30 Сентября Среда
15 C, облачно с прояснениями

Манеж, в котором не было лошадей

15 Сентября 2020 5 минут Автор: Любовь Колесник 74
Звенигород – город исторический, древний, но в XVIII-XIX веках, являясь административным центром огромного уезда, он так и не приобрел городские черты. Застройка здесь в основном была деревянной, и лишь незначительное количество домов, принадлежавших местным купцам или разбогатевшим крестьянам, строились кирпичными или каменными. Длинное кирпичное здание площадью около 800 кв. м, называемое сейчас городским Манежем, было построено в 1830-е годы как "соляной подвал" или "винный подвал". Это была хозяйственная постройка на самой окраине, около городского кладбища. Сейчас Манеж расположен в центре Звенигорода недалеко от храма Александра Невского. С ноября 2019 года в нем идут реставрационные работы, которые планируется завершить в начале 2021 года. Рассказывает директор Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея Галина Стоенко.
ВИННЫЙ СКЛАД И КИНОТЕАТР

Галина Стоенко утверждает, что здание не использовалось для конной выездки - лошадей здесь не было никогда. Название "Манеж" впервые появилось на театральной афише 1895 года, которая сохранилась в музейных фондах. Афиша сообщала что "с разрешения начальства в городском манеже 23 июля в пользу Звенигородского городского училища будет дан любительский спектакль "На паях". Уже в начале ХХ века здание становится местом проведения публичных мероприятий и театральных постановок. Название "Манеж" было симпатичнее чем "винный склад" или "казарма", которой Манеж так и не стал, хотя на него до революции претендовало военное ведомство, и оно даже называлось в некоторых документах "казармой".

С 1920-х здание приспособили под индустрию развлечений: сначала театр, потом кинотеатр. В 1960-1962 годах после реконструкции были нарощены стены, появилось два зрительных зала и просторное фойе. Большое красное здание практически все коренные звенигородцы помнят как кинотеатр. В 1990-е годы в здании был организован Центр культуры и отдыха. Уже в это время постройка нуждалась в ремонте. После обрушения потолка в малом зале использование здания стало невозможным. С 2003 года манеж не эксплуатировался, он был отрезан от всех коммуникаций и в таком состоянии простоял до 2007 года, когда было принято решение передать здание в собственность Московской области и в оперативное управление Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея.

1967-untitled-12-1280x805.jpg

ПАМЯТНИК ИСТОРИИ

– Здание манежа является вновь выявленным памятником истории и культуры регионального значения. Основная задача его реставрации – максимальное возвращение первоначального облика. Запланированные ранее работы в подземных помещениях, обустройство стеклянных потолков и значительное расширение площадей пристройки ХХ века, возведение дополнительных этажей проводить невозможно, – рассказывает Галина Стоенко. – Закон накладывает колоссальные обязательства на владельцев ОКН (объект культурного наследия): требуется разработка полного комплекта проектно-сметной документации, которая проходит историко-культурную, а также государственную экспертизу на предмет соответствия всех разделов проекта законодательству РФ и всем нормам, включая вопросы безопасности, принятые при проведении строительно-реставрационных работ.

WhatsApp Image 2020-09-15 at 15.54.22.jpeg

НЕ РУБИТЬ С ПЛЕЧА

Принадлежность музею – особая участь и честь. Сейчас идет речь о восстановлении подлинного облика архитектурной постройки, для Подмосковья довольно важной и редкой, а для Звенигорода – вообще уникальной.

При разработке плана реставрации высказывалась идея восстановить здание только в основном объеме XIX века, а пристройку ХХ века не сохранять. От этой идеи отказались, так как за многие десятилетия сформировался облик памятника, привычный для городской среды. К тому же музею необходимы дополнительные площади. Экспертами было принято решение не рубить с плеча и сохранить единство не столь уж и далеких друг от друга эпох - XIX и ХХ века.

WhatsApp Image 2020-09-15 at 15.32.13.jpeg

НАКОНЕЦ-ТО КРЫША!

– Проектом предусмотрено показать в окраске фасадов разным колером каждую эпоху, – рассказывает Галина Стоенко. – Основной объем будет выделен желтым, надстройки советского времени – белым, а пристройка ХХ века – серым. Но главным оказывается сейчас вовсе не эта безусловная красота, а крыша. Проект кровли с устройством деревянных ферм оказался неимоверно сложным для реализации. В настоящее время эта кропотливая работа по сборке, освидетельствованию и подъему ферм находится в самом разгаре. Надеемся закончить до непогоды.

Во входной, "советской" части планируется расположить кассу, гардероб, туалеты, небольшой сувенирный прилавок, буфет. Здесь расположится и плоскостная выставка, чтобы вошедший сразу ощутил себя в музейном пространстве. Основное, историческое пространство делится на два зала, это деление было и в XIX веке, и в советское время. Чем их заполнить? Вопрос не стоит, экспонатов и идей великое множество.

РОВЕСНИК МОСКВЫ

Среди местных краеведов принято безоговорочно считать, что Звенигород – ровесник Москвы. Но письменное упоминание о городе относится лишь к 1339 году, времени правления Ивана Даниловича Калиты. В ту пору город уже числился на втором месте после Можайска. Логично, что он не мог стать статусным в одночасье. Еще в XI веке здесь жили люди, об этом говорят археологические раскопки. Тут множество неолитических стоянок, курганов вятичей, стоянок каменного и железного веков.

Расположение Звенигорода таково, что практически все исторические эпохи прошли через город, все его коснулись, включая Смутное время. В 2015 году в городе случилось эпохальное открытие – во время строительства автодороги был обнаружен клад: коллекция элементов вооружения русского воина периода Ивана Грозного, в том числе два шлема XVI века. Уникальная находка была передана музею институтом археологии РАН, хотя ее статус предполагал ее передачу в ГИМ. Мы благодарны тому, что находка осталась в Звенигороде как свидетель славного прошлого города.

Копия P1340021.jpg

СВЕТСКОЕ И ДУХОВНОЕ

– Предполагаю, что экспонаты эпохи древнего прошлого Звенигорода (археологические звенигородские темы, время расцвета города в XIV-XV вв, тема основания монастыря и строительство раннемосковских храмов, тема Смутного времени, наивысший расцвет монастыря в середине XVII века) принципиально важно сохранить именно на территории монастыря, в уникальном памятнике – Царицыных палатах. – утверждает Галина Стоенко. – Новый наместник монастыря, архимандрит Павел, прекрасно это понимает. Он говорит, что в православной церкви тоже есть такая тенденция: в храмах создаются древлехранилища, музеи. Знания своей истории нужны как людям светским, так и церковным. Это дает осознание своего места в этом мире, и приобщает человека к общедуховным ценностям великой русской истории.

Звенигородский музей хранит интересные коллекции археологии, тканей, народного костюма, прекрасные образцы живописи и графики. Утраченную в годы войны усадебную коллекцию музей постарался воссоздать, насколько это было возможно. Звенигород был одним из самых благодатных усадебных районов Подмосковья. Рядом жили-были Архангельское, Введенское, Ершово, Поречье, Иславское, Ильинское, и многие другие княжеские и великокняжеские усадьбы. Логично, что звенигородский городской Манеж станет площадкой для показа новой история города, начиная с XVIII века. Тема жизни уездного Звенигорода XIX века, когда эти места стали привлекательными для дачников, творческих людей, музыкантов, актеров, художников и ученых, тема народных промыслов Звенигородского уезда и многие другие найдут свое отражение в новых залах нового музейного объекта – Звенигородского городского манежа.

087654.jpg
Фрагменты т.н. "Птичьего архива"

БОЛЬШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

– Несколько лет назад в музее родилась интересная идея показать творчество с одной стороны самого знаменитого, а с другой стороны, самого загадочного и неизвестного иконописца Андрея Рублева. В Успенском соборе на Городке после революции в 1918 году работала экспедиция Игоря Грабаря. Тогда впервые были обнаружили фрески рублевской эпохи и найден Звенигородский деисусный чин, хранящийся сейчас в Государственной Третьяковской галерее. Фрески находили и в 1970-е годы, и в 2015 году. Фрагментарные и ценнейшие находки были интересными для специалистов, но малорезонансными. Увидеть их можно благодаря мультимедийному проекту. Я не большой любитель новых технологий в музее, но здесь мультимедиа станет важным помощников в показе древних фрагментов живописи, которые невооруженным глазом и в труднодоступном мест, в барабане храма или на его сводах, увидеть просто физически невозможно. А показать его в приближенном виде в макросъемке с другими элементами реконструкции – это может быть очень интересно.

У Звенигородского музея недостатка в интересных задумках нет. Хочется показать людям небольшой, но чрезвычайно интересный проект "Птичий архив". Это бумаги и многочисленные фрагменты бумажных документов, векселей, денежных знаков и фантиков, найденные во время реставрации на крыше собора. Еще одна отличная идея для мультимедиа-проекта.

В общем, Манеж поможет музею показать его несметные сокровища и реализовать самые интересные проекты. Только сначала музей поможет Манежу стать одной из самых замечательных достопримечательностей нашей звенигородской земли.

Фото из архива Галины Стоенко, zvenigorod-gorod.net, aftershock.news

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее