09 Мая Воскресенье
8 C, небольшой дождь

Мозаики Нади Леже: подарок, забытый в вагоне

21 Октября 2019 4 минуты Автор: Ирина Новожилова 892
Дубна, серый осенний день, а на ярких мозаиках — Петр Чайковский и Майя Плисецкая, Владимир Маяковский и Лев Толстой — опера и балет, поэзия и проза, они настраивают на нужный лад тех, кто хочет соприкоснуться с искусством. Здесь есть и другие портреты не менее известных людей. Работы не подписаны, так что можно проверить свою эрудицию. И если вы узнали всех, не расслабляйтесь. Следующий вопрос: кто же их автор?
Внизу мозаичных панно есть подсказка — подпись «НХЛЕЖЕ». Дело за малым, осталось расшифровать ее: Надежда Ходасевич-Леже, Надя Леже, французская и советская художница из Белоруссии. А вот теперь вопрос на миллион: как мозаики оказались в Дубне?

Их история начинается во Франции, в 1969 году, когда 65-летняя художница решает заняться оформлением мемориального музея ее мужа, Фернана Леже. Для украшения фасада Надя приглашает к сотрудничеству итальянского мозаиста Мелано, у которого учится новой для нее технике. Она посещает Равенну, город древних византийских мозаик. А уже в 1972 году Надя устраивает выставку, на которой показывает серию панно, — 65 сложенных из разноцветных кусочков смальты изображений людей, которые были ей дороги.

1546860369_4.jpg

Надя делала портреты с известных фотографий — у каждого из этих снимков своя история, в них есть характер и жизнь. А Надя Леже добавляет им цвет и эмоцию — ведь многие из них были черно-белыми. Вот Майя Плисецкая — кадр из «Лебединого озера», она танцевала его сотни раз. Вот Владимир Маяковский — дерзко смотрит вперед. Обычный для таких фотографий черный фон художница заменяет красочной декорацией. Рядом с Львом Толстым она сажает березку — на оригинале ее нет, Юрий Гагарин — на фоне кругов и прямоугольников — куда без авангарда. Это панно далось Наде не сразу. Моделью был знаменитый снимок космонавта, более лиричный и эмоциональный, чем строгие официальные фотографии. Но в картине чего-то не хватало.

Надя писала в своих заметках: «Я что-то упустила. Я что-то не привнесла. Ох, это что-то! Где оно? Так у золотоискателя, терпеливо просеивающего песок — весь глаза! — не блеснет ли золотинка. …А оно вдруг яблоком Ньютона стукнет по голове. Вот оно что!» И яблоко наконец стукнуло: «Да, а для Гагарина нужен другой фон. Может быть, демонстративный разбег линий, что-то более звонкое ритмически».

Сегодня этот портрет стоит в Дубне перед ДК «Октябрь» на площади Космонавтов, подтверждая верность ее названия. Его путь сюда был непрост.

Надя Леже уехала из СССР, но всегда помнила о своей родине и активно участвовала в ее культурной жизни — устраивала выставки французских художников и поддерживала советских актеров на зарубежных кинофестивалях. Свои мозаики — 60 из них — Надя решила подарить Советскому Союзу. Художницу наградили «за большой вклад в развитие советско-французского сотрудничества» орденом Трудового Красного Знамени, а вагоны с изображениями Гагарина и Толстого отправились из Франции в СССР. Здесь их ждал холодный прием, и дело не только в погоде. Вклад Нади у нас ценили, а вот как быть с подарками и по какому адресу их отправить, не знали.

DSC_9008.jpg

Вагоны с портретами прославленных деятелей XIX и XX века отогнали на запасные пути, там бы они и окончили свое путешествие. А потом прошел слух, что Надя Леже собирается приехать на родину с дружественным визитом и наверняка поинтересуется судьбой своих работ. Пришлось всех срочно переселять. Министерство культуры поручило организовать выставку мозаик администрации дубненского ДК «Мир». Сюда доставили 20 из 60 подаренных панно и установили их около Дома культуры.

Выставка прошла, но нового пристанища для портретов не нашлось. И вообще, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Так мозаики прописались в Дубне и остались при этом бездомными.

Судьба их здесь ждала неодинаковая. Посчитаем всех. Сейчас 10 мозаик размещены напротив ДК «Мир». 4 портрета космонавтов переехали к ДК «Октябрь». Мозаичное панно с Сергеем Эйзенштейном отправилось в Дом престарелых работников кино. Портреты Карла Маркса, Владимира Ленина и Надежды Крупской с аллеи убрали — их эпоха ушла. Но хуже всего пришлось Сергею Прокофьеву и Пабло Пикассо: эти портреты не выдержали двойного испытания погодой и временем, и теперь их можно увидеть только на репродукциях.

DSC_9004.jpg

За прошедшие годы мозаики Нади Леже стали одной из достопримечательностей Дубны. Сюда водят экскурсии, здесь отдыхают, смотрят на Гагарина и Маяковского и вспоминают о ярком XX веке. Летом портреты поливает дождь, а зимой запорашивает снег. Маленькие кусочки смальты не выдерживают такого напора. Очевидно, что open air — не лучший для них формат. Климат не щадит искусство. А вот мы можем.

Вечер, на портреты людей, прославивших нашу страну, падают лучи заходящего солнца. Краски блекнут, их ускользающая красота завораживает. У мозаик Нади Леже была насыщенная история, и хочется верить, что она не закончена.

Материал опубликован в №3 (63) журнала “Горизонты культуры” за 2019 год. Фото: Сергей Калугин

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее