16 Октября Среда
+ 1,4 C, Малооблачно

На пути из Москвы в Петербург…

20 Сентября 2019 15 минут Автор: Елена Леонова 303
На территории Солнечногорского района сохранились каменные здания путевых дворцов – в деревне Чёрная Грязь, где в XIX в. располагалась первая от Москвы почтовая станция, и в самом Солнечногорске (ранее село Солнечная Гора), где находилась вторая почтовая станция. Сейчас оба здания являются объектами культурного наследия.
ПОЧТОВАЯ СТАНЦИЯ

Деревянные путевые дворцы вдоль Петербургского тракта существовали c начала ХVIII в. В петровское время согласно «Расписанию станов от Петербурга до Москвы…», составленному генерал-почтдиректором П.П. Шафировым не позднее 1718 г., на главной дороге страны было 24 почтовых яма. Эти комплексы и по площади, и по своему архитектурному облику отличались скромностью. Во второй половине ХVIII в. в деревнях Чёрная Грязь и Солнечная Гора началось строительство двухэтажных каменных зданий путевых дворцов, им занимались архитекторы С.А. Карин и Ф.К. Соколов. Путевые дворцы стали частью архитектурного ансамбля Санкт-Петербургского шоссе.

За условную дату возведения главного здания путевого дворца в селе Солнечная Гора принимается конец 1770-х гг., в 1780-х гг. были построены флигели (в настоящее время северный флигель утрачен). Комплекс зданий является примером позднего классицизма с элементами ампира. В 1808–1810 гг. здание переоборудовали под почтовую станцию. В «Путеводителе от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно», где сообщаются исторические, статистические и другие сведения о замечательных городах, местах, предметах, находящихся между обеими столицами, изданном в первой половине XIX в., приводилась справка: «Солнечная Гора или сельцо Гомзино – вторая от Москвы станция, с…путевым дворцом и исправною гостиницей». Таким образом, комплекс обладал целым рядом функций: путевого дворца, почтовой станции, гостиницы. Это назначение сохранялось до середины ХIХ в., т.е. до постройки железнодорожной магистрали Петербург-Москва. Движение по железной дороге было открыто в 1851 г., и надобность в путевых дворцах вдоль Петербургского тракта отпала.

МУЗЕЙ ВХОД.jpg
Путевой дворец в Солнечногорске

ЗЕМСКАЯ ЛЕЧЕБНИЦА

В 1860 г., чтобы остановить процесс запустения, здание было продано в частные руки, Его купил с аукциона князь М.А. Оболенский. В 1879 г. родственники князя пожертвовали дворец в вечное пользование Московскому губернскому земству для Солнечногорской земской лечебницы. Уже в июле этого года начала работать амбулатория, а в январе 1880 г. стационар. Официальное открытие лечебницы состоялось 24 февраля 1880 г. Именно с этой даты идёт отсчёт истории здравоохранения в Солнечной Горе. При этом существует мнение, что первая лечебница князя М.А. Оболенского находилась в другом месте, а именно в доме купца Ежова (сейчас административное здание Государственного мемориального музея-заповедника Д.И. Менделеева и А.А. Блока). Князь содержал её на собственные средства с 1860 г. по 1864 г., а потом передал земству.

Здание путевого дворца приспособили под нужды лечебницы. В главном корпусе разместились приёмная врача, амбулатория, родильное отделение, комнаты фельдшеров и акушерки, операционная, палаты. Южный флигель передали под квартиру врача и его ассистента, северный приспособили для школы Клинского уездного земства. В ходе ремонтных работ изменили вид восточного фасада главного корпуса – заложили два входа по обеим его сторонам, восточный вход с единственной лестницей перенесли в центр здания. Значительно изменились интерьеры. Для врача при лечебнице разбили сад и огород.

Доктора должны были принимать больных из пяти уездов: Московского, Дмитровского, Клинского, Звенигородского и Рузского. По тем временам это лечебное учреждение было оснащено самым современным оборудованием, в ней имелось всё необходимое.

Земский врач И.И. Орлов.jpg
Земский врач И.И. Орлов

В 1880 г. старшим врачом в солнечногорскую лечебницу был назначен Иван Иванович Орлов, ставший одним из основоположников московской земской медицины. Он был потомственным дворянином и принадлежал к роду Орловых из Калужской губернии. Его жена Александра Николаевна, урождённая Опалина, была сельской учительницей. У них было трое детей сын Василий, дочери Надежда и Екатерина. И.И. Орлов всю свою энергию, силы и знания отдавал земской медицине. Его девизу «Всё для больного!» старался следовать весь персонал. Под председательством доктора Орлова функционировало научно-медицинское общество. Два раза в месяц по средам в село Солнечная Гора съезжались врачи из разных уездов Московской губернии, и из соседних губерний, например, из Тверской. На таких встречах врачи обменивались мнениями, передавали друг другу научно-практический опыт.

И.И. Орлов был опытным доктором, в его лице лечебница имела и хирурга, и окулиста, и терапевта, и травматолога. К деятельности земского врача он готовил своих учеников. За 27 лет работы лечебница получила значительное развитие. При ней была учреждена первая земская аптека с продажей лекарств по рецептам врачей. Стараниями доктора Орлова рядом был открыт приют для неизлечимо больных. Севернее приюта появилась часовня.

И.И. Орлов принимает пациентов.jpg
И.И. Орлов принимает пациентов

Иван Иванович дружил с А.П. Чеховым. Пациентами врача были семьи А.Н. Бекетова, А.А. Блока, Д.И. Менделеева. В 1888 г. он успешно провёл сложнейшую по тем временам операцию на лёгком с удалением двух рёбер полуторагодовалому сыну Д.И. Менделеева Васе.

Все члены семьи И.И. Орлова были революционно настроены. За ними был установлен полицейский надзор. В ноябре 1905 г. в здании лечебницы прошла конференция уездной социал-демократической организации, а в июне 1906 г. состоялась губернская конференция РСДРП, делегаты которой представляли 14 тысяч членов партии. По результатам конференции Орлов возглавил список Московского окружного комитета РСДРП.

В конце 1906 г. Иван Иванович подал прошение об отставке и оставил службу в губернском земстве. Умер он в 1917 г. на 67-м году жизни. Этот замечательный человек по праву признан одним из организаторов здравоохранения в царской России. Ассистент доктора Орлова Лев Рохлин в 1927 г. писал: «История Солнечногорской лечебницы – это история земской медицины».

Немало сумел сделать и другой неравнодушный и опытный врач – Николай Эдуардович Шен. Его назначили старшим врачом сразу же после отставки И.И. Орлова. Специализировался он на хирургии. На свои средства построил родовую на 10 мест (впоследствии роддом), а в годы Первой мировой войны под его руководством лечили раненых солдат. В 1918–1921 гг. во время эпидемии тифа в больнице был развёрнут инфекционный госпиталь на 200 мест. Спасая людей, Н.Э. Шен заразился сыпным тифом и вскоре умер.

И.И. Орлов с родственниками.jpg
И.И. Орлов с родственниками

В 1929 г. был образован Солнечногорский район, власти которого немалое внимание уделяли медицине. В 1931 г. при больнице выстроили поликлинику. В 1936 г. был организован райздравотдел. В последующие годы были открыты новые отделения. В 1964 г. Солнечногорская больница стала центральной районной больницей (ЦРБ).

Ровно 100 лет в здании Путевого дворца лечили больных. В 1980 г. был построен новый многоэтажный больничный комплекс в микрорайоне Рекинцо, куда и перевели центральную районную больницу. А в главном корпусе бывшего Путевого дворца ещё долгие годы располагалась станция скорой помощи.

МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР «ПУТЕВОЙ ДВОРЕЦ»

В 1999 г. решением администрации Солнечногорского района в здании Путевого дворца был создан историко-культурный центр. Официальное открытие состоялось 7 сентября 2003 г., в день празднования 65-летия Солнечногорска. Сейчас это музейно-выставочный центр «Путевой дворец», он включает историко-краеведческую экспозицию «Мир русской провинции», пять небольших выставочных залов, а также музыкальный салон. Музейная коллекция насчитывает более 16 тысяч единиц хранения – свидетельств солнечногорской истории и национальной культуры. Фонды продолжают пополняться благодаря горожанам, которые приносят в дар музею семейные реликвии, документы, фотографии и награды.

Экспозиция «Мир русской провинции» представляет жизнь Солнечногорского края с древнейших времён до наших дней. Знакомство с экспозицией для посетителей начинается в «Дорожном зале». Для этого есть веские основания – село Солнечная Гора формировалось как поселение при почтовом тракте.

В зале «Археология» показаны окаменелые древнейшие формы жизни на Земле, материалы археологических раскопок стоянок человека каменного века неподалёку от села Льялово, бытовые предметы и оружие эпохи бронзового и раннего железного веков, а также предметы, свидетельствующие о пребывании на территории Солнечногорского района славянских племён вятичей и кривичей. «Дворянская гостиная», «Купеческий зал», «Комната горожанина», «Крестьянская изба» воспроизводят бытовые традиции разных сословий, провинциальный уклад жизни.

ЗАЛ КРЕСТЬЯНСКОГО БЫТА.jpg
Зал крестьянского быта. Музейно-выставочный центр «Путевой дворец»

С Солнечногорским краем связаны имена великих сограждан – историка В.Н. Татищева, поэта-партизана, героя Отечественной войны 1812 года Д.В. Давыдова, поэтов М.Ю. Лермонтова и А.А. Блока, художников И.И. Левитана, К.Ф. Юона, М.И. Шестёркина, писателя и цензора В.В. Львова, книгоиздателя И.Д. Сытина, земского деятеля, врача И.И. Орлова.

Экспонаты «Дворянского зала» передают неповторимую обстановку усадьбы Середниково, где в летние месяцы 1829–1831 гг. гостил М.Ю. Лермонтов. Один из залов посвящён событиям ХХ в. В нём собраны фотоматериалы, бытовые предметы, производственное оборудование, отражающие историю и развитие колхозов, артелей, первых промышленных предприятий, медицины и образования города и района.

«Зал ХХI века» даёт представление о старейших ныне действующих предприятиях, о солнечногорцах, внёсших большой вклад в развитие города. Православное Солнечногорье показано в многочисленных фотоматериалах.

Экспонаты «Зала воинской доблести» рассказывают о битве за Москву, одной из самых значительных в истории Великой Отечественной войны. В ноябре-декабре 1941 года боевые действия разворачивались и на Солнечногорской земле. Среди наиболее ценных экспонатов личные вещи и награды участников боёв за Солнечногорск.

ЗАНЯТИЯ.JPG
Мастер-класс в рамках фольклорного праздника «Сороки.Кликание птиц»

Важной составляющей деятельности музейно-выставочного центра стали художественные выставки. За год их проходит 10–12, персональных, коллективных, самой разнообразной тематики. Неоднократно проходили международные выставки. Посетители музея имеют возможность познакомиться с разными жанрами и направлениями в искусстве – от авангарда до соцреализма, от пейзажей до жанровых сцен. Художники – маститые и начинающие, а также имеющие мировую известность: Николай Рерих, Игорь Снегур, Сергей Андрияка…

С февраля 2006 г. в «Путевом дворце» действует музыкальный салон, который стал своеобразным подарком любителям классической и народной музыки, литературы и поэзии.

На базе музейно-выставочного центра создан детский фольклорный коллектив «Бирюльки». Ребята с интересом изучают отечественную историю, русские народные традиции и обычаи, календарные и христианские праздники и народный костюм. Юные артисты делятся своими знаниями и умениями с многочисленными зрителями, которые приходят на фольклорные представления.

МЕРОПРИЯТИЕ.JPG
Детский фольклорный праздник «Колядки на Святки»

Сотрудники музейно-выставочного центра ведут и социально-педагогическую деятельность. Они разработали ряд интереснейших образовательных программ для дошкольников и учащихся солнечногорских школ разных возрастов – по историческому и литературному краеведению, знакомящие детей с историей родного края, со знаменитыми земляками. Коллектив музейно-выставочного центра приобщает населения к изучению истории родного края, занимается просветительской деятельностью и эстетическим развитием.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ «МАЛОЙ ТРЕТЬЯКОВКИ»

Собрания живописи издавна составляли гордость частных коллекций, музеев и государств. Гордостью Солнечногорска и основой фонда изобразительного искусства музейно-выставочного центра «Путевой дворец» стали работы из Льяловской сельской галереи. Они являют собой и художественную, и историческую, и, судя по современным аукционам живописи, материальную ценность – дают точный «слепок» эпохи. Эпохи, уже ставшей историей…

Именно на территории Солнечногорского района, в селе Льялово было положено начало популярному в 1960-е гг. движению по созданию сельских художественных галерей и выставок, ставших своеобразными «Малыми Третьяковками». А всё началось в июне 1957 г. с организации в Льяловском сельском клубе выставки работ московских художников. Клуб в то время располагался в сельской церкви, что тоже характерно для советской эпохи. Храм Рождества Пресвятой Богородицы один из древнейших на Солнечногорской земле. В 1992 г. его двери вновь открылись для верующих.

Село Льялово для такой выставки было выбрано не случайно. Расположенное на высоком берегу Клязьмы в цветущей долине, оно всегда притягивало творческих людей. Рядом располагалось имение (ныне пансионат) «Морозовка» с привлекающим своей архитектурой усадебным домом и прекрасным парком. После революции здесь отдыхали многие видные советские государственные деятели. В 1921 г. в «Морозовке» побывал В.И. Ленин.

Малаев Ф.П. Целинные земли. Малая Третьяковка. Фото А. Рябова.jpg
Целинные земли. Художник Ф.П. Малаев. МалаяТретьяковка. Фото А. Рябова

На первой выставке экспонировались 96 работ кисти 43-х московских художников. Её инициатором был руководитель сельского клуба Анатолий Андреевич Глебов. Прежде он работал в Московском художественном институте им. Сурикова, знал многих живописцев, они были частыми гостями в Льялове. Анатолий Андреевич обратился в Президиум правления Московского отделения Союза художников. На просьбу охотно откликнулись, и Владимиру Ивановичу Костину (он искусствовед, художественный критик) поручили воплотить в жизнь эту идею. В процессе организации первой выставки А.А. Глебов и В.И. Костин пришли к мысли организовать постоянно действующую художественную галерею в сельском клубе и договорились с некоторыми художниками о передаче полотен в дар будущей галерее. На открытии выставки стало известно, что 22 художника подарят сельской галерее 24 картины. Они и легли в основу будущего художественного собрания. В 1957 г. в её фонд поступили многочисленные произведения живописи (62 картины), 20 скульптур и более 50 графических произведений.

6 февраля 1958 г. в торжественной обстановке в Льялове открылась первая в стране сельская художественная галерея. Через год Министерство культуры СССР и секретариат правления Союза художников СССР приняли резолюцию о поддержке колхозных художественных музеев и о распространении опыта Льяловской галереи. Так первая сельская художественная галерея получила всеобщее признание.

Тараканов Л.И. У окна. Малая Третьяковка. Фото А. Рябова.jpg
У окна. Художник Л.И. Тараканов. Малая Третьяковка. Фото А. Рябова

С этого времени в Льялове систематически работали художники: М. Володин, Ф. Ангелин, С. Бальзамов, Е. Соколов, П. Кошевой, В. Басов, А. Быков. Они писали портреты, окрестные пейзажи, жанровые сцены. Художники встречались с тружениками села, читали лекции, оформляли стенды наглядной агитации. Часто героями работ художников становились сельские жители. Так, С. Бальзамов написал два больших портрета лучшей свинарки колхоза А. Глазовой и доярки П. Апраксиной. Приезжал в Льялово и народный художник СССР скульптор Николай Васильевич Томский. Здесь он познакомился со знатным овощеводом Иваном Ивановичем Тихоновым и вылепил его портрет, который подарил галерее. Позже И.И. Тихонов писал в журнале «Художник»: «…Повесили в клубе картины, организовали сельский музей. Открылся для меня новый мир, новые впечатления, сильные и волнующие…». Под руководством художника Е. Соколова при сельском клубе была создана изостудия, в которой стали заниматься 40 человек: взрослые и дети. Из книг, подаренных художниками, была укомплектована библиотека в 500 томов.

В 1980 г. был издан каталог Льяловской художественной галереи, составителем которого стал член правления Московской организации Союза художников РСФСР, искусствовед В.И. Костин. Тогда же при галерее стала действовать детская изостудия, которой много лет руководил московский художник Дмитрий Фёдорович Чумаков.

Долгое время картины экспонировались в помещении, которое не отвечало надлежащим требованиям хранения произведений искусства. Из-за допущенных ошибок некоторые работы получили значительные повреждения. В 1998 г. по запросу администрации города Солнечногорска была проведена специальная экспертная оценка значимости и сохранности коллекции. Несмотря на утраты, значение коллекции в целом очень велико. Во-первых, Льяловская сельская художественная галерея – первая в стране. Во-вторых, в составе коллекции произведения признанных мастеров: живописцев, графиков, скульпторов. Следует назвать скульптурные произведения героя Социалистического труда, лауреата Ленинской премии, народного художника СССР, президента Академии художеств СССР Н.В. Томского; живописное полотно кисти действительного члена Академии художеств СССР, народного художника СССР, профессора С.В. Герасимова; пейзаж члена-корреспондента Академии художеств СССР, народного художника РСФСР Л.И. Бродской и других крупных российских мастеров искусства ХХ в. Несколько работ представляют собой редкие, можно сказать, художественно-антикварные экспонаты, написанные около 80 лет назад.

Мананникова А.С. Урожай. Малая Третьяковка. Фото А. Рябова.jpg
Урожай. Скульптор А.С. Мананникова. Малая Третьяковка. Фото А. Рябова

С 2001 г. 139 предметов из собрания Льяловской сельской галереи хранятся в МВЦ «Путевой дворец». В настоящее время завершена реставрация наиболее пострадавших живописных полотен, идёт восстановление скульптуры. В ближайших планах намечено отреставрировать графику. Таким образом, первая в России сельская галерея получила вторую жизнь.

В ходе возрождения галереи открылись самые разные нюансы и даже курьёзы с именами некоторых авторов и с названиями работ. Всё это приходилось тщательно проверять и выверять, поэтому каталог, изданный в 2015 г., значительно отличается от первого, 1980-го года. Во-первых, по количеству включённых работ, во-вторых, по списочному составу. Есть и потери, и приобретения. Ведь художники дарили сельской галерее свои картины и после издания первого каталога. Бесспорно, жаль, что оказались утерянными или уничтоженными полотна Н.Н. Горлова «Москва строится», Т.Г. Гапоненко «Доярка», Ю.П. Кугача «Матрос», В.Г. Цыплакова «Волга», замечательные работы известного мариниста И.Ф. Титова «Море» и «Морской пейзаж».

Сохранившиеся и отреставрированные художественные произведения из первой народной сельской галереи можно увидеть, посетив постоянно действующую историко-краеведческую экспозицию «Мир русской провинции», а также на сменных художественных выставках в залах «Путевого дворца».

Автор - Елена Борисовна Леонова, ведущий научный сотрудник Музейно-выставочного центра «Путевой дворец», историк (Солнечногорск).
При подготовке статьи использованы материалы книги «Солнечногорье – страницы истории» Издание 3-е, дополненное. Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2014, а также фондовые архивные документы и акт государственной историко-культурной экспертизы объекта культурного наследия регионального значения «Путевой дворец» от 2016 г.
Фото Любови и Алексея Рябовых и из фондов МВЦ «Путевой дворец», Сергея Калугина.
Материал опубликован в №2 (60) историко-краеведческого альманаха “Подмосковный летописец” за 2019 год.


Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее