26 Сентября Воскресенье
9 C, небольшой проливной дождь

Мария Арендт: процесс вышивания сродни магическому действу

21 Июля 2021 3 минуты Автор: Даниил Коломийчук 168
Коломенская "Арткоммуналка. Ерофеев и Другие" неспроста носит статус музея-резиденции. С одной стороны - это действительно интерактивный музей советского быта со всеми необходимыми атрибутами - бабушкиными коврами, пионерской формой и чаем “со слоном”, с другой - моднейшая европейская резиденция для художников и литераторов, “создающих новое искусство и новую литературу”.

Мария Арендт

Попасть в музей можно, купив билет. В резиденцию - выиграв специальный грант. Победители получают право жить и творить в историческом центре Коломны - проникаться ее духом, общаться с “гениями места”, рефлексировать на темы истории и современности это чудесного подмосковного города. И, конечно, творить.

В этом году победителями Международного грантового конкурса проектов “Арткоммуналка 2021” стали пять человек: москвич Вячеслав Нестеров с проектом “Без названия”, Жолин Мок (Гонконг и Великобритания) с проектом “Фермерство и собирательство для кинопроизводства”, Алена Терешко из Санкт-Петербурга с “Игрушечной Коломной”, Карина Папп из Берлина с проектом “Неместная” и московская художница Мария Арендт с проектом “Коломна. Ткань города”. Мария, по ее собственным словам, примеряет на себя места, в которых она не живёт. Художница работает с тканями, назначение которых - укрыть, застелить, спрятать и вместе с этим обозначить, сохранить, выделить. Эти же определения относятся и к местам, с которыми работает Мария, пытаясь выяснить, что там таится, что было, а что не прожито, и почему это важно. Мы попросили Марию раскрыть детали ее проекта.

2T0A9699_с.jpg
Выставка "Шито-крыто, или Текстильная архитектура". Проект "Курсы кройки и шитья" совместно с кардиохирургом Михаилом Алшибая 

- Мария, если коротко, в чем суть вашей заявки, поданной на конкурс грантов “Арткоммуналки”?

“Коломна. Ткань города” - это часть моего большого проекта. Началось все в 2010 году, когда я стала вышивать, практически с натуры, Шуховскую башню в Москве. В тот момент ей грозила опасность (башню собирались демонтировать и перевезти в другое место - ред.), а я как раз жила неподалеку, на Шаболовке. Рука у меня, как говорится, сама пошла - я поняла, что мне обязательно нужно эту башню вышить. Процесс вышивания - сродни ритуалу, магическому действу. Я понимала, что не смогу защитить этот архитектурный объект и, в целом, бессильна, но я должна что-то сделать. Тогда и начались эти монотонные поступательные движения ниточкой-иголочкой.

2T0A9726-222.jpg
Выставка "Шито-крыто, или Текстильная архитектура". На переднем плане скульптура деда Меера Айзенштадта фонтан "Физкультура", или Посвящение Лукасу Кранаху (фрагмент). 1930. Гипс.

Затем эта серия продолжилась. Когда мы с сестрой в прошлом году были на карантине в Лондоне, я три месяца смотрела на башни газгольдеров - они находились буквально под окнами. Эти невероятно красивые ажурные конструкции собирались сносить, из пяти башен оставив одну. Я тоже начала вышивать эти здания, параллельно снимая на видео процесс. Частично я вышивала руками, с натуры, частично - на машинке. “Коломна. Ткань города” - это продолжение темы. Я приеду в Коломну и выберу здание или местный архитектурный объект, которому с моей точки зрения грозит опасность. Затем - буду его вышивать, так же, как это происходило в Москве и Лондоне. Этапы процесс будут засняты на видео, потом я смонтирую эти кусочки и уже можно будет оценить результат.

- Словом, средствами искусства вы создаете некий “магический щит”...

Конечно, очень хочется защитить архитектуру от агрессивного вмешательства, помешать тому, чтобы исторические здания разрушались. Второй момент - некорректная реставрация, грубая, варварская - такое не редкость в наше время. Часто возникает мысль, что лучше было бы, если бы здание вообще не реставрировали.

Maria Arendt, Mikhail Alshibaya ANNULOPLASTY Embroidery on linen with cotton thread and surgical suture 2013.jpg
Мария Арендт и Михаил Алшибая: серия "Курсы кройки и шитья". Аннулопластика, льняное полотно, хлопчатобумажная и хирургическая нить. Вышивка. 2013 г.

- Часто бываете в Коломне?

Достаточно часто. Недалеко отсюда, в Вырыпаевке, живут мои близкие друзья - художник Мария Шалито и ее семья. Архитектор Андрей Владимирович Ефимов, который, к сожалению, недавно покинул наш мир, построил тут совершенно потрясающее здание, взяв за основу старую силосную башню и пристроив к ней невероятно интересную жилую часть. Получился удивительный архитектурный ансамбль. Я очень люблю гостить у своих друзей и, конечно, мы часто оказываемся в Коломне. Этим городом я просто любуюсь - и кремлем, и архитектурой. Уютный, камерный городок, который мне очень нравится. Мне всегда хотелось немножечко углубиться в среду и узнать Коломну поближе, изучить ее. Поэтому у меня и возникло желание участвовать в грантовом конкурсе проектов “Арткоммуналки”.

- Вы работаете в технике “графика нитью на холсте”. Можете рассказать о ней чуть подробнее?

В ней все построено на контрастах: вышивание, рукоделие - процесс достаточно нежный, но вышиваю я архитектуру. Что может быть более странным и необычным, чем вышивание ажурных металлических конструкций на ткани? Именно этот контраст и дает мне творческий импульс.

Мария Арендт (1968 г., Москва) — живописец, график, художник-иллюстратор, автор инсталляций, работает в технике вышивки. Окончила Московское художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина по специальности “художник по вышивке” (1989). Работала художником-дизайнером (1989–1995). Член Московского союза художников (МСХ), секция монументально-декоративного искусства (1997). В свободное время занимается книжной иллюстрацией. Живет и работает в Москве. Работы находятся в коллекциях российских и зарубежных музеев: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева (Москва), а также в частных собраниях.
Автор портрета: Ольга Сухинина, фото экспозиции ММСИ: Иван Новиков-Двинский

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее