московской области.

мамонтовка пушкино бараки краеведение Канал имени Москвы


Выберите город