12 Декабря Четверг
+ 1,5 C, Пасмурно

Опера у стен монастыря

10 Июля 2019 7 минут Автор: Алексей Сокольский 355
«Если человек не идет на оперу, то опера идет к человеку». 16 июля в Коломне и 17 июля в Серпухове пройдет фестиваль «Русская опера у стен монастыря», на котором покажут «Мазепу» Чайковского. Наш собеседник — заслуженный артист РФ, солист «Геликон-оперы» Михаил Гужов уже не раз выходил на сцены, далекие от сцены родного театра. Споет он у стен монастыря и в этом году…
«АРТИСТ — ПРОФЕССИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ»

Как относятся артисты к выступлению на открытом воздухе? Ведь погода бывает разной…

Честно признаться, мы, артисты, к разного рода экстремальным ситуациям уже привыкли. В наше время мы должны быть готовы проявить себя в любых предлагаемых обстоятельствах. Да, ситуации бывают разными… Помню, как в Коломне — как раз у стен монастыря — шла опера «Алеко». Начинается она с небольшого вступления, когда сначала поет хор, а после я — арию «Волшебной силой песнопенья…» Это был жаркий летний день, стояла прекрасная погода, и буквально в тот момент, когда я запел, откуда ни возьмись — такой порывистый ветер, практически шторм! Тем не менее, я спел. Однако ветер наши планы, конечно, расстроил, пришлось сделать «еще дубль». Мы снова начали с «рассказа старого цыгана».

Еще одна экстремальная ситуация была на фестивале, посвященном 400-летию династии Романовых. В опере «Жизнь за царя» я исполнял партию Ивана Сусанина. Спектакль подходил к концу, я запел арию «Чуют правду», и… загремел гром, началась гроза! Оркестр отсел чуть дальше — инструменты надо беречь, а я, несмотря на дождь, пел арию Сусанина. После этого была очень энергичная сцена с поляками, когда моего героя убивают. В этот момент гроза была просто страшная! А когда хор запел «Славься!..», выглянуло солнце. Это было настолько символично…

общак .jpg

Получается, что природа решила поучаствовать в сценографии…

И очень активно! Такие ситуации бывают. Случалось, что приходилось петь на улице в не очень, так сказать, «теплой атмосфере», — плюс пять, плюс восемь. Но, слава богу, это было редко…

К спектаклям на открытом воздухе театр готовится как-то по-особенному? И артисты, и декорации…

Конечно, по-разному, есть ситуации, где нельзя перенести все декорации на улицу. Когда ездили в Коломну, в Клин, таких декораций, как в театре, у нас не было. Сценическая режиссура тоже была изменена, мы играли по-другому, подстраиваясь, естественно, под те условия, в которых оказывались. Но были и такие спектакли, когда и режиссура, и декорации практически полностью переносились со сцены театра. Например, когда мы пели в Клину «Мазепу», практически вся режиссура и часть декораций была перенесена на открытую сцену.

«Я НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛА, НО МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ!..»

Выступления на открытых площадках иногда привлекают людей, которые, скажем так, не сильно подготовлены. Все-таки опера и балет — искусство, которое можно назвать элитным. Приходилось ли вам общаться со зрителями, оказавшимися на опере, может быть, даже впервые, если вообще не случайно. Например, проходя мимо стен монастыря? Слышали ли вы от них какие-либо отзывы?

Такие моменты, конечно, были. К нам в театр «Геликон-опера» тоже публика приходит разная. Это, кстати, чувствуется по реакции зала. Однажды после спектакля одна из зрительниц сказала мне: «Я ничего не поняла, но мне понравилось!..»

мазепа 1.jpg

Бывают такие моменты: неосознанно, подсознательно… человек может не понимать, что происходит, но, тем не менее, что-то его завлекает. Этими-то моментами наш театр и привлекателен. К тому же некоторые режиссеры (особенно наш художественный руководитель Дмитрий Бертман) ставят такую задачу, чтобы публика какие-то вещи, которые происходят на сцене, додумывала сама. И в этом плане я с режиссером согласен, потому что когда тебе все, простите, «разжуют» да подадут «на тарелочке», когда все понятно, — это не интересно. Нужна все-таки какая-то интрига. В этом есть свой смысл. Конечно, кто-то понимает, а кто-то нет…

То есть заставляют зрителя не только развлекаться, но и работать, думать?

Да! — «Почему здесь произошло так?», «Почему здесь такая ситуация?» Помню, в опере «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха я пел Линдорфа, Коппелиуса, Миракля и Дапертутто — то есть «четыре дьявола в одном». За границей каждого поют разные артисты, но у нас все эти образы создает один человек. Одна моя хорошая знакомая, посмотрев спектакль позвонила и сказала: «Это настолько интересно! Этот спектакль заставил меня по-другому относиться к жизни, задуматься: зачем я эту жизнь проживаю?» Вот так на некоторых зрителей влияют спектакли. Это нормальное явление. Я считаю, что для того и существует театр, существует опера, чтобы заставлять зрителя действительно понять, не просто что происходит на сцене, но и — каким образом. Человек сравнивает происходящее на сцене со своими жизненными ситуациями и начинает что-то в себе «проворачивать», анализировать…

Царская невеста 1.jpg

«ЭТО ТО, ЧТО ДЕЛАЕТ НАС ЛЮДЬМИ»

Как вы считаете: после таких открытых фестивалей, куда попадают не только знатоки, но и, скажем прямо, случайные люди, число любителей этого жанра увеличивается? Становится ли больше ваших зрителей?

Вы знаете, не хочу хвастаться, но поклонники у меня есть, и, если я не ошибаюсь, их круг расширяется. Мне это приятно, меня это еще более «подстегивает», стимулирует больше работать над собой, привносить в образы, которые я исполняю на сцене, разные краски, разные задачи, что-то свое. Но тут важно, чтобы это «свое» не расходилось с задачей, поставленной режиссером… У режиссера свое видение, он ставит какую-то свою задачу, с которой твоя индивидуальность должна совпасть. Если это получается, то, я считаю, половина дела уже сделана.

Конечно, бывают и такие спектакли, которые тебе «на душу не ложатся», и ты пытаешься просто спеть, просто прожить это, но все равно чувствуешь, что это не твое. По возможности, конечно, я от таких спектаклей отказываюсь.

Михаил Гужов.jpg

Мне очень хорошо «лег на душу» Линдорф в «Сказках Гофмана». Мне нравится «Севильский цирюльник» и, конечно же, «Борис Годунов». У нас очень хорошие спектакли, оригинальные постановки. Что касается оперы, то это такой жанр, который все равно любить будет узкий круг людей. Но, тем не менее, наша (оперных певцов) задача — по возможности этот круг сохранять. И не просто сохранять, а расширять. Чтобы больше людей в него вовлекалось, чтобы люди понимали эти ценности. Ведь опера — это основополагающий жанр нашей отечественной культуры, это — классика. Вспомните Большой театр в СССР! Можно разное и говорить, и думать про ту эпоху, но культура там была на высоте!

И каким высоким был дух патриотизма! Сезоны начинались с «Ивана Сусанина», потом — «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Царская невеста» — шедевры русской классики, они, собственно говоря, и держали нашу культуру на высоте. Сейчас, к сожалению, в Большом театре такие оперы не идут… Я уверен в том, что мы все равно к этому придем, что все это вернется на круги своя. Потому что опера — это культура нашего народа. Она поднимает дух! Поэтому я считаю, что эти традиции русской национальной оперы надо сохранять, воссоздавать и привлекать людей к этому искусству — настоящему искусству, настоящей культуре. А не уводить их куда-то с помощью боевиков и сериалов.

Царская невеста 3.jpg

А как же «рейтинги», «бокс-офис», «окупаемость», «рынок»?.. Говорят, что людям дают именно то, что они хотят получить…

Знаете, было у нас как-то турне по Волге на теплоходе «Федор Шаляпин». От Москвы до Астрахани и обратно. И однажды ближе к вечеру мы с концертмейстером репетировали программу, пели романсы Чайковского, Рахманинова. Я был в репетиционном процессе — «весь в нотах» и не заметил, что в какой-то момент зал наполнился людьми. Репетиция у меня превратилась в концерт! Для меня это стало полной неожиданностью. Самое интересное — это кто был на этой «репетиции»! Зал был заполнен молодыми людьми. Дети пришли! Помню, я Мусоргского пел: «Жил-был король, при нем блоха жила…» Дети бегали и смеялись. Так что «репетиция-концерт» прошла с успехом. И то, что в зале была молодежь, — это самое главное. Ведь есть такое мнение, что к оперному искусству больше тянутся люди пожилые…

И были овации! Только один человек спустился с верхней палубы и выразил неудовольствие: вы, говорит, своей репетицией у меня дискотеку сорвали. Вся молодежь ушла к вам…

Я считаю, что надо дать людям возможность проникнуться настоящей музыкой, почувствовать ее красоту и силу. Именно это надо сделать приоритетом. Потому что это — главное, это — суть. Это то, то делает нас людьми, заставляет по-другому смотреть на жизнь. А не попса, не боевики и не криминал, которые, я надеюсь, все-таки уйдут на второй план. Я оптимист. Дух у нашего народа, у нашего поколения, он есть. Просто я считаю, что надо его не убивать, а наоборот поддерживать и возрождать.

Материал опубликован в летнем номере журнала “Горизонты культуры”. Фото: пресс-служба театра «Геликон-опера»

Онлайн-подписка на 2020 год

Здесь вы можете подписаться на журналы «Подмосковный летописец», «Горизонты культуры», «Социальная защита. Подмосковье» и «Образование Подмосковья. Открытый урок» Подробнее