11 Декабря Среда
+ 1,5 C, Пасмурно

Музейные семидесятые – отголосок хрущевской оттепели

29 Ноября 2019 18 минут Автор: Жанна Ованесова 169
С конца 1960-х и в начале 1970-х гг. в регионе открываются на общественных началах, а к концу 1970-х гг. получают статус государственных новые краеведческие музеи, пополняя список тех, что были созданы ещё в первые десятилетия после Октябрьской революции. В 1970-х гг. в музее-заповеднике «Бородинское поле» и в Загорском музее (Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, создан в 1920-х гг.) продолжаются археологические и научные изыскания. Пополняются фонды и других музеев, открытых на месте монастырских обителей. В 1970-е гг. происходит возрождение Ново-Иерусалимского музея, его фондов и экспозиций, приобретение новых и восстановления утраченных коллекций.
В 1972 г. в дар Звенигороду было передано свыше 200 живописных работ народного художника РСФСР Б.Н. Яковлева, имевшего в окрестностях дачу. Картины передали в Звенигородский историко-архитектурный музей, именовавшийся так с 1966 г. С 1946 г. музей располагался на территории Саввино-Сторожевского монастыря и в то время именовался районным краеведческим, с 1947 г. – историко-краеведческим. Собрание произведений Яковлева добавило художественное направление в деятельности музея к основным: историческому и архитектурному. Коллекция живописи постепенно расширялась, и с 1984 г. музей стал называться Звенигородским историко-архитектурным и художественным.

Научная работа, открытия в области церковного искусства, пополнение музейных экспозиций экспонатами из фондов центральных музеев, а также благодаря проводимым исследованиям и новым находкам, продолжалась и в других малых городах Подмосковья, где сохранились исторические памятники оборонного зодчества: Дмитровский кремль, Зарайский, Волоколамский...

ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО В МУЗЕЯХ-УСАДЬБАХ

Как известно, в числе первых советских музеев наряду с краеведческими создавались музеи-усадьбы. Примеры тому – Архангельское и Абрамцево, ставшие музеями-заповедниками, т.к. включали строения, парковую часть, ландшафты. Ещё одним ярким примером является Музей-усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева, получивший статус заповедника значительно позже, в 2012 г.

На 1970-е гг. пришлось время руководства усадьбой Кирилла Васильевича Пигарёва, правнука поэта Фёдора Тютчева, который продолжил научно-исследовательскую работу о жизни и творчестве Е.А. Боратынского и Ф.И. Тютчева, начатую первым директором музея-усадьбы – Н.И. Тютчевым, внуком поэта. Пигарёв превратил «Мураново» в центр тютчевоведения. В этот период в Мураново приезжали не только отечественные, но и зарубежные исследователи творчества двух русских поэтов из Англии, ГДР, Норвегии, США и Венгрии для работы в архиве музея и получения консультаций у Пигарёва. Большое внимание директор уделял просветительской работе. В период его руководства резко повысилась посещаемость музея. Часто директор сам проводил экскурсии. Сотрудники читали лекции учащимся, работникам ферм Пушкинского и соседних районов Московской области. Возглавляя музей (с 1949 по 1980 гг.), он успешно продолжал работу по усовершенствованию мемориальной экспозиции, которую обогатил многочисленными, хранившимися ранее у него, семейными реликвиями. В 1973 г. за многолетнюю и плодотворную деятельность К.В. Пигарёву было присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР.

9 августа 1970 г. в Шахматове на поляне у Блоковского валуна состоялся первый Праздник Поэзии.jpg
Первый Праздник поэзии на поляне у Блоковского валуна в Шахматове. 9 августа 1970 г.

Как отголосок хрущёвской оттепели 1960-х гг. в Шахматове на поляне у Блоковского валуна состоялся первый Праздник поэзии. Возле усадьбы осенью 1969 г. по совету Семёна Степановича Гейченко, хранителя Пушкинского заповедника в Михайловском, в Шахматове был установлен камень-валун. Ведущим Праздника поэзии стал видевший и слышавший Александра Блока поэт Павел Антокольский. Е. Евтушенко прочитал стихотворение «Вам, кто руки не подал Блоку».

С этого года в первое воскресенье августа в Шахматове стали проходить ежегодные Праздники поэзии, среди участников которого известные поэты и писатели: Павел Антокольский, Алексей Сурков, Константин Симонов, Ираклий Андроников, Лев Ошанин, Евгений Долматовский, Маргарита Алигер и многие другие. В 2019 г., в августе, в Шахматове прошёл 50-й юбилейный поэтический праздник, на котором по традиции звучали стихи Александра Блока, выступали учёные-блоковеды а также подрастающее поколение, рифмовавшее строки из стихов поэта в жанре рэп-батл. В третий раз Праздник поэзии прошел без его постоянного участника – Евгения Евтушенко.

IMG_3039.JPG
Шахматово. Библиотека в мансарде Фотография В.В. Бурнова

В 1971 г. литературоведом С.С. Лесневским и московским городским экскурсионным бюро разработан пеший маршрут из села Тараканово в Шахматово. Сегодня по этому маршруту туристов не водят, но сотрудники Музея-заповедника имени А.А. Блока его хорошо знают. Заповедник объединяет Шахматово – усадьбу, где поэт провел детство, юность и неоднократно возвращался сюда позже, соседнюю усадьбу Тараканово и усадьбу известного учёного Дмитрия Менделеева – Боблово. В Тараканове сохранилась усадебная церковь Михаила Архангела, с которой связаны знаменательные события из жизни семьи Бекетовых и Блока.

В июле 1976 г. в Шахматове начаты исследовательские работы. В связи с подготовкой к 100-летию поэта Александра Блока Министерство культуры РСФСР издало приказ № 552 от 24 мая 1976 г. «Об увековечении памяти», в котором предполагалось к 1980 г. восстановить усадебный дом и флигель, разработать проект благоустройства территории с восстановлением зелёных насаждений, пруда и колодца. Благоустройство заповедной территории и пополнение фондов музея мемориальными предметами и книгами продолжилось и в 1980-е гг.

МЕМОРИАЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ

В 1970-х гг. создаются уникальные мемориальные музеи: в Дунино – Дом-музей писателя Михаила Пришвина, в Переделкино – Дом-музей Корнея Чуковского.
От Яны Гришиной, ведущего научного сотрудника музея мы узнаем: «Мемориальный дом-музей Михаила Михайловича Пришвина (1873–1954) в подмосковной деревне Дунино в конце Рублёво-Успенского шоссе, на берегу Москвы-реки – последний и любимый дом писателя. Здесь он проводил летние месяцы с 1946 по 1954 гг., сюда в первое лето после его кончины (16 января 1954 г.) приехала Валерия Дмитриевна Пришвина, теперь уже одна… Не раз она вспоминала, как в июне 1954 г. поднималась к дому, который стоял в цветущем саду с зимними деревянными щитами на окнах и дверях. Медленно шла и думала: какая здесь может быть жизнь теперь, когда жизнь ушла… Вспоминала, как увидела торчащую в двери записку, как, прочитав её, почувствовала, что она не одна, потому что в Дунине уже побывали почитатели Пришвина…

2 Дом-музей М.М. Пришвина .JPG
Дом-музей М.М. Пришвина в Дунино

Потом в доме шла уборка: открывали и мыли окна, снимали чехлы с мебели, выносили проветривать вещи на веранду. А записка лежала на столе как предвестник будущей судьбы этого дома. Наутро Валерия Дмитриевна вклеила её в последнюю дневниковую тетрадку Пришвина, которую Михаил Михайлович успел пронумеровать: «Д № – 121» и попробовать, не расходятся ли чернила: «А что если в эту тетрадку делать дневниковые записи, будут размываться или нет… по-моему, хорошо, не будут…» Тетрадка стала «книгой отзывов» – в Дунино шли и шли люди, Валерия Дмитриевна их принимала. Дом постепенно превращался в музей (как тогда говорили, «на общественных началах»), складывался стиль общения с посетителями, образовался круг помощников, устанавливались памятные даты с разговорами вокруг самовара на дунинской усадьбе.

Никто не подозревал, что в то же самое время в доме идёт расшифровка и перепечатка тайного дневника, который в течение 50 лет (1905–1954) вёл Пришвин. В таком статусе дунинский дом просуществовал 25 лет, до кончины в 1979 г. Валерии Дмитриевны. По её завещанию дом перешёл государству, и по решению Министерства культуры стал отделом Государственного литературного музея (первоначальное название Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля)».

1 Дом-музей М.М. Пришвина_ВД в Дунине Молчанов 0002.jpg
Валерия Дмитриевна Пришвина в Дунино

Чем-то схожа эта история с созданием другого литературного мемориального музея. Сохранились воспоминания дочери Лидии Чуковской о том, что после смерти писателя Корнея Чуковского в дом в Переделкине стали приходить поклонники его творчества. «Вдруг оказалось… людей, любящих его книги, желающих углубиться в историю русской культуры, гораздо более, чем мы помышляли. Ни единого объявления в газете или где бы то ни было, но идут, и идут, и идут, приходят пешком, приезжают на поездах, на санаторных автобусах, в частных автомобилях... Затея моя – сохранить в неприкосновенности комнаты Корнея Ивановича – повернулась так, как мне и во сне не снилось...» Так переделкинский дом стал музеем. Долгое время он существовал на общественных началах, родственники писателя продолжали жить в здании и проводить экскурсии для посетителей.

В 1974 г. Лидия Чуковская была исключена из Союза писателей. В 1975-м Министерство культуры РСФСР взяло дом писателя под охрану как памятник культуры. После этого случилось несколько судебных тяжб с участием Литературного фонда, Минкультуры РСФСР, Союза писателей, претендовавших на дом Чуковского. Только в 1989 г., когда Фонд культуры возглавил Дмитрий Лихачёв, удалось добился отмены судебных решений и вернуть дому Чуковского статус памятника культуры, который теперь также является отделом Государственного литературного музея.

КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ

По указу Н.С. Хрущева в 1960-х гг. многие районные музеи стали общественными. Это нововведение должно было приблизить музеи к народу. Но получилось наоборот: сократилось финансирование, уменьшился и без того небольшой штат сотрудников, усложнилась, если не замерла окончательно исследовательская деятельность. Некоторые краеведческие музеи в этот тяжёлый период закрылись, но спустя годы вновь возродились. И всё же в 1970-х гг. было много вновь образованных краеведческих музеев. Вот история некоторых из них.

30 июня 1970 г. специальной комиссии из представителей городских властей горкома и областного краеведческого музея была представлена готовая к открытию экспозиция краеведческого музея г. Балашихи. Тематически она состояла из разделов: археология, история, природа, установление советской власти, сельское хозяйство, промышленность, Отечественная война и промышленность... В сборе экспонатов принимали участие сотрудники музея, краеведы, учителя и учащиеся всех городских школ, работники библиотеки и других предприятий и учреждений района. Здание, переданное музею, было построено в 1820-м г. и служило для нужд почты и шоссейного сбора. Музей просуществовал в нём до 1979 г., пока не был закрыт на ремонт. Временное закрытие затянулось до 1990-х гг., экспонаты хранились в различных городских учреждениях, и значительная часть их была утрачена. Сегодня музей располагается в другом помещении (по проспекту Ленина, 53).

3 августа 1970 г. ещё один краеведческий музей в нескольких километрах к востоку от Москвы распахнул свои двери. Его первые посетители получили возможность знакомиться с материалами по истории возникновения посёлка Обираловка, выросшего вокруг железнодорожной станции и позже преобразованного в город Железнодорожный.

DSC_5155.jpg
Музей в Железнодорожном. Фото Сергея Калугина

В 1972 г. были завершены работы по полной реконструкции здания храма Михаила Архангела в Коломенском кремле, длившиеся три года. В результате с учётом новых музейных требований была открыта экспозиция, созданная на основе историко-краеведческой, сформированной ещё в 1936 г. В обновлённом виде была представлена жизнь Коломны за 20 веков. Музей в 1970-х гг. тесно сотрудничал с музеями Москвы. В нём с большим успехом проходили передвижные выставки Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музея-панорамы «Бородинская битва», Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим», персональные выставки российских художников.

Музей города Богородска, созданный в 20-е гг. прошлого столетия, выполнял педагогические функции и имел отделы: естественно-исторический, сельскохозяйственный, кустарный, промышленно-экономический, краеведческо-педагогический. К концу 1930-х гг. обосновался в здании Купеческих складов на базарной площади (площадь Бугрова). В 1974 г. его закрыли в связи с капитальным ремонтом здания и для работы над новыми экспозициями. Открылся вновь музей 1 августа 1978 г. с новыми отделами: природы и археологии, историческим, трёх революций, Великой Отечественной войны, выставочным. В 1979 г. была заведена учётная документация по фондам музея. Сегодня музейное собрание насчитывает около 14 тысяч единиц хранения – это коллекции живописи, быта и этнографии, фотографии и документы, археологические находки, образцы нумизматики. В музее хранятся документы, фотографии и предметы, свидетельствующие о развитии текстильной промышленности Богородского города и района.

Подольский краеведческий музей был открыт 11 июня 1971 г. Он размещался в двухэтажном доме на площади им. К. Маркса – в историческом центре города рядом с действующим храмом. Теперь в этом здании воскресная школа при Троицком соборе, а площадь называется Соборная. Музей создавался стараниями энтузиастов-общественников. Его первым директором стал историк Сергей Владимирович Кауц.

С 1971 г. люди начали приносить в музей вещи, имеющие историческую ценность, отдавали в дар предметы, которые и составили основу сегодняшнего музейного фонда, которые пополнялись также археологическими экспонатами, найденными в ходе поисковых работ. Открылась экспозиция, посвящённая природе Подольской земли, к 1974 г. – в виде диорамы, автором которой был биолог Зиновий Яковлевич Шехтель.

Раменский музей хоть и называется историко-художественным (в его фондах ранится большая коллекция живописи и предметов декоративно-прикладного искусства) по своей сути был и остаётся краеведческим. Как сообщается в разделе, посвящённом истории музея на его официальном сайте: «За 10-летний период своего «общественного» существования музей пережил 19 директоров, которые воспринимали его как склад вещей, представляющих сугубо материальную ценность. Статус государственного Раменскому музею удалось получить только в 1972 г. В конце 1970-х здесь сложился крепкий коллектив во главе с директором А.Т. Васильевой, который серьёзно взялся за дело».

Наро-Фоминский историко-краеведческий музей был открыт 9 мая 1973 г. Тогда он назывался Военно-историческим. Его первая экспозиция была размещена в здании церкви Николая Чудотворца, построенной в 1852 г. в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Она рассказывала о героическом прошлом русской армии в войне с Наполеоном и жестоких боях, которые проходили в окрестностях города во время обороны Москвы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

МУЗЕЙНОЕ РАЗВИТИЕ. МЕЛИХОВО

Об истории Музея-заповедника А.П. Чехова в Мелихове в 1970-е гг. рассказывает Ксения Чайковская, главный хранитель музея: «В 1960 г. – к столетию со дня рождения А.П. Чехова, открылся главный дом писателя. Это было важное и большое дело для музея и его директора – Ю.К. Авдеева. В доме собраны мемориальные предметы, которые на протяжении 1960–1970-х гг. передавали родственники А.П. Чехова. Это и предметы быта, и фотографии, и даже автографы писателя. Главный поток посетителей в музей в это время необыкновенно возрос, но останавливаться на достигнутом директор музея Ю.К. Авдеев не захотел. Ведь в чеховские времена рядом с домом была кухня, где суетилась кухарка Марьюшка, горничные, часто появлялась мать писателя – Е.Я. Чехова. И вот уже в сентябре 1972 г. – открытие кухни. По всей усадьбе разносился запах домашнего хлеба – в этот день в большой русской печи в новой экспозиции пекли каравай. Первые гости с интересом рассматривали предметы быта давно ушедшей эпохи: крынки, горшки, маслобойки, ступу с пестом, корытце для рубки овощей, севалки и т.д. Краевед из Серпухова, друг Ю.К. Авдеева, М.И. Абросимов, очень много всего интересного передал для этой экспозиции.

IMG_3272.jpg
Мелихово. Фото В.В. Бурнова

На столе стоит большой самовар с необычной историей… Этот самовар был подарен Антоном Павловичем плотнику Егорышеву, который строил флигель в усадьбе и принимал участие в строительстве всех трёх чеховских школ. Самовар передали музею в конце 1960-х гг. родственники Егорышева.

В 1974–1975 гг. создаётся экспозиция в мелиховской школе, построенной в 1899 г. Чеховым. Бывшая начальная школа с 1974 г. стала музейным объектом. И начались незабываемые походы в окрестные деревни, к местным краеведам за рассказами о старинном школьном укладе и за экспонатами. И вот появляются школьные парты, дореволюционные учебники, глобус, «волшебный фонарь» старыми слайдами, огромная «Наглядная карта Европейской России» 1903 года.

IMG_3298.jpg
Мелиховская школа. Фото В.В. Бурнова

В 1977 году Ю.К. Авдеев решил, что мемориальному музею писателя необходима литературная экспозиция. Начинается большая работа, посвящённая творчеству и жизни писателя. За семь мелиховских лет Чехов написал 42 произведения. В экспозиции появляются дореволюционные издания произведений Чехова, его книги с автографами, живописные работы многих известных художников, на которых оживают герои чеховских рассказов: Р.М. Мазеля, Кукрыниксов, А. Ванециана.

IMG_3238.jpg
Мелиховская школа. Фото В.В. Бурнова

Удачно была раскрыта тема «Чехов и театр». Украшением экспозиции стало платье Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, переданное в Мелихово Музеем МХТ, в котором она играла Раневскую в пьесе «Вишнёвый сад». В Мелихово передали её дорожный кожаный чемодан, в котором она хранила самое необходимое для работы на сцене: веер, гримерные карандаши, зеркало, стеклянные флаконы для духов и пудры.

МУЗЕИ-ЗАПОВЕДНИКИ ДМИТРОВА И ЗАРАЙСКА

С июля 1965 по ноябрь 1987 гг. должность директора музея «Дмитровский кремль» занимает Александр Фёдорович Чекменёв (1907–1995). Прежде всего, его заботило сохранение целостности музейной коллекции, в связи с чем прекратилась передачи из фондов Дмитровского музея в столичные экспозиции произведений искусства, предметов усадебного быта. Для развития исследовательской работы и повышения статуса музея Александр Фёдорович формирует новые штаты, приглашая выпускников столичных вузов на должности специалистов, в том числе Ромуальда Фёдоровича Хохлова. Активизируется краеведческая работа, особенно богатый материал был собран к 20-летию победы в Великой Отечественной войне и 25-летию битвы за Москву в 1965–1966 гг., о чём свидетельствуют сохранившиеся в архиве музея подшитые папки с воспоминаниями участников событий, официальные справки из военного архива.

Наиболее значительное событие для Дмитровского края, которое всецело поддерживал музей и его директор – создание мемориала Героям Битвы под Москвой на Перемиловской высоте. Музейная экспозиция в этот период по-прежнему располагалась в Успенском соборе Дмитровского кремля и менялась незначительно. Исключением можно назвать начавшееся в 1975 г. обследование, а с 1978–1979 гг. и реставрация иконостаса главного храма Успенского собора. Именно тогда были открыты и отреставрированы шесть икон начала XV в. Рублёвской иконописной школы. Тогда же, к 1980 г., с учётом открытого иконостаса была переделана экспозиция в помещении главного храма.

1 Дмитровский кремль_1968 г. Экспозиция музея.jpg
Экспозиция музея Дмитровский кремль. 1968 г.

В 1984 г. Дмитровский краеведческий музей решением Мособлсовета и приказом Министерства культуры РСФСР переименовали, с учётом историко-культурной ценности его собрания, в Дмитровский историко-художественный музей.

Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль» начинал свою историю в 1920-х гг. как краеведческий. В первые годы он находился в помещениях Зарайского кремля. С 1936 г. музей перевели в здание Троицкой церкви, где он находился более 80 лет, прежде чем занял присутственные места на территории кремля (в 2015 г.). В 1970-х гг. его уникальные фонды хранились не в лучших условиях. В 1973 г. началась реставрация и изучение коллекции портретов Голицыных и Олсуфьевых из имения Козлово – одно из значительных художественных собраний Зарайского музея. Картины были доставлены в Государственный научно-исследовательский институт реставрации. Проведённая работа по детальному изучению коллекций музея, их систематизации и дальнейшему пополнению, начатая в середине 1970-х, привела к тому, что в 1985 г. решением Министерства культуры РСФСР музей был преобразован из краеведческого в историко-художественный. В 1974 г. в связи со столетием со дня рождения А.С. Голубкиной было принято решение об организации в Зарайске мемориального музея. В родном доме скульптора открылась первая небольшая экспозиция, а Дом Голубкиной стал филиалом музея «Зарайский кремль». В этом же году усадьба Достоевских «Даровое» также стала подразделением Музея «Зарайский кремль».

К сожалению, в 1970-е гг. на музейное дело оказывала своё пагубное влияние коммунистическая идеология. Она насаждалась за редким исключением почти повсеместно, тем самым влияя частично на концепции развития музеев, искажая и замутняя историческую и научную мысль. Наследие прошлого неизбежно оставляет глубокий след, но в 1990-е годы коммунистическая идеология уступила требованиям нового времени, и перед музейщиками открылись новые перспективы и начался еще один «бум» в музейной и краеведческой деятельности. Этот период заслуживает отдельного рассказа.

Автор - Жанна Александровна Ованесова, член Союза журналистов Подмосковья. Использованы фото из архивов музеев. Редакция благодарит за помощь в сборе материалов Дом-музей М.М. Пришвина, Музей-заповедник «Дмитровский кремль», Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово», Музей-заповедник «Усадьба Мураново» им. Ф.И. Тютчева. Материал опубликован в №3 (61) историко-краеведческого альманаха “Подмосковный летописец” за 2019 год.

Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее