Все Подмосковье
9 C, пасмурно

Никифор Семенов: последний "водитель кобылы"

11 Августа 2022 4 минуты Автор: Екатерина Радченко 125
Русский этнограф-беллетрист Сергей Максимов (1831-1901) в книге "Лесная глушь" писал, что представителей этой профессии называли вощиками и дружками, а само ремесло считал исконно русским. Речь об извозчиках. По утверждению ученого, все православные переселенцы и поселенцы всегда первым делом стремились обзавестись лошадью и выживали благодаря этой работе. В своих путевых заметках Максимов отмечал, что в разных губерниях среди разных этносов почему-то именно русские занимались извозом и даже выводили для этого новые породы лошадей из туземных. А дружками их называли потому, что повсюду жили они дружной артелью, выручая друг друга.
Однако уже в 1871 году Сергей Васильевич с сожалением отмечал, что с развитием шоссе и новых видов перевозок количество извозчиков постепенно сокращается, и профессия может вскоре исчезнуть. Впрочем, просуществовала она еще довольно долго и даже получила некое развитие, когда в 1901 году в стране появились первые "ученые извозчики", выдержавшие экзамены по французскому языку, географии, астрономии и хорошим манерам. Но в первой половине ХХ столетия услуги извозчиков и кучеров всё-таки перестали быть востребованными.

Находить необычные факты о забытых профессиях всегда занятно. В подмосковном Орехово-Зуеве хранят память о последнем извозчике города – Никифоре Фроловиче Семёнове. Упоминания о нем, есть в краеведческой литературе, в частности в книге "Казарма" (Орехово-Зуево, 2000 г.), а недавно с историко-этнографическим проектом "Этногород" поделились семейными преданиями потомки Никифора Семёнова – Наталия и Алексей Гладышевы.

Алексей Васильевич - родной внук последнего извозчика города. И хотя он родился, когда Никифора Фроловича уже не было в живых, рассказы о дедушке врезались в память на всю жизнь. А слышал их он от мамы – Лидии Семёновой, младшей дочери Никифора.

photo_2022-08-04_18-16-45.jpg

Родом Н.Ф. Семёнов был из-под Рязани. Рос в деревне, где, очевидно, и проникся любовью к лошадям. Затем много лет прожил в Орехово-Зуеве, где в 1924-29 гг. у него родились две дочери. Прежде, чем стать извозчиком, сначала работал конюхом, ухаживал за лошадьми на Конном дворе, рядом с которым и жил в "викуловской" казарме №212.

Это было двухэтажное здание на 75 комнат. Кухонный выход вел к Конному тупику. В казарме и соседнем доме жили приезжие из окрестных деревень, кто работал на ткацких и красильных фабриках и механическом заводе.

Именно Конный двор и был экзотикой для местных мальчишек, любивших наблюдать, как по вечерам оттуда выезжало десятка два телег, запряженных лошадьми. Они направлялись в "ночное" на свежие травы. Одним из таких мальчишек был Геннадий Красуленков, ставший впоследствии известным журналистом, краеведом и автором герба Орехово-Зуева. В своих воспоминаниях о казарме он делился и впечатлениями об извозчике Никифоре Семёнове: "Здоровенный детина с широкой и окладистой бородой. Его коляска, покрытая черным лаком, всегда сверкала и была в образцовом порядке. Когда он приезжал на обед, ребятня цеплялась сзади за рессоры, желая прокатиться. В такие минуты в воздухе свистела его плетка, и звучал громовой голос: "Нельзя! Заразная!". Впрочем, строг он был только во время работы, а по вечерам кружил ребятню на своих могучих плечах, и эти "живые карусели" запомнились им на всю жизнь.

22.jpg
Казарма № 212 и дома Конного тупика

Никифор Фролович сохранил невероятную крепость и в пожилом возрасте. Об этом свидетельствует внук Алексей Васильевич: "Со слов матери, дед был настолько крепкий, что мог "бодаться" с молодыми с превосходством в силе". Еще одно занятное воспоминание: Никифор очень любил гречневую кашу. Так что, если ваши дети отказываются от этого блюда, можете в качестве аргумента приводить им в пример нашего извозчика.

В годы Великой Отечественной войны в силу почтенного возраста Никифор Семенов на фронт уже не попал, но продолжал честно трудиться в Орехово-Зуево. В 1944 году Ореховский хлопчатобумажный комбинат был награжден орденом Трудового Красного Знамени "за успешное выполнение заданий правительства по снабжению Красной Армии вещевым довольствием и выполнение специальных заданий командования Красной Армии". В честь такого события в Орехово-Зуево приехал сам Всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин. Доставить почетного гостя от вокзала до Зимнего театра, где проходила церемония награждения, поручили Никифору Семёнову. Слезая с коляски, М. И. Калинин тоже подивился мощи и росту извозчика, заметив напоследок: "Экий ты, братец! Я из-за тебя полгорода не увидел".

n3pnxc5c.jpg
Проверка документов у извозчика. Москва. 1939 г.

Впоследствии Семёнов стал возить директора хлопчатобумажного комбината и охотно проработал бы еще много лет. Но по приказу директора комбината последнюю старую лошадь отправили на мясо, пока она не сломала ногу. На этой печальной ноте закончился не только трудовой путь Никифора Фроловича, но и ушла в небытие профессия "водителя кобылы", как шуточно названа работа извозчика в знаменитой песне Леонида Утесова.

Никифор Семёнов умер в начале 1950-х годов, прожив 90 лет. По мнению родных, прожил бы дольше, но подкосила гибель внука от старшей дочери. Похоронен на Зуевском кладбище.

В определенном смысле дело деда продолжил Алексей Гладышев. Только он имел под капотом уже много лошадиных сил, работая водителем в таксопарке Орехово-Зуева.

Фото: из архива автора, mtdata.ru,

орехово-зуево история профессия краеведение


Онлайн-подписка на 2022 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье»
и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее

Выберите город