15 Июня Вторник
17 C, ясно

Навигация - 2021: простые сложности

24 Мая 2021 5 минут Автор: Наталия Шевченко 42
Практически все люди хотя бы раз в жизни пользовались деревянными, надувными или металлическими лодками, байдарками, шлюпками или другими плавсредствами, но далеко не все осведомлены о их правовом статусе. Это незнание не безобидно и может привести к неприятным последствиям, хорошо если только в виде штрафов. Давайте разбираться.
С 1 января 2021 года МЧС России принял ряд новых правил поведения на воде. В основном, они уточняют ранее принятые правила, которые нелишне напомнить, но есть и нововведения. Теперь правила использования маломерных судов регламентируются Приказом №487 "Об утверждении правил пользования маломерными судами", с которым людям, регулярно пользующимся маломерными судами или часто отдыхающими на воде, стоит ознакомиться.

Первое, в чем следует разобраться, это в том, какие плавсредства может использовать любой человек, а для каких необходима их регистрация и специальные права.

Обычно на отдыхе мы сталкиваемся с тремя типами судов: маломерными, прогулочными и спортивными. Чаще всего используются маломерные суда; часть из них подлежит регистрации, а некоторыми можно пользоваться без свободно, даже лодками с мотором.
Маломерное судно – это судно длиной менее 20 метров, которое рассчитано не более чем на 12 пассажиров.

Прогулочное судно – судно, на котором может быть не более 12 пассажиров, а с членами экипажа – не более 18 человек.

Спортивное судно – судно, которое использует в качестве основной движущей силы силу ветра, переоборудованное или построенное для спортивных целей.
Так что маломерные суда могут быть не такими уж и маленькими - двадцать метров, это очень и очень внушительный размер. Неудивительно, что многие маломерные суда подлежат обязательной регистрации в ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам), они время от времени должны проходить техосмотр и иметь на борту определенный набор оборудования. А если судно использовать для коммерческой деятельности, то нужно становиться на учет в РРР (Российский речной регистр), или РС (Российский морской регистр), если судно планируется использовать не только на внутренних водоемах.

kayak-2893607.jpg

Простых отдыхающих эти сложности касаются косвенно, однако, лучше все же обращать на них внимание. Если вы отправляетесь на платную водную прогулку от какой-то фирмы, имеет смысл предварительно выяснить, есть ли у судна соответствующий сертификат. Если нет, то все далее происходящее - на ваш страх и риск. Вы вроде как просто гости хозяев судна и вам никто ничего не должен в случае испорченного отдыха.

Но самая интересная часть для рядового отдыхающего– это те маломерные суда, для которых не нужна регистрация и управлять которыми может любой человек. Эта информация содержится в Кодексе внутреннего транспорта РФ в статье № 16.

Регистрации не подлежат:
шлюпки;

суда весом до 200 кг с использованием мотора до 8 Кв;

спортивные парусные суда длиной до 9 м;

несамоходные беспалубные суда длиной до 12 м.
Этими плавсредствами можно спокойно пользоваться, не ставя их на учет. Понятно, что все байдарки весят заметно меньше 200 кг - самые тяжелые каркасные байдарки могут весить 45 кг. Только не нужно путать вес и грузоподъёмность, которая у четырехместных каркасных байдарок может доходить до 450 кг, у каркасно-надувных до 500 кг, а неразборные модели байдарок могут брать на борт до 600 кг груза!

Как видно из вышеприведенного списка, некоторыми надувными резиновыми или ПВХ лодками можно спокойно пользоваться без регистрации, даже если на них установлен мотор. Но тут нужно тщательно подбирать модели во избежание претензий со стороны ГИМС. При этом, если вашему судну не нужна регистрация, то вам не нужны и документы на его управление! Это важно знать, так как недобросовестные инспекторы ГИМС увы, иногда могут попытаться выписать за это штраф. Чтобы быть абсолютно спокойным, на борту лучше иметь документ (или его ксерокопию), что лодка принадлежит именно вам.

lifebelt-1458596.jpg

А вот что обязательно иметь, находясь хоть на надувной лодке, хоть на байдарке – это спасательный жилет. Причем он должен быть не "где-то там", а на каждом пассажире. Даже если вы плаваете недалеко от берега.

Снимать спасжилет можно только в судовых помещениях, которых на маломерных судах, не подлежащих регистрации не бывает. На других маломерных судах судовые помещения встречаются, но они как правило маленькие, пассажиры и члены экипажа большую часть своего времени проводят за их пределами. Важно, чтобы спасательный жилет был подходящего размера и плотно застегнут – в виде “исключающем самопроизвольное снятие при погружении в воду”. Штраф за отсутствие спасательного жилета начинается от 500 руб, а цены на спасательные жилеты стартуют от 800-1000 руб.

Спасжилеты должны быть надеты и на тех, кто катается на гидроциклах и на тех, кто находится на буксируемых объектах, например, на "ватрушках", "бананах", лыжах и т.п.

Кроме мер безопасности, стоит обратить внимание на правила движения судов, которые очень полезно знать даже тем, чьи плавсредства не подлежат регистрации, и даже тем, кто захотел просто на них покататься. Значительная часть новых правил посвящена именно приоритету и порядку входа на разные водные объекты.

boy-1853960.jpg

Как и в дорожном движении, при маневрировании суда могут обгонять друг друга только с левой стороны в направлении движения и расходиться друг с другом левыми бортами.

Самым высоким приоритетом в движении обладают парусные суда, что разумно – этому типу судов маневрировать труднее всего. А вот моторные суда, напротив, обладают самым низким приоритетом и должны пропускать все другие типы судов.

Запрещается швартоваться, останавливаться и становиться на якорь в пределах фарватера, под мостами и возле навигационных знаков. Нельзя приближаться к регистровым судам и мешать их движению.

При буксировке маломерного судна или любого другого плавсредства отдельный человек обязательно должен наблюдать за тем, что буксируется.

Нельзя ставить маломерное судно боком (лагом) к волне – при таком положении большой риск того, что судно перевернется или будет залито водой, перехлёстывающей через борт. Вообще выход в ветренную погоду, на маломерных судах запрещен.

small-boat-4356277.jpg

Строго запрещено заходить под парусом или мотором в акватории пляжей и мест массового прибрежного отдыха!

Ну и основа основ: на воде нельзя находится в состоянии алкогольного опьянения. Вода – чрезвычайно коварная среда. Солнечный штиль в несколько минут может смениться шквалистым ветром, а расстояние до берега, которое казалось небольшим, может стать непреодолимым. Чтобы не испортить себе отдых на воде, внимательно следите за погодой, выполните правила безопасности, и очень желательно – изучите соответствующие нормативные документы. Лишним это точно не будет.

Фото: pixabay.com

Онлайн-подписка на 2021 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее