21 Октября Понедельник
+ 11,8 C, Малооблачно

Наталья Зарембо: пряники на меду всегда были «визитной карточкой» Дмитрова

04 Апреля 2019 9 минут Автор: Дмитрий Котов 303
Заместитель генерального директора Музея-заповедника «Дмитровский кремль» по научно-просветительской работе Наталья Зарембо победила в номинации «Лучший работник музея» профессиональной премии Губернатора Московской области. О том, как прийти в музей и остаться, о легендарном дмитровском прянике и красоте музейных сотрудниц Наталья рассказала в интервью порталу «Атмосфера».
КОГДА МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

Я закончила Московский областной педагогический университет по специальности «Живопись и народные художественные ремесла». Тогда это было новое направление. Выбрала специализацию «Ювелирное искусство», диплом защитила на «отлично». И довольно быстро ушла в декрет.

Работать, конечно, хотелось ближе к дому. Гуляя с коляской, я видела, как строится новый дмитровский музейно-выставочный комплекс, и думала – было бы здорово здесь работать: в центре, в красивом здании классического вида (оно выделялось среди других и казалось необыкновенным). Вообще, это уникально, когда здание строится специально под музей. Из аналогов я могу вспомнить разве что «Новый Иерусалим» в Истре.


В 2004 году моя мечта сбылась. Я увидела объявление в газете, пришла на собеседование, и меня сразу взяли научным сотрудником в историко-художественный отдел. В то время музей претерпевал серьезные изменения – было построено новое здание музейно-выставочного центра, появились новые экспозиции, художественная, археологическая экспозиции. Было очень интересно, необыкновенное время перемен. Кстати, четвертого апреля исполняется пятнадцать лет, как я работаю в музее…

DSC_2596.JPG

Раньше мне казалось: музей – это закрытые пыльные витрины, темновато, грозные бабушки-смотрители сидят…  Моя работа полностью изменила эту точку зрения. Мне очень, очень понравилось здесь работать. Я достаточно быстро стала старшим научным сотрудником – образование позволяло. Отправилась повышать квалификацию в Питер, в «Школу молодого музейщика» при Русском музее. Впечатлений было множество. Я поняла, как здорово работать в музее и привезла оттуда массу идей! Другие люди трудятся на фабриках, на заводах, инженерами…  а мы все время купаемся в удовольствии находиться в необыкновенно красивом месте и соприкасаться с историей и культурой.


МУЗЕЙ - НЕ ПРОСТО СКЛАД СТАРИННЫХ ВЕЩЕЙ

Помимо музейной атмосферы, меня поразил коллектив: люди со стажем тридцать лет и больше – некоторые из них работают и сейчас. Сорок, сорок пять лет музейного стажа! В музеях работают необыкновенно красивые женщины. Я не знаю, почему – но это так. Может быть, мы тут лучше сохраняемся?


Сейчас я говорю молодым сотрудникам, которые приходят к нам: вы не должны представлять себе музей как склад старинных вещей. Если даже самые замечательные и уникальные экспонаты не видят люди – это не музей. Публичное представление предметов и коллекций, причем способом доступным для всех посетителей – одна из  самых главных задач современного музея.

Помощь молодежи, наставничество, постоянный поиск, учеба, поездки – так мы живем. Сейчас идет глобальный обмен опытом, форумы, конференции – мне кажется, я постоянно куда-то езжу… А 15 лет назад этот процесс только начинался. Так вот: в нашем музее это было всегда. Мы нанимали автобус, собирались и ехали – в соседние города или куда-то далеко, на один день, на два. Каждый раз это была несомненно образовательная поездка для сотрудников, мы находили коллег, начинали их расспрашивать: покажите, расскажите, как у вас?

DSC_6365.jpg


Я занимаюсь экскурсиями, программами, проектами, детским центром и в общем всем, что связано с приемом посетителей. Наши гости часто говорят: какие вы молодые и красивые, все время улыбаетесь! Мне эта характеристика нравится. Гостеприимство, доброжелательность – неотъемлемые составляющие нашей работы. Всем, кто сюда пришел, должно быть спокойно, уютно, тепло, интересно.

ОГОРОД КРОПОТКИНА


Мы стараемся привлекать самых разных посетителей – студентов, детей, возрастных граждан, семьи.  Когда я только начинала работать, сюда почти не приходили малыши, дошкольники. Теперь около тридцати процентов посетителей – дети дошкольного возраста. Даже в доме Петра Кропоткина, в единственном в стране музее русского анархизма, много детей, несмотря на всю сложность темы. Мы там сажаем капусту на придомовом огородике, потом ее квасим на террасе, потом пьем чай с вареньем и пирогами – именно так было заведено в доме Кропоткиных. Жена Петра Алексеевича Софья Григорьевна  вела замечательное хозяйство, она была выпускницей естественно-научного факультета Женевского университета.. У нас даже праздник появился новый – «Капустница в доме Кропоткина». Вот в такой простой и доступной для детей форме удается рассказать о дмитровском периоде жизни великого ученого.

В новом музейно-выставочном комплексе изначально было спроектировано помещение, которое предполагалось отдать под интерактивные программы и образовательную работу с детьми. В нем в 2004 году и был создан детский центр. Здесь – большая, около двухсот квадратных метров, анимационная комната, помещения для кружковой работы и чаепитий, замечательный бальный зал (сейчас мы переименовали его в театральный и сделали сцену)… Было бы неправильно всю это работу пытаться проводить в музейных экспозициях, а в детском центре мы можем творить, установили там избу, и печь у нас есть, и мастер-классы проходят. Все можно трогать, со всем взаимодействовать.


Сейчас в музее пять экспозиций. Музейно-выставочный центр на улице Загорской – тот самый, который строился на моих глазах, – два экспозиционных здания на территории кремля (художественная коллекция и экспозиция археологии), дом Кропоткина и дом Звездинского.

DSC_2575.JPG

Посетитель стал более требовательным. Я уже не могу просто выучить экскурсию и четко ее проговорить. Нужно быть готовой ответить на массу вопросов. С 2017 года мы - исполнители муниципальной программы Дмитровского городского округа по туризму. Водим экскурсии,  разрабатываем новые маршруты. В 2018 году наш музей был занесён в Единый федеральный реестр туроператоров и теперь мы можем формировать собственные туры – это уникальное предложение. Дмитровский округ посещают проездом, довольствуясь маленькой экскурсией в городе, или остаются на несколько дней, располагаясь на горнолыжных курортах Дмитрова, пользуясь полным спектром предложений музея, осматривая все объекты.


АЛЕКСАНДР II И МЕДОВЫЙ ПРЯНИК

На конкурсе я должна была представить свой проект “Пряничный фестиваль” - восстановление местной пряничной традиции, мое детище, я его придумала совместно с одной из дмитровских студий творчества.

В музейных фондах есть красивые, необыкновенные пряничные доски. Они не похожи, например, на тульские – крупные, с интересным узором. Есть истории о дмитровских купцах, которые пекли пряники и баранки. Не все знают, что «визитной карточкой» города были пряники на меду. В частности, во время визита в 1858 году Александра II наряду с традиционными хлебом и солью гостю поднесли печатный пряник. Император был принят в доме городского головы Возничихина. В память исторического посещения Возничихин заказал медную доску, которую повесил над диваном, где в его доме сидел император. А где сами пряники? Почему мы их никогда не пробовали? Как только в музее задались этим вопросом, выяснилось, что огромное количество мастеров в городе печет пряники. Я прожила в Дмитрове с рождения и не знала об этом, представляете?

Современные дмитровские пряники похожи по рецептуре на исторические, которые мы восстановили по старинным рецептам. Дмитровские пряники были печатные, имбирные, на местном меду. Мука обычная, а вот различных специй добавляли множество – их перечень у нас тоже имеется. Была начинка из местных кислых яблок, которые замечательно подходят для этой цели.

DSC_1674.JPG


Возрожденный дмитровский пряник не всегда печатный. Он может быть просто вырезным и расписным, и в отклонении от стандарта я не вижу ничего плохого: промысел развивается. Пряники с гербом Дмитрова, с надписью «Зима в Подмосковье» – такие сувениры пользуются спросом у туристов.

Пряничный фестиваль мы решили сделать как европейскую ярмарку, под Новый год – во-первых, чтобы люди зарядились предпраздничной атмосферой, – ну, и чтобы поддержать производителей, местных кондитеров. Музей в эти дни увеличивает свою посещаемость раз в десять – все идут сюда за оригинальными подарками. В первом фестивале у нас приняли участие пятнадцать пряничников, все местные. В этом году прошел третий фестиваль. Масштаб, конечно, вырос. Нас поддержали мастера из Москвы, Тулы, других городов.


Главным своим достижением я считаю то, что весь  Дмитров теперь знает об исторической пряничной традиции города. Наверное, каждый местный житель пробовал, пек или дарил пряник. А еще три года назад эта информация была прерогативой музейных работников и горстки краеведов.

В жюри было много коллег. Признание профессиональной общественности, бесспорно, очень важно. Я начала участвовать в конкурсе в 2018 году, это год столетия нашего музея. В 2019-м, когда я выиграла, исполняется 15 лет моей трудовой деятельности здесь. Для меня это очень знаково.


МУЗЕЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАПОЛНЕН ЛЮДЬМИ

Музей – место, которое должно быть наполнено людьми. Хочется привлечь максимальное количество посетителей, удержать их, чтобы они пришли во второй, третий раз, привели своих детей. Я хочу развивать тему музейной педагогики – это объединение творчества наших сотрудников и школьных учителей. Сейчас мы работаем над программой «Близкий музей – твой музей». Она о параллельной жизни человека и музея. У нас есть программы для беременных женщин, а в детской комнате могут находиться даже груднички. Образовательные программы «Дмитровского кремля» – для малышей с четырех лет. Молодежные квесты и свадебные программы, ретро-клубы – мне хочется, чтобы вся жизнь людей проходила через нас, шла с нами в ногу, пронизывала каждый период жизненного пути. Интересно было бы вырастить целое музейное поколение. Мне кажется, это очень здорово.

Фото: из личного архива Натальи Зарембо, Сергей Калугин


Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее