19 Июня Среда
+ 24,7 C, Ясно

Нармин Ширалиева: сделаем театр доступным!

10 Апреля 2019 10 минут Автор: Даниил Коломийчук 173
Министр культуры Московской области рассказала о том, что случится с Подмосковьем в Год театра, где можно будет увидеть спектакль с Ингеборгой Дапкунайте всего за сто рублей, а также о том, почему 15 Татьян и 20 Онегиных - это не всегда хорошо.

- Нармин Октаевна, начнем наш разговор с самой важной темы — с Года театра.

Подмосковье, как и вся страна, включилось в театральный марафон 13 декабря 2018 года. Церемония открытия получилась очень яркой: актер театра и кино Анатолий Белый представил специально созданную поэтическую композицию с участием актеров Московского Художественного театра имени Чехова, а затем Дмитрий Харатьян показал спектакль театральной студии Красногорска «Школа гардемаринов».

Мы сразу же решили обозначить два направления Года театра. Первое — сделать театр доступным, собрать все лучшее, дав возможность обычному зрителю увидеть театральный продукт самого высокого качества. Второе — особое внимание уделить театральному образованию, когда в рамках проекта «Театральные уроки» школьникам средних и старших классов расскажут об истории отечественного и мирового театра, этикете, специфике «погружения в театр». В этой стратегии — доступность и образование — мы и будем двигаться дальше.

2Uq7ER2abLsNqcrQTR8nbAzg8APGv6pN.jpg

У нас практически сверстана «Подмосковная афиша московских театров». Эту акцию мы уже проводили несколько лет назад вместе с Театром имени Ермоловой под руководством Олега Меньшикова и с Театром Олега Табакова. Олег Павлович тогда встречался с губернатором Московской области Андреем Воробьевым, и это была символичная встреча, одна из тех, которые надолго остаются в памяти, причем не только моей. «Афишу» этого года мы посвящаем памяти Олега Табакова.


- Что будет в этой афише?

Восемь спектаклей МХТ, которым руководил Табаков, два спектакля Театра Наций, где играют его любимые ученики, два спектакля Театра имени Пушкина, которым сейчас руководит Евгений Писарев, и, конечно, сам Театр Табакова. Сергей Безруков в этом контек-сте сейчас готовит очень важную историю: он восстановит один из лучших спектаклей Табакова «Мудрец» в Московском Губернском театре.

Fabrika_press-025_001.jpg


- Восстановит?

Именно. В театре существует такая форма, как восстановление режиссуры. Легендарные спектакли, вошедшие в «фонд зрительской любви», а «Мудрец» как раз из таких, заслуживают своего возвращения в том виде, в каком они задумывались. «Мудрец» пользовался огромной популярностью, в нем, как говорится, все сложилось. Когда Безруков возглавил Московский Губернский театр, он, по договоренности с Табаковым, играл несколько раз этот спектакль в Кузьминках. На один из этих показов приехал сам Табаков и губернатор Андрей Воробьев — они сидели в одной ложе, был невероятный аншлаг. В спектакле постепенно менялись артисты, потом его убрали из репертуара… И вот Сергей Безруков решил почтить память своего учителя и восстановить «Мудреца» — не дать его в своей новой трактовке, а восстановить именно тот табаковский спектакль — с теми же рисунками  ролей, мизансценами... Такая практика в театре возможна только со спектаклями великих режиссеров.

- В своем недавнем обращении губернатор Андрей Воробьев подчеркнул, что одна из задач Года театра — сделать спектакли доступными…


Мы должны доставить зрителю Московской области все самое лучшее. Билеты на все спектакли, которые мы привезем в Подмосковье, будут стоить от 100 до 300 рублей. Это для нас был своеобразный вызов. Представьте — посмотреть спектакль Театра Наций с Ингеборгой Дапкунайте за 100 рублей... Но мы это сделаем. Ключевое для меня слово сейчас — это слово «движение». Максимально активизировать и запустить процесс гастролей — наша главная цель. И областные, и муниципальные театры (а у нас их 22) постоянно говорят мне о том, что хотят показывать свои спектакли не только в своем городе. Как происходит сейчас в мегаполисах: репертуарный театр выпускает премьеру, а потом играет ее на своей сцене десять и больше лет три раза в месяц. Почему? Потому что людей много, каждый раз приходят новые зрители. В маленьком городке все по-другому. Сыграл театр премьеру, ее увидели все, кто хотел, — и все. Даже если спектакль шедеврален — вряд ли кто-то пойдет на него пять раз.

Zhanna-021 (1).jpg

- То есть спектакли муниципальных, не только столичных театров, тоже нужно куда-то вывозить?

Именно! Причем, как выяснилось, сделать это не так сложно. Нужно просто запустить маховик, и дальше механизм начнет работать сам. Со столичными коллективами оказалось гораздо сложнее — далеко не все спектакли московских театров можно показать на сценах наших областных ДК. Репертуарный театр не идет на компромиссы и хочет представить спектакль именно в том виде, в котором он ставится на «родной» сцене, — с тем же светом, теми же декорациями, техническим обеспечением…

Найти достойные площадки в Подмосковье оказалось очень непростым делом. Представители трех московских театров потратили немало времени на поиски. Часто получалось так, что в помещении даже не было дверей того объема, сквозь которые могли бы пройти декорации. Были осмотрены все подмосковные театры и 62 дома культуры и, в конце концов, определены места, в которых состоятся показы: Зарайск, Чехов, Серпухов, Дубна, Подольск и Королев.

- Чем еще, кроме театра, будет жить Подмосковье в 2019 году?


Отдельный, очень важный проект — Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Он проходит раз в четыре года и до сих пор остается визитной карточкой России не только в музыкальном, но и общекультурном контексте. В этом году конкурс пройдет в Москве и Санкт-Петербурге. В столице будут пианисты и скрипачи, в северной столице — вокалисты и духовики. Соответственно, будет четыре разных жюри. Председателем жюри пианистов будет российский гражданин — Денис Мацуев, все остальные представители жюри — иностранцы. Наш традиционный фестиваль имени Чайковского в этом году будет проводиться в партнерстве с дирекцией конкурса. В Клину будет обустроена большая фан-зона, и с 17 по 30 июня наши одаренные дети, выпускники ДШИ из разных районов Подмосковья, приедут туда.

DSC_4217.jpg

Если приехали издалека — останутся там ночевать. На больших экранах будут транслироваться онлайн-выступления участников  конкурса. У детей будет собственное жюри — будут смотреть, обсуждать… Большую программу готовит образовательный центр Юрия Башмета — запланированы мастер-классы с педагогами, дети с утра и до вечера будут заняты повышением своего профессионального уровня. Часть детей мы сможем отвезти в Москву, в консерваторию, чтобы они послушали выступления живьем.

- Кто-то из жюри конкурса приедет в Клин?


Да, конечно. Эту традицию заложил еще Ван Клиберн — в 1958 году он приехал в музей-заповедник Чайковского и посадил там дерево. Мы обязательно выберем два дня, когда участники будут репетировать финал, и пригласим членов жюри в Клин. Они приедут, все нам вскопают (смеется) и посадят деревья, а Мацуев даст концерт. И с 28 по 30 июня обязательно кто-то из лауреатов конкурса, и нынешних, и прошлых лет,  выступит у нас.

- Какие планируются фестивали, связанные с Годом театра?


Конечно же, фестиваль «Фабрика Станиславского». В этом году он очень разросся, команда Московского Губернского театра во главе с Сергеем Безруковым собрала крайне интересную программу со спектаклями гостей из разных городов.

Открытие пройдет в Горках Ленинских, так как это место самым тесным образом связано с историей становления МХТ. Сергей в позапрошлом году ставил в Любимовке опен-эйр спектакль «Вишневый сад», а в Горках с их огромными пространствами, различными объектами, мы решили поставить «Капитанскую дочку» — ведь в этом году исполняется 220 лет со дня рождения Пушкина. Так что 7 июня всех приглашаем принять участие в массовых сценах — можно будет попробовать себя в роли статистов. А 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича, пройдет Пушкинский театральный карнавал в Больших Вяземах (это мероприятие вошло в федеральный Театральный марафон). Так как это фестиваль муниципальных театров, а возможности у них разные, мы решили уравнять всех в правах — дать каждому 10 минут для представления композиции на пушкинскую тему. Все это будет проходить на большой сцене, в легендарных местах, которые, возможно, участники карнавала как-то смогут обыграть.

- Что представить зрителю, театры будут выбирать сами?

Естественно. Единственное, о чем я их попросила, это чтобы у нас не было 15 Татьян и 20 Онегиных. И еще почему-то все берут сцену у фонтана из «Бориса Годунова». Поэтому я призвала театры отнестись к задаче более творчески. В жюри будут наши самые известные артисты — предварительное согласие уже дал Василий Семенович Лановой. Традиционных первого-второго-третьего мест не будет: мы постараемся найти номинации, в которых будет отмечен каждый из театров. Завершится праздник настоящим карнавалом, в котором примут участие и актеры, и гости.

Была интересная задумка — устроить 6 июня чтение стихов, причем читать их должны те, кто родился в этот день, люди всех возрастов. Я даже обращалась с запросом в наши ЗАГСы, наивно думая получить списки людей, родившихся в этот день, но получила отказ — информация эта конфиденциальная (смеется). Попробуем через соцсети кинуть клич.


- Чем еще сможете удивить подмосковного зрителя и слушателя?

Событий запланировано множество. Пока не могу подробно рассказать о фестивале «Сон в летнюю ночь» — его программа в разработке. Скажу только, что идея фестиваля связана с шекспировскими традициями, европейским театром… Место для его проведения выбрано потрясающее — удивительной красоты храм в Дубровицах. Неподалеку оттуда в культурно-просветительском центре «Дубровицы» есть прекрасный орган, так что будет звучать барочная музыка в исполнении «ренессансной  личности» — органиста и виолончелиста Александра Князева… Фестиваль пройдет в конце августа, что будет в программе — вы скоро узнаете. Кроме того, в Подмосковье пройдут уже ставшие традиционными фестивали «Русская опера у стен монастыря» и «Мелиховская весна».

DSC_7503.jpg

- В своем обращении губернатор Андрей Воробьев отметил стратегическое направление — поддержку одаренных детей…

По решению губернатора в этом году запущена программа грантовой поддержки — 10 школ искусств с программой предпрофессиональной подготовки получат гранты в размере 1,5 миллиона рублей. Поддержка поможет ребятам участвовать в международных конкурсах, брать индивидуальные мастер-классы у лучших мировых педагогов и в итоге занять свое место на музыкальном Олимпе. Мы работаем в этом направлении рука об руку с нашими ведущими музыкантами. Юрий Башмет, создатель Всероссийского юношеского симфонического оркестра и Образовательного центра, получил грантовую поддержку от президента, в которую мы тоже вливаемся. Уже открылись школы в Жуковском, Видном, скоро откроется еще несколько школ.


«Новые имена» тоже работают по программе президентского гранта, работают в 16 регионах. Мы в этот список, естественно, тоже вошли, причем если от каждого региона они возьмут по пять детей, то от Подмосковья — 10. Участники проекта, музыканты и художники в возрасте от 6 до 18 лет, будут оцениваться по специальностям: фортепиано, скрипка, виолончель, кларнет, флейта, гобой, труба, фагот, саксофон, балалайка, домра, баян, аккордеон, гитара и изобразительное искусство. Прослушивания и просмотры пройдут в феврале в четырех городах — в Балашихе, Видном, Королеве и Красногорске. Мастерство и умения одаренных детей оценят преподаватели ведущих учебных заведений страны.

История фонда очень интересная: «Новые имена» были созданы легендарной женщиной Иветтой Вороновой. Она все это придумала, пробила на международном уровне, собрала детей, представлявших Россию на всех международных площадках. В этом фонде выросли Борис Андрианов, Болеслав Струлев, Сергей Крылов — все, кто определяет сегодня нашу новую музыку. Воспитанник «Новых имен» и сам Мацуев, который учился там с младшего возраста. Не так давно Иветта Воронова ушла от нас, передав управление фондом Мацуеву.


Мастер-классы для победителей, постоянное участие во всех проектах Мацуева, летняя школа в Суздале — все это будет детям обеспечено. У школы очень хороший принцип, лаконично названный «три П»: Поиск, Поддержка, Продвижение.

Фото: Фотобанк Московской области РИАМО, пресс-служба Министерства культуры Московской области.

Интервью будет опубликовано в новом, весеннем номере журнала "Горизонты культуры".