08 Июля Среда
19 C, гроза с дождём

«Месяц в деревне»: вне времени и пространства

25 Марта 2020 4 минуты Автор: Елена Синицына 235
Сделать классику понятной для зрителя, адаптировать под реалии XXI века — непростая задача современного театра. Королевский ТЮЗ пошел дальше: размыв границы времени и пространства, превратил знакомый зрителю «Месяц в деревне» в актуальную историю о человечности, дружбе и любви.
«Всякая любовь, счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь...» — эту фразу Тургенева можно считать лейтмотивом всей пьесы. В центре «Месяца в деревне» — не любовный треугольник, а гораздо бопее сложная фигура, как минимум, любовный четырехугольник. Однако в Королеве показали не просто драматическую историю, где страсть — главный двигатель сюжета. На сцене перед зрителями — ряд важных моральных вопросов и проблематик, которые и делают постановку актуапьной вне зависимости от эпохи.

«Месяц в деревне» ставится на сценах знаменитых театров разных стран уже почти полторы сотни лет. Пьеса не раз экранизировалась, и тем более неудивительно, что совсем недавно она нашла свое новое воплощение, на этот раз — на сцене Королевского Театра юного зрителя. Главный режиссер театра Наталья Ермакова размыла временные рамки — действие пьесы происходит в абстрактном «лете», а проблемы, волнующие героев, кажется, вечные. Вечные и в то же время вполне современные: что такое любовь и что такое дружба, как далеко может завести страсть, где личные границы соприкасаются с границами общественными?

IMG_4502_2-11.jpg

Сам Тургенев говорил, что «Месяц в деревне», это, «собственно, не комедия, а повесть в драматической форме». «Для сцены она не годится, это ясно», — утверждал писатель, и многие с этим соглашались: кружево наполненного «бесконечными диалогами» повествования, по словам Всеволода Мейерхольда, «лениво плетется под березами запущенных аллей, без всякого движения». Но, вместе с тем, отмечал режиссер, именно так и «возникает лирический эпос великого беллетриста».

Действие пьесы происходит в первой половине XIX века. Чем же привлек этот сюжет внимание Натальи Ермаковой, и чем он может взволновать зрителя из века XXI?

— Все очень просто, — ответила нам Наталья Николаевна, — меня интересуют люди, которые умеют оставаться людьми даже в таких сложных обстоятельствах. Я намеренно выделила в пьесе линию Ракитина и Ислаева, историю их дружбы. Эти люди не могли стать ни врагами, ни недругами, они старались сохранить покой своей любимой женщины и быть ей преданными, насколько это возможно. И самое главное то, что Наталья Петровна этого заслуживала.

Декорации спектакля и костюмы героев нарочито вневременны: Беляев не щеголяет в спортивном костюме, а Коленька не держит в руках смартфон. Взгляд постановщика сфокусирован на взаимоотношениях героев, а не на достоверности деталей гардероба: такие наряды вполне могли бы носить буржуа предреволюционных лет или модники 1920-x годов.

Месяц в деревне (7).jpg

— Мы не придерживались четких временных границ и были вне пространства. Нам достаточно, что это происходит летом, на даче, и длится всего месяц, — продолжает Наталья Николаевна. — Отличие нашей трактовки от предыдущих постановок в том, что мы постарались сделать эту пьесу не очень грустной. То есть она вообще не грустная — в целом у нас получилось даже очень весело. Потому что лето, красота летней природы и все эти страсти — они преходящи. Кроме истинной дружбы, конечно, я очень на это надеюсь.

В спектакле заняты замечательные актеры. Екатерина Орлова играет Наталью Петровну тонко, не скатываясь в истерику. — Это очень правильно, — смеется Наталья Ермакова, — в некоторых старых постановках эта истеричность меня раздражала. У Ислаевой в исполнении Орловой истерики нет вообще, все, что она выражает, это «я никогда не любила и вдруг поняла, что любить — это прекрасно». У нас очень интересный Ракитин — Максим Лященко, выпускник Школы-студии MXAT... В роли Беляева замечательный Олег Алексеев, выпускник ГИТИСа. Он у нас первый сезон отработал, но уже сделал такую большую и удачную работу.

Месяц в деревне (6).jpg

Здесь, наверное, стоит рассказать и о самом театре. Королевский ТЮЗ уже давно входит в тройку лучших муниципальных театров Подмосковья. В его репертуаре около 40 постановок, в труппе 25 артистов. В 2019 году театр получил значительную государственную поддержку: в рамках федерального проекта «Культура малой родины» ТЮЗу было выделено три миллиона рублей. Всего в программе участвовало 19 подмосковных театров.

По словам Натальи Ермаковой, без такой поддержки поставить спектакль было бы невозможно. — Мы смогли пригласить хорошего художника, композитора, для спектакля была написана прекрасная музыка, был сделан очень интересный проект декораций — мне в них самой жить хочется.

И все-таки чем же способен «зацепить» нынешнего зрителя такой, казалось бы, архаичный сюжет?

— Многим, — уверена Наталья Ермакова. — Сегодня несколько размыты, а отчасти и потеряны понятия дружбы, любви, страсти. Потеряны или сведены до какого-то низкого уровня... Наша задача — опять вернуть этим понятиям ценность.

Материал опубликован в №1 (65) журнала “Горизонты культуры” за 2020 год. Фото предоставлены пресс-службой театра.


Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее